Тема 2.2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе
Субъективная реальность как предмет психологической антропологии. Различение понятий «психика» и «субъективность». Гуманитарная и естественнонаучная психология. Субъективность как форма бытия человека, практического отношения человека в мире. Субъективность как способность человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Онтологические основания субъективной реальности. Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание как онтологические основания человеческого способа жизни.
Образы субъективной реальности в психологии. Индивид-ность, субъектность, личность, индивидуальность, универсальность как формы бытия человека.
Закономерности развития субъективной реальности в онтогенезе. Co-бытийная общность как объект и источник развития субъективности. Связи и отношения в детско-взрослой общности как структура объекта развития. Органические особенности индивида как предпосылки развития. Общественно-культурные факторы жизнедеятельности как условия развития субъективной реальности.
Движущие силы развития субъективной реальности. Процессы обособления-отождествления как исходное противоречие развития, Подражание-рефлексия как конкретные механизмы развития субъективности. Тип образования как всеобщая и необходимая форма развития. Универсальность бытия человека как вектор (направление) его индивидуального развития. Способности как функциональные органы субъективности — результаты развития человека.
Категория возраста и принцип периодизации развития. Категория возраста в психологии развития. Разработка категории возраста Л.С.Выготским. Критика отождествления периода развития И возрастного интервала.
Возраст как форма развития. Возраст — понятие, обозначающее деление временного интервала жизни органической системы на отдельные, отграниченные периоды (стадии, ступени). Взаимосвязь понятий развития и возраста. Производность категории возраста от теории развития и способа его периодизации.
Периодизация развития субъективной реальности. Периодизация развития как нормативная схема развития субъективности.
Основы психологической антропологии
Психология развития человека
Норма как представление о высших возможностях достижений в развитии для данного возраста. Понятие нормы как ценности развития и саморазвития.
Интегральная периодизация общего психического развития (В.И.Слободчиков). Основные принципы построения схемы периодизации. Базисные общности как ступени развития субъективной реальности. Кризисы рождения и кризисы развития. Кризисы рождения —- переходы в новые общности. Кризисы развития — освоение новой общности.
Раздел Ш. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Требования к знаниям:студент должен знать основные закономерности развития субъективной реальности в онтогенезе, логику смены одних периодов развития другими, основные позиции и программы действий взрослого в отношениях с ребенком на разных ступенях онтогенеза, механизмы психического развития в отдельные периоды жизни, закономерности развития различных видов детской деятельности, развития сознания, эмоций и чувств, воли, познавательной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; возрастные нормы психического развития, индивидуальные варианты развития.
Требования к умениям:студент должен уметь анализировать и оценивать педагогические ситуации, используя теоретико-методологические схемы и понятия; планировать подготовку и реализацию образовательных программ, ориентируясь на закономерности развития субъективности; программировать и организовывать совместную с ребенком деятельность и общение, проектировать и конструировать развивающие образовательные условия и ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 3.1. Ступень оживления
Родовой кризис — становление телесности человека (-2 мес.— +3 нед.).Феноменология родового кризиса. Рождение ребенка — переход к новому типу развития. Другой как онтологическое основание жизнедеятельности ребенка. Прирожденные предпосылки развития. Нормальное разрешение кризиса рождения. Развитие
ребенка в первые недели жизни. Становление телесности человека.
Новорожденность — синтез психо-соматического единства (0,5 мес.— 4 мес).Становление органических систем у новорожденного. Сосредоточение как первая телесно-поведенческая форма самостоятельности ребенка. Закономерности развития новорожденного. Форма со-бытийности новорожденного и взрослого. Программа ухода за ребенком — язык новой формы со-бытия ребенка и взрослого. Комплекс оживления как первичный организ-менный синтез в развитии ребенка.
Кризис новорожденности — становление адресного поведения (3,5 мес.— 7 мес).Комплекс оживления и его развитие у ребенка. Становление адресного поведения. Акт хватания и его значение для психического развития ребенка. «Уход — приход» — новая форма совместности ребенка и взрослого. Появление предметных заместителей в отношениях ребенка и взрослого. Нормальное разрешение кризиса новорожденности.
Младенчество— синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес.— 12 мес).Распад комплекса оживления и установление новой формы со-бытийности ребенка и взрослого в середине первого года жизни. Ребенок и взрослый как партнеры по эмоционально насыщенному сотрудничеству. Игрушка как средство общения ребенка и взрослого. Основные результаты развития на ступени оживления. Развитие двигательной и познавательной сфер младенца. Чувствен но-практическая достоверность себя в мире. Чувство защищенности и доверия к окружающему миру. Синтез человеческого тела как «орудия орудий», его «оживление» в сенсорных, двигательных, общительных, сознательных измерениях как кардинальное приобретение ступени развития. Прямохожде-ние и его значение для развития ребенка. Первичные формы сознания младенца.