Восприятие окружающего мира. Основные закономерности.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемых при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние - к опознавательным действиям. Обнаружение - исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее - формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность - наблюдение. Наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии. К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию.
12.Концепция способности в современной психологии. Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимых к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Проблемы способностей – их природа, происхождение, проявление, формирование и др. – имеют давнюю историю изучения и далеки пока от окончательного разрешения. Одной из особенностей личности является возможность компенсации одних свойств другими, поэтому слабость одной способности может быть компенсирована другим выражением. Одна способность изменяется при развитии другой способности.
Б.М.Теплов разделял способности и задатки – врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют, что способности, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемых психофизиологические задатки – свойства нервной системы.
Три концепции способности сложились в психологии: 1-Способности – биологически детерминированы – нативисты времен Платона, 2-Способность – всецело определяется средой и воспитанием. 3-Способности – высокая мотивация. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей существуют в ряде специальных деятельностей, имеют большое значение. Поэтому в неблагоприятной среде один проявляет способности, а другой в благоприятной нет. Анатомическая организация мозга сказывается на его функции. В способности большая роль принадлежит задаткам к процессу развития.
Не выработано пока и единой типологии способностей; для их классификации чаще всего используют несколько критериев: 1. По виду психических функциональных систем способности делятся на: сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажетивные, мыслительные, коммуникативные. 2. По критерию основного вида деятельности: научные (математические, лингвистические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные), инженерные и т.д. 3. Кроме того, разделяют общие и специальные способности. Общие – связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность, обучаемость), а специальные - с отдельными деятельностями. Способности можно разделить на актуальные (которые реализуются и развиваются) и потенциальные (не реализуются, но способны актуализироваться).
Основные концепции способностей непосредственно связаны с методами их диагностики. Тесты Айзенка, Векслера, матрицы Равена. Количественная характеристика - измерение способности остается одной из дискуссионных проблем.
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических). Между тем, креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию способностей. Высокий уровень развития общих или специальных способностей характеризуется как общая или специальная одаренность.
Исследование способностей и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профотбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности.
13. Процессы мышления и мыслительные операции. Мышление – это высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности путем анализа и синтеза в её связях и закономерностях. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии процесса мышления. Возникает мышление в силу того, что человек оказывается в ситуации с недостающей информацией. Именно её получает мышление.
Информация для обработки мышлением берется из чувственного познания, т.е. с внешним миром оно связано через ощущение и восприятие. Мышление носит соц. характер, т.к. связано с речью, с языком, предполагает преемственность знаний приобретенных в ходе истории человечества. Поэтому мышление вкл. и для познания уже имеющихся знаний и для открытия новых. Мышление – это процесс обдумывания. Интеллект – возможность, способность к мышлению.
Логические формы мышления: Понятие– мысль, в которой отражается общее существенное отличительные признаки предметов и деятельности.Понятия могут быть простые и сложные. Сложные: 1.дизьюнктивные – определяются либо одним, либо другим, либо обоими одновременно. 2.коньюктивные – определяются двумя признаками. 3.соотносительные – все связи и отношения между элементами определенной совокупности. В сужденияхотражаются связи между предметами и явлениями действительности, между свойствами одного предмета. Суждения могут быть истинными и ложными. Истинные суждения отражают связь, существующую в действительности, в ложных наоборот. Суждения: общие, частные, единичные. Суждения могут образовываться 2-мя путями: непосредственно, когда в них выражается то что непосредственно воспринимается, опосредованно, когда из двух или нескольких выводится новое. Умозаключениямогут быть двух видов: 1.индуктивные - от частных положений к общим выводам, 2.дедуктивные_ от общих выводов к частным положениям.
Мыслительные операции: Анализ предполагает мысленное разделение целого на части, на какие либо стороны, св-ва, хар-ки, признаки. Синтез – мысленное соединение отдельных частей, признаков в целое. Анализ и синтез являясь противоположными операциями всегда непрерывно связаны и часто выступают в процессе сравнения. Сравнение – установление сходства и различия между предметами и явлениями, при этом должны восприниматься минимум 2 предмета – при непосредственном сравнении, а при опосредованном – сравнение происходит путём умозаключения. Обобщение - отражение общего между предметами и явлениями. А это позволяет сделать вывод о единичных предметах данного ряда. Обобщить - это значит перейти от данного к более общему. Абстракция - это способность мысленно отключаться, отвлекаться от каких-либо частей или свойств предмета для выявления существенных признаков, т. е. с помощью абстракции можно выделить часть свойства или явления из всего потока информации. Конкретизация– это представление информации, которая сооетветствует тому или определенному понятию.
14. Мышление и воображениие.Мышление и воображение- это высшие познавательные процессы. Мышление может протекать и в образах, и в понятиях, а воображение исключительно в образах. Мышление имеет дело только с реальностью, а воображение заполняет информационные пробелы. Воображение –это всегда преобразование, а мышление –это комбинирование.
Глубокое и всестороннее познание действительности невозможно без мышления. Мышление – это высший психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности путем анализа, синтеза. Мышление тесно связано с чувственным познанием. Через ощущения и восприятие человек получает информацию из окружающего мира и оперирует ей с помощью мышления. С помощью мышления человек познает то общее в предметах, явлениях, те закономерности, кот. существуют между ними, что недоступно процессам ощущения и восприятия. Мышление связано с речь, языком. В этом главное отличие челов.мышления от простого наглядно-образного. Соц. природа мышления обнаруживается именно в связи его с речью. Мышление и интеллект – понятия кот. близки по содержанию, но не являются синонимами. Интеллект-это ум, ум-это способность, свойство. А мышление- это обдумывание, процесс. Интеллект-это способность к мышлению. Мышление – это реализация возможности интеллекта. Характеристики мышления: 1)обобщенное отражение-это отражение общего в предметах и явлениях, кто. позволяет сделать вывод относительно других единичных предметов того же ряда. 2)опосредованное познание объективной реальности – суждения о св-вах предметов выносятся без непосредственного контакта, а путем анализа косвенной информации. 3)мышление всегда связано с решением задач, т.е. начинается с проблемной ситуации или задачи. 4)тесная связь мышления с речью. Речь-это орудие мышления. 5)мышление-это функция мозга, это процессы самого высокого уровня (учавствуют лобные доли и речевые центры). Виды мышления: 1.а) наглядно-действенное- первичное мышление у детей до 3-х лет. Решение задачи только в ходе практической деятельности; б)наглядно-образное- у детей от 3-х до 7 лет. Становятся способны оперировать образами. 2. а)репродуктивное- мышление по заданному алгоритму; б)продуктивное- предполагает оригинальный путь решения задачи. 3. а)эмпирическое- бытовое, исслед. путем проб и ошибок, близко к репродуктивному; б)теоретическое- опрерирование понятиями, дедуктивный путь. 4.Творческое мышление- его выделяют особо (продуктивное, креативное), предполагает новое, оригинальное мышление.
Воображение - психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека. Это способность психики создавать идеальные модели, прообразы будущего, ориентирующие движение человеческой практики. В самом общем смысле воображение есть способность субъекта создавать наглядные образы (частично или полностью) не воспринимающихся явлений при ведущей роли мышления, которые служат наглядным средством выражения мышления и тем самым его конкретизации и развития. Виды воображения: 1.Пассивое: а)непреднамеренное (галлюцинации, бред, сновидения); б)преднамеренное (мечты, грезы, фантазии). 2.Активное: а)воссоздающее (воссоздает образы, картины по описанию, картам, схемам); б)творческое (написание картин, книг, нестандартные решения, где есть образы).
Как и в процессе мышления в основе воображения лежит аналитико-синтетическая деятельность мозга. Основными видами синтеза является следующие: 1)агглютинация- соединение, склеивание частей в новый образ (русалка, избушка на курьих ножках); 2)гиперболизация- увеличение или уменьшение к-л признака, явления, предмета (мальчик-с-пальчик, дюймовочка); 3)типизация- создание типичного образа (Печерин-герой нашего времени); 4)комбинирование- творческий синтез, при кот. создается новый образ, в нем воплощены черты нескольких образов (Наташа Ростова- соединение жены и сестры жены Толстова + свое).
В реальной жизни воображение и мышление постоянно взаимодействуют, особенно в творчестве. Воображение выполняет дополнительные функции, которые недоступны мышлению, воображение может компенсировать депривационные состояния. Мышление реалистично, воображение фантастично.
15.Темперамент и типологические свойства. Темперамент- устойчивое и присущее чел-ку от рождения свойство, характеризующие динамичность личности т.е. темп, ритм, продолжительность, интенсивность психич. процессов и поведения, но не характеризует интересы, убеждений, не является показателем ценности или малоценности личности. Появляется темперамент уже в детском возрасте, в том, как ребёнок радуется, горчается, смеётся, двигается, говорит. Впервые деление на типы было предложено Гиппократом. В 5-4 в. до н.э. в основу было положено сочетание жидкостей в организме: крови - сангвиник, желчи - холи, лимфы - флегмы, чёрной желчи - мелана холи. Научное и общепризнанное объяснение дал Павлов И.П. В основе его учения положено учение об основных свойствах высшей нервной деятельности. 1-сила: процесс возбуждения и торможения. 2-уравновешенность: сила возбуждения и сила торможения. 3-подвижность нервных процессов т.е. скорость смены возбуждения и торможения. В зависимости от сочетания этих свойств Павлов выделял 4 типа: 1.Сильный уравновешенный, подвижный – сангвиник. 2.Сильный, неуравновешенный. Подвижный - холерик. 3.Сильный, уравновешенный, инертный - флегматик. 4.Слабый-меланхолик.
Психологические характеристики типов темперамента: Сангвиник – горячий. Продуктивный лишь когда интересно, пост. возбуждение, характерна подвижность, лёгкая приспособляемость к измененным условиям жизни. Общительный, быстро находит контакт с людьми. Не чувствует скованности в новой обстановке, веселы, жизнерадостны, способны к увлечению. Если дело перестаёт интересовать или требует терпения, кропотливости. Сангвиник быстро остывает. Ему присуще гибкость ума, склонность к остроумию, лёгкая переключаемость внимания.
Холерик – отличается повышенной возбудимостью, а следствие этого неуравновешенностью поведения, вспыльчивость, агрессивность, прямолинейность в отношении. В деятельности очень энергичен, со страстью относится к делу, увлекается им и успешно преодолевает все препятствия. Если что- то требует терпения , наблюдается резкий спад активности. Цикличность – это следствие неуравновешенности нервной деятельности.
Флегматик – спокойный. Всегда ровный, настойчивый и упорный, строго следует выработанному распорядку жизни. В работе не отвлекается по незначительным поводам, может выполнять дело долго. С затратой большой силы. Ровные в отношениях, в меру общительны, мало разговорчивы. Главный минус – малоподвижность, но он основателен, солиден.
Меланхолик – повышенная ранимость, несколько замкнут, особенно при встрече с новыми людьми. Нерешителен в трудных обстоятельствах, испытывает сильный страх. Переживает по незначительному поводу. В привычной обстановке, в хорошем коллективе меланхолик может быть довольно контактен, успешно ведёт порученное ему дело, настойчиво и преодолевая трудности.
Свойства темперамента: 1.Сензетивность – очень тонкая чувствительность, ранимость, реагирование. 2.Реактивность-характерезует степень непроизвольности, скорость реакции на внешние и внутренние воздействия. 3.Активность – характеризует целенаправленность, настойчивость в достижении цели, а также степень активности при преодоление препятствий. 4.Темп реакций – определяет скорость протекания психических реакций и процессов, отношении к темпу речи, к темпу движения, скорости запоминания, быстроте ума и находчивости. 5.Пластичность – насколько легко и гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям. 6.Ригидность –трудное приспособление к внешним воздействиям. 7.Экстраверсия – человек открыт, коммуникативен,. А его реакции зависят от внешних впечатлении, возникающих в данный момент. 8.Интроверсия – насколько закрыт, замкнут, а его реакции зависят от мыслей, образов, связанных с прошлым и будущим. 9.Эмоциональная возбудимость – насколько слабое воздействие необходимо для эмоциональной реакции.
Проблема характера.
Характер (от греч. charakter — черта, примета, признак, особенность; печать, зарубка) — отличительная особенность, свойство, качество чего-нибудь. Этим же словом обозначают устойчивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее действиях, поведении, общении с другими людьми. Считают, что в характере соединяются индивидуальные и типичные проявления. Индивидуальные черты характера определяются своеобразием жизненного пути, особыми условиями жизни человека, его личностными особенностями. Общие обстоятельства жизни людей, конкретно-исторические условия формируют типичные стороны и черты характера человека. В этом смысле иногда говорят о традиционном складе характера, национальном характере, например характере русского человека.
Характер – сложное прижизненное образование, имеющее несколько механизмов или физиологических основ, действенной очень сильной основой является темперамент, но он не определяет характер. Он может либо способствовать, либо противодействовать в выработке определённых черт характера. Так общительность легче сформировать у сангвиника, чем у флегматика. Да и все черты будут выражены по-разному в зависимости от темперамента. Ведущее формирование характера не темперамент, а социальная среда, воспитание. И отсюда вторая основа- динамический стереотип, под которым понимается система условных рефлексов в ответ на повторяющуюся систему раздражителей. 3 механизм обусловлен работой полушарии головного мозга. И.П.Павлов обосновал деление людей на 3-и человеческих типа. В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы. Первый тип – мыслительный, преобладание второй сигнальной системы и левое полушарие. 2-тип – художественный, преобладание 1-ой сигнальной системы и правого полушария, 3-тип – смешанный, в котором наблюдается активность левого и правого полушария.
Характер представляет порядка 1700 слов. Но эти черты между собой определённым образом зависят друг от друга и проявляются в едином комплексе, например у скромного человека можно предположить такие черты как уступчивость, охотное выполнение общих правил поведения. Эгоизм проявляется в таком комплексе как жадность, тщеславие, агрессивность, хвастливость. Такое явление как комплексы наблюдается по тому, что каждая черта комплекса выражает определённое отношение человека к одной стороне действительности. Каждая черта характера приобретает разное значение в зависимости от сочетания её с другими. Очень условно все черты характера разделены на 4-е группы: 1 – свойства, выражающие отношения к другим людям, это доброта, общительность, великодушие, зависть. 2 – свойства, выражающие отношение к деятельности, это трудолюбие, лень, безответственность. 3 – свойства, выражающие отношение к вещам, это бережливость, скупость, неряшливость. 4– свойства, выражающие отношения к самому себе, это гордость, скрытность, честолюбие, эгоизм.
В формировании характера существует наиболее чувствительные периоды. В целом становлении характера, основа его происходит 2,3 до 9, 10лет. Сенситивный период для формирования таких черт, как доброта, эгоизм, черствость, отзывчивость является период 2-3года. Дошкольный период от 4-7 лет, сенситивный период для формирования трудолюбие. В начальной школе до 10лет формируется черты отношения к окружающим людям. Подростковый возраст, сенситивный для формирования волевых черт. Ранняя юность до 18 лет-формирование нравственных качеств и мировоззрения.
17. Структура личности: основные подходы.Критерии деления личности на отдельные блоки были различны и вызывали дискуссии, но всеми учеными признавалась необходимость изучения структуры личности, ее отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними.
1. Структура личности по Фрейду (психоанализ) имеет три состояния:
1. Ид («Оно»)– главная структура L, собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности; функционирует в соответствии с принципом удовольствия; 2. Эго («Я») - совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать Ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между Ид и 3. Суперэго («Сверх-Я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек. 1-3 находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы». Структура L представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
2. Аналитическая Т личности. (К.Юнг). Структура L определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интровертированной установок личности. Доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» - совокупность всех врожденных архетипов.
3. В гуманистической модели L основными концептуальными «единицами» выступают: 1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»; 2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала. 3) потребность в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.
Структура L – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
4. Когнитивизм. Главное понятие – «конструкт» - особенности всех известных познавательных процессов. L – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура L - как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
5. Бихевиоризм. L является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. L формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Структура L – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
6. Деятельностная теория. Главным источником развития личности, является деятельность. В качестве элементов L выступают отдельные свойства, или черты личности. Структура L – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Личность- с т.з. отечественных психологов это человек как 1.субъект своей жизни, 2. имеющий определенную жизненную позицию(ответственность, выбор..)3. обладающий определенным складом внутрипсихической организации и проявляющий ее во вне 4. определенным образом воспринимаемым другими в поведении, поступках 5. изменяющийся и развивающийся в течение всей жизни 6. в разной мере реализовавший свою чел. Сущность 7. воспринимающий помощь из вне 8. обладающий специфическими особенностями, группирующимися в тип
Личность-это человек в процессе жизни сознательно реализующий свою внутрипсихическую организацию во во внешнем мире на основе определенной жизненной позиции.
18. Предмет социальной психологии. – МОЕ .Дискуссия о предмете СП:
1) расширились запросы практики «Ч-кий» фактор приобретает большую роль. Мех-мы конкретного в/действия общества и L д.б. исследованы на соц-φ-ом уровне. 2) произошли серьезные изменения в области самой φ-ой науки. Созданы необходимые предпосылки для обсуж-я предмета, задач и методов СП.
Основная полемика касалась 2 ??: 1. понимания предмета СП и круга ее задач. 2. соотношения СП с П с одной стороны, и с социологией – с др.
По ? о предмете сложились 3 подхода:
А) СП как наука о «массовидных явл-ях психики» (популярен у социологов). Необходимость изучения П больших с/общностей.
Б) глав. предмет исслед. – L. φ-ие черты, особенности, типологии L, положение L в гр, вся система общения (популярен у φ-ов).
В) СП – как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение L в гр. Проблематика представлена достаточно широка, в предмет включен практически весь круг ??, рассмат-х в различных школах СП.
Задачи: - фиксация признаков и различий отдельных гр. - изучение отражения этих признаков в сознании людей.
Проблема СП: - как конкретно действует L в различных реальных с/гр-ах. Она должна ответить на ?: - как формир-ся мотивы, потребности, установки? - почему именно такие мотивы, потр-ти, уст-ки сформир-сь у данной L? - в какой мере это зависит от гр-пы, в условиях кот эта L действует.
СП возникла на стыке 2-х наук: социологии и Ψ. Причина: в ситуациях совмест. деят-ти людей возникают особые типы связей м/д ними и их анализ невозможен вне сис-мы φ-о зн-я
Олпорт: СП изучает то, как мысли, чувства, повед-е Ч. изменяется от реального, воображаемого, предполагаемого присутствия др людей. Майерс: СП изучает то, как люди воспринимают др др, влияют др на др и то, как относятся др к др. Андреева: СП – это наука, кот изучает психику и повед-е ч-ка в условиях его общения с людьми и членства в с/гр-ах, а также φ-е хар-ки самих гр-п
Место СП можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах м/д ними. Сущ-ет 2 подхода: 1) Интродисциплинарный – СП – часть Ψ; СП-часть социологии. 2) Интердисциплинарный – СП сущ-ет на границе м/д Ψ и соц-гией; - занимает область, не принадлежащую ни к соц-гии, ни к Ψ.
Связь с др науками: отличие от общейΨ – основу СП составляют φ-ие явл-я, кот возникли в общении и ч/з общение людей др с др, в их непосредственном контакте. СП изучает те φ-ие изменения, кот зависят от с/условий. - зооΨ: филогенез стадной жизни животных подготовил биологические предпосылки для возникновения ч-их форм общения, для возникновения соц-φ-их явл-й. - с детской, педаг-ой и возрастнойΨ: проблемы социализации, овладение речью, связь вопросов общения, познания и труда. - с Ψ труда: организация труда невозможна без создания №-ой φ-ой атмосферы вз/отношений м/д людьми. - с Ψ L: в центре внимания L, но СП концентрирует свое внимание на общей массе людей, как в целом люди оценивают др др и влияют др на др. - с соц-гией: влияние гр-ы на отдельных людей