Видуализации — человек обретает уникальную полноту самобытия

которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время — предельную ответственность за мир и за себя в мире.

*' Методологическая рефлексия

к_ Вопросы для обсужденияи размышления

ф В психологии признано, что развитие присуще всей челове­ческой жизни и что оно включает в себя процессы, берущие нача­ло не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни. По­думайте, какие психологические процессы начинают свое развитие в молодости?, во взрослом периоде жизни?

$ Дайте определение понятию «задачи развития». Кто ставит индивиду задачи развития? Все ли люди решают одни и те же зада­чи развития? Есть ли готовые ответы для задач развития? Каков спектр этих задач на ступени индивидуализации?

7 Объясните с позиций психологической теории развития ва­ши желания, мысли, чувства периода кризиса юности. Насколько полно реализовались ваши жизненные планы? Как у вас проходил период вхождения в самостоятельную жизнь? Соотнесите ваш опыт с опытом ваших друзей.

V Проанализируйте ваши взаимоотношения с родителями,
педагогами, сверстниками в кризисе отрочества, в юности, в кри­
зисе юности. Какие общие закономерности вы можете зафиксиро­
вать? Насколько ваша индивидуальная линия социально-психоло­
гических взаимоотношений совпадает с общими законами разви­
тия человека?

7 Когда вы определились со своим профессиональным выбо­ром? Кто в вашей жизни оказал решающее влияние на процессы личностного и профессионального самоопределения? Проинтер­претируйте результаты самоанализа с педагогических позиций.

V Исследуйте социологические и психологические данные о
становлении педагога-профессионала. Каков период первоначаль­
ного освоения педагогической профессии? В чем психологическая
специфика освоения педагогической профессии?

? В чем психологическая специфика профессиональной ка­рьеры у юношей и девушек?



Раздел III. Основные ступени развития субьектности человека

Глава 9. Ступень индивидуализации




Видуализации — человек обретает уникальную полноту самобытия - student2.ru Видуализации — человек обретает уникальную полноту самобытия - student2.ru Темы реферативных и курсовых работ

Проблема социального, возрастного и индивидуального развития человека.

Психологическая природа кризиса юности.

Построение новых форм совместности в кризисе юности.

Социально-психологические особенности протекания кризиса юности.

Психологические особенности студенческого возраста.

Психологическая перестройка сознания в кризисе юности.

Психологические проблемы молодой семьи.

Особенности самосознания в молодости.

Эмоциональная жизнь в молодые годы.

Психологические проблемы профессиональной деятельности в молодые годы.

Психологические особенности кризиса молодости.

Взрослость как этап жизни человека.

Проблема психического развития взрослого человека.

Психологическая характеристика стилей жизни в период взрос­лости.

Рекомендуемая литератураОсновная

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.,1997.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т.1.М.,1980.

Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследо­вание динамики подъемов и спадов на протяжении жизни //Психол. жур­нал. 1994. №1.

Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №2.

Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

Психологическое сопровождение подготовки специалиста в вузе. Новосибирск, 1988.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.,1991.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М.,1989.

То м э Г. Теоретические и эмпирические основы психического разви­тия человеческой жизни//Принцип развития в психологии. М.,1978.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

Дополнительная

Афанасьева Т.М. Семья. М.,1985.

Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //Психол. журнал. 1994. №3.

Гиндилис Н.Л. Процессиндивидуациикак«путьксебе»//Психол. журнал. 1996. №1.

Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.,1985.

Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопр. психол. 1998. №2.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.

Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия вве­дения студентов в профессию педагога //Вопр. психологии. 1996. №4.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности кличности. М.,1995.

Толстых А.В. Возрасты жизни. М.,1988.

Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.,1985.

Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб., 1999.

12 Слободчиков В. И.



Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 10. Ступень универсализации




Видуализации — человек обретает уникальную полноту самобытия - student2.ru Видуализации — человек обретает уникальную полноту самобытия - student2.ru Видуализации — человек обретает уникальную полноту самобытия - student2.ru Глава 10. СТУПЕНЬ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ

Наши рекомендации