Социально – психологические аспекты агрессивного поведения. Теории агрессивного поведения.
Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, но необходимо знать ее мотивы и сопутствующие переживания. Термин агрессия имеет множество значений: 1. агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб, 2. агр – попытка нанесения др телесных или физических повреждений 3. Агр – физическое вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. Агрессивность – это устойчивая черта лич-ти. Уровни агрессии определяются научением в пр-се социализации и ориентацией на культурно-социальные нормы. Выделяют 2 типа агр-ии: враждебная (источник злость, цель – причинить вред) и инструментальная (причинение вреда не самоцель, но сред-во достижения цели). Агрессия может быть прямая (открытая) и косвенная (скрытая). Множество теоретических взглядов на агрессию можно разделить на 4 категории, по которым она относится к: 1.враждебным побуждениям или задаткам; 2.потребностям, активизируемым внешними стимулами 3.познавательным и эмоциональным пр-сам 4.актуальным социальным условием в сочетании с предшествующим научением. Теориибывают различные:I.Т.инстинкта – рассматрив агрес-ое поведение как врожденное. Общий смысл: агрессия – следствие инстинктивных, врожденных факторов, а значит, ее нельзя устранить удовлетворением каких то потреб-тей чел-ка (материальных, соц), можно только ослабить агрессивные проявления. Фрейд – агрессия берет начало из вроженного направленного на своего носителя инстинкта смерти (тот же инстинкт но направленный на др). агрессия направленная на др по Фрейду это результат конфликта м\у саморазрушением и самосохранением. Эволюционисты – источник инстинкт борьбы, присущий всем животным и чел-ку. Лоренц (этологический подход), Ардри (охотничий инстинкт и появление оружия приводят к нападению чел-ка на свои же особи). II.Т.побуждения – источник агрессии – вынуждаемый внешними причинами позыв или побуждение причинить вред др. среди этих теорий наиболее влиятельная т. фрустрации-агрессии (Доллард) – у индивида пережившего фрустрацию возникает побуждение к агрессии, иногда этот позыв встречает препятствия или подавляется, но побуждение остается и ведет к агрессивным действиям, кот при этом могут быть уже нацелены не на фрустратора, а на др объекты – это положение о Смещенной агрессии. Берковиц – Т посылов агрессии, фрустрация или др стимул приводят лишь к готовности действовать агрессивно, а для агрес поведения нужны посылы к агрессии (средовые стимулы, связанные с актуальными факторами, провоцирующими злость или агрессию), Т. переноса возбуждения (Зильман) - агрессия обусловлена возбуждением, т. е. конструктом кот можно наблюдать и измерять. III.Когнитивные модели – рассмотрение эмоциональных и когнитивных пр-сов, лежащих в агресс поведении – т. е. характер осмысления индивидом чьих-то действий оказывает влияние на его чув-ва и действия. Эмоциональные возбуждения переживаемые индивидом влияют на когнитивные пр-сы, занятые в определении степени угрозы. Берковиц (модель образования новых когнитивных связей), Теджфел (Т социальной идентичности). IV Т. социального научения – агрессия – явление социальное, т. е. форма поведения усвоенного в пр-ссе соц научения. Глубоко понять агрессию можно только поняв: каким путем была усвоена агр модель повед, какие факторы провоцировали ее появление, какие условия способствовали ее закреплению. Агрессию можно подавлять и предотвращать ее появление, т. к. агрес манеру мы усваиваем, наблюдая за действиями др и отмечая для себя последствия этих действий.
36. Социально – психологические аспекты межгрупповых отношений (межгрупповая напряженность, межгрупповые различия).Подходы к объяснению МГО: 1). Мотивационно - личностные подходы: 1. Неизбежность негативных отношений между группами. Эдипов комплекс: 5-7 лет – формирование половой идентичности. Мальчики испытывают негативные чувства к папе, девочки к маме. 2. функция враждебности – поддержание стабильности и надежности группы. Фрейд: чтобы группа могла существовать, нужна другая группа. Мы любим всех наших, плохо относимся к не нашим. Групповая сплоченность и аутгрупповая агрессия взаимозависимы. Теодор Адорно «Теория авторитарной личности»:в развитии личности появляются особенности, делающие ее враждебной к другим. «В культуре Германии детей воспитывают так, что в результате формируются авторитарные личности. Почитание взрослых, суровые нормы, наказания, критика родителей запрещена, Эдипов комплекс, авторитарное воспитание – все это приводит к тому, что у детей копится агрессия к родителям, происходит смещение агрессии. К.Лоренц: агрессия выполняет приспособительную функцию. Агрессия к другому виду нормальна (выживание). Миллер, Доллард «Теория фрустрации и агрессии»: фрустрация – необходимое и достаточное условие для агрессивного поведения. Легко перенести агрессию на всех похожих на того, кто нам досадил. Н-р: чеченцы - лица кавказской национальности. Чтобы избежать столкновения групп, необходимо сделать границы. Благодаря группе мы можем различать любовь к своим и ненависть к другим.
2). Ситуативные подходы Причина межгрупповых конфликтов – внешняя - ситуация. М.Шериф: есть объективные обстоятельства, которые приводят к враждебности одной группы по отношению к другой. Если интересы и цели групп разные и противоположные – это и будет базой для межгрупповых конфликтов. Эксперимент: мальчики в детском лагере. Когда появляются суперординарные цели, которые приводят к необходимости объединиться, межгрупповые отношения улучшаются. Кэмпбелл «Реалистическая теория межгруппового конфликта».Реальный конфликт интересов между группами обуславливает отношения конкуренции и ожидания реальной угрозы со стороны др. группы. Следствие: реальная угроза обуславливает: 1-враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы, 2-увеличение внутригрупповой солидарности, 3-более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности,4- повышение непроницаемости границ группового членства 1.снижение степени отклонения индивида от групповых норм, 2.повышение меры наказания за нарушение этих норм, вплоть до изгнания. Прямолинейная зависимость межгрупповой враждебности от внешних факторов оспаривалась представителями когнитивной психологии. Так в экспериментах аутгрупповая враждебность и дискриминация наблюдается и без объективного конфликта интересов.
3). Когнитивный подход Теджфел– парадигма минимал. группы. Враждебность к др. гр. унивесальна. Как только чел. предст. другого как чужого, он начин. дискриминир. его. Сам факт принад-ти к какой-то группе даже по min. признакам, является достаточн. основанием для возн. м/гр отношений. Др. группа м.б. реальной или идеальной - выдуманной. С одним и тем же чел-м мы можем состоять в м/гр отношениях и м/личностных. Конфликт может возн. из-за идентификации себя с какой-то группой (в т.ч. нереальной). Конф. на предприятии сниж-ся за счет введения униформы, дресс-кода. Не обязат м/гр вражд-ть будет набл. при объективном конфликте интересов. – эксп-т с халатами: не было конфликтов интересов и целей; не было особого м/личн. взаимодействия; не было предыдущ. враждебности. (Люди не хотят жить хорошо, они хотят жить лучше, чем другие). Чтобы размыть границы м/гр, надо убрать границы, различия.
В м/гр отнош. срабатывают стереотипы (защита) – экономия времени и энергии – игнорируются индивид. различия. ® Мы относимся к чел. так, как его воспринимаем.
37. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков:
классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это - нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического язык00взгляды Гюстафа Лебона.Рассматривал толпу как психологический феномен возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии и даже повода, вызвавшего образование данной толпы.Основная книга - «Психология толп». Ситуация в стране (социалистическая революция) привела к необходимости изучать психологию больших масс, толп.
Толпа- это большая группа людей собравшихся в одном месте, воодушевленные общими чувствами и готовых следовать куда угодно за своим лидером. Это иррациональная сила, здравый смысл не может с ней совладать. В толпе человек теряет индивидуальное лицо, заражаясь чувством толпы и становясь «Человеком толпы». Человек в толпе теряет чувство реальности. Некие психические силы воздействуют на человека. Люди теряют себя в толпе. Толпа может быть: однородная (касты, классы, секты) и разнородная (уличные толпы, парламентские собрания). Лебон выделил черты толпы: 1)зараженность общей идеей. 2)сознание непреодолимости собственной силы. 3)нетерпимость. 4)утрата чувства ответственности. 5)восприимчивость к внушению. 6) предрасположенность к импульсивным действиям. 7)неспособность обдумывать 8)готовность бездумно следовать за лидером.
В толпе происходит деиндивидуализация и деперсонализация личности. Начинает действовать «коллективная душа» или закон духовного единства толпы, т.е. участники толпы едины в духовных проявлениях. Человек становится неким безвольным автоматом, в толпе преобладает бессознательное. Толпа способна на героические и низменные поступки, всё зависит от лидера.
Общество дифференцировал на 4 группы рас: первобытные (австралийские аборигены), низшие (негры), средние (китайцы, японцы, семитские народы), высшие (индоевропейцы).
Ввел понятие «Душа расс», которое рассматривалось как некое априорное понятие.
38. Стихийные группы и массовые движения. Психология толпы. Стихийная гр. - это кратковрем. объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо опред. поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. М.б. в опр. степ. кем-то организована, но чаще возн. стихийно, не обязат. четко осознает свои цели, но м.б. активной. Типы стих. групп.1.Толпа образуется на улице по поводу различных событий: (пр.ДТП). Длительность ее сущ. определяется значимостью инцидента. В толпе могут возникать элементы организации, но они очень нестабильны. 2.Масса - более стабил образование с довольно нечеткими границами. М.б. довольно организованной, когда опр. слои населения достаточно сознат. собираются ради какой-либо акции- высока роль организаторов. Цели и действия более продуманны 3.Публика - это тоже кратковр. собр. людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Всегда собир. ради общей и опр. цели; более управляема, соблюдает нормы. Но достаточно к-л инцидента, чтобы публика стала неуправ. Массовые движ. - достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как пр., связанную с каким-либо изменением соц. действительности. Общие черты массового движения.1) оно базируется всегда на опр. обществ. мнении, 2) всякое МД имеет в кач. цели изменение ситуации в зависимости от его уровня. 3) в ходе организации движения формулируется его программа, 4) движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, 5) реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.
В толпе человек реализует свою потребность в принадлежности, у него снижается ответственность и контроль, ему уже не надо рационально мыслить. Повышаются эмоциональные реакции, человек психологически подчиняется толпе и происходит его обезличивание. С 19 века толпу рассматривают как единый механизм. Классификация толп.По типу образования: 1)стихийные; 2)конвенциональные (созданные специально-митинги, демонстрации)
По типу действия: 1)действующая: агрессивная, паническая, стяжательная (что-то или кого-то захватить, повстанческие (борющаяся за какую-то идею); 2) экспрессивная (выражающая чувства) Любая экспрессивная толпа может прейти в действующую. Характеристики толпы: 1) зараженность общей идеей; 2) сознание непреодолимости собственной силы; 3)утрата чувства ответст-ти; 4) нетерпимость; 5) догматизм; 6) восприимчивость к внушению; 7) предрасп-ть к импульсивным действиям; 8) готовность к безумному следованию за лидером; 9) неспособность обдумывать; 10) отсутствие рассуждения и критики.