Тема 2.2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе

Субъективная реальность как предмет психологической ант­ропологии. Различение понятий «психика» и «субъективность». Гу­манитарная и естественнонаучная психология. Субъективность как форма бытия человека, практического отношения человека в мире. Субъективность как способность человека превращать соб­ственную жизнедеятельность в предмет практического преобразо­вания.

Онтологические основания субъективной реальности. Сов­местность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание как онтологические основания человеческого способа жизни.

Образы субъективной реальности в психологии. Индивид-ность, субъектность, личность, индивидуальность, универсаль­ность как формы бытия человека.

Закономерности развития субъективной реальности в онтоге­незе. Co-бытийная общность как объект и источник развития субъ­ективности. Связи и отношения в детско-взрослой общности как структура объекта развития. Органические особенности индивида как предпосылки развития. Общественно-культурные факторы жизнедеятельности как условия развития субъективной реальности.

Движущие силы развития субъективной реальности. Процес­сы обособления-отождествления как исходное противоречие раз­вития, Подражание-рефлексия как конкретные механизмы разви­тия субъективности. Тип образования как всеобщая и необходимая форма развития. Универсальность бытия человека как вектор (на­правление) его индивидуального развития. Способности как функ­циональные органы субъективности — результаты развития чело­века.

Категория возраста и принцип периодизации развития. Кате­гория возраста в психологии развития. Разработка категории воз­раста Л.С.Выготским. Критика отождествления периода развития И возрастного интервала.

Возраст как форма развития. Возраст — понятие, обозначаю­щее деление временного интервала жизни органической системы на отдельные, отграниченные периоды (стадии, ступени). Взаимо­связь понятий развития и возраста. Производность категории воз­раста от теории развития и способа его периодизации.

Периодизация развития субъективной реальности. Периоди­зация развития как нормативная схема развития субъективности.



Основы психологической антропологии

Психология развития человека




Тема 2.2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе - student2.ru Тема 2.2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе - student2.ru Тема 2.2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе - student2.ru Тема 2.2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе - student2.ru Тема 2.2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе - student2.ru Норма как представление о высших возможностях достижений в развитии для данного возраста. Понятие нормы как ценности раз­вития и саморазвития.

Интегральная периодизация общего психического развития (В.И.Слободчиков). Основные принципы построения схемы пери­одизации. Базисные общности как ступени развития субъективной реальности. Кризисы рождения и кризисы развития. Кризисы рождения —- переходы в новые общности. Кризисы развития — ос­воение новой общности.

Раздел Ш. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Требования к знаниям:студент должен знать основные законо­мерности развития субъективной реальности в онтогенезе, логику смены одних периодов развития другими, основные позиции и программы действий взрослого в отношениях с ребенком на раз­ных ступенях онтогенеза, механизмы психического развития в от­дельные периоды жизни, закономерности развития различных ви­дов детской деятельности, развития сознания, эмоций и чувств, во­ли, познавательной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; возрастные нормы психического развития, инди­видуальные варианты развития.

Требования к умениям:студент должен уметь анализировать и оценивать педагогические ситуации, используя теоретико-методо­логические схемы и понятия; планировать подготовку и реализа­цию образовательных программ, ориентируясь на закономерности развития субъективности; программировать и организовывать сов­местную с ребенком деятельность и общение, проектировать и конструировать развивающие образовательные условия и ситуа­ции.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 3.1. Ступень оживления

Родовой кризис — становление телесности человека (-2 мес.— +3 нед.).Феноменология родового кризиса. Рождение ребенка — переход к новому типу развития. Другой как онтологическое осно­вание жизнедеятельности ребенка. Прирожденные предпосылки развития. Нормальное разрешение кризиса рождения. Развитие

ребенка в первые недели жизни. Становление телесности человека.

Новорожденность — синтез психо-соматического единства (0,5 мес.— 4 мес).Становление органических систем у новорож­денного. Сосредоточение как первая телесно-поведенческая фор­ма самостоятельности ребенка. Закономерности развития ново­рожденного. Форма со-бытийности новорожденного и взрослого. Программа ухода за ребенком — язык новой формы со-бытия ре­бенка и взрослого. Комплекс оживления как первичный организ-менный синтез в развитии ребенка.

Кризис новорожденности — становление адресного поведения (3,5 мес.— 7 мес).Комплекс оживления и его развитие у ребенка. Становление адресного поведения. Акт хватания и его значение для психического развития ребенка. «Уход — приход» — новая фор­ма совместности ребенка и взрослого. Появление предметных за­местителей в отношениях ребенка и взрослого. Нормальное разре­шение кризиса новорожденности.

Младенчество— синтез чувственно-практической достовернос­ти себя в мире (6 мес.— 12 мес).Распад комплекса оживления и ус­тановление новой формы со-бытийности ребенка и взрослого в се­редине первого года жизни. Ребенок и взрослый как партнеры по эмоционально насыщенному сотрудничеству. Игрушка как средст­во общения ребенка и взрослого. Основные результаты развития на ступени оживления. Развитие двигательной и познавательной сфер младенца. Чувствен но-практическая достоверность себя в мире. Чувство защищенности и доверия к окружающему миру. Синтез человеческого тела как «орудия орудий», его «оживление» в сен­сорных, двигательных, общительных, сознательных измерениях как кардинальное приобретение ступени развития. Прямохожде-ние и его значение для развития ребенка. Первичные формы созна­ния младенца.

Наши рекомендации