Люсьен Леви – Брюлем (связь познавательных процессов и культуры).

При исследовании мышления индивида необходимо анализировать культуру, к которой этот индивид принадлежит. Сама же культура характеризуется совокупностью существующих в ней общих взглядов, или «коллективных представлений.

6. Л.С.Выгодский.Культурно обусловлены не только изменения в содержании мышления, но и в самих процессах. Это объясняется специфическим механизмом возникновения высших психических функций. Говорит о том, что культура развития ребенка появляется у него сначала в социальном плане, а затем уже в психологическом. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения между людьми. Реализация идеи о социальных детерминантах процесса восприятия, т.е. как минимум обеспечивал первую часть программы анализа социального познания. Основная идея концепции Выготского о культурно-исторической детерминации психики при ее последовательном развитии подводит к выводу о вплетенности процесса познания в коммуникативный процесс, а тем самым — в ткань общественных связей и отношений.

7. А.Н.Леонтьев.Чтобы освободиться от объекта, надо его «выразить» каким-то способом, и этот способ —знак, словесное значение. Слово обладает фиксированным содержанием за счет социальной конвенции — согласия относительно его значения. Поэтому представление о мире всегда дано в рамках некоторой культурно-исторической системы значений — определенной социальной среды, общности, культуры.

8. А.Р.Лурия. «Двойной мир»: с одной стороны, это непосредственный предметный мир, а с другой — мир, обозначаемый словами. Тип культуры, уровень ее освоения оказывают огромное влияние не только на содержание представлений о внешнем мире, но и на сам характер познавательных процессов. У каждого индивида при построении образа мира, отдельных его явлений складывается своя категориальная схема (система понятий, в которых этот мир описывается). Как она соотносится с тем, что «выработано» обществом, группой, — требует в каждом случае особого изучения.

Проблема социального познания включает в себя два фокуса исследования:

1. Равномерное внимание как анализу социальной обусловленности процесса познания, так и анализу самого процесса познания социальных объектов (т.е. тому, как человек «работает» с социальной информацией).

2. Как познает социальный мир обыденный человек.

Социальная перцепция. Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен Дж. Брунером. Обозначают как восприятие социальных объектов. Социальные объекты это другой человек, социальная группа социальная общность. В этой области был предложен термин «социальное познание». Р. Тажиури отмечал, что термин фиксирует не только результат, но и процесс «познавания» другого человека. Это не только размышление по поводу визуально воспринятого, не только оценивание его (что включает и эмоции), но и мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от такого взаимодействия. При исследовании социального восприятия была поставлена проблема понимания социальных объектов.

Для рассмотрения более подробно этой проблемы была предложена следующая схема. Эта схема включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:

1. другого индивида, принадлежащего к своей группе

2. другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе

3. свою собственную группу

4. «чужую» группу

Когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа.

5. восприятие группой своего собственного члена

6. восприятие группой представителя другой группы

7. восприятие группой самой себя

8. восприятие группой в целом другой группы

Во всех восьми обозначенных позициях речь идет не столько о простом восприятии, сколько опознании объекта.

Люсьен Леви – Брюлем (связь познавательных процессов и культуры). - student2.ru

Наши рекомендации