Видуализации — человек обретает уникальную полноту самобытия
которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время — предельную ответственность за мир и за себя в мире.
*' Методологическая рефлексия
к_ Вопросы для обсужденияи размышления
ф В психологии признано, что развитие присуще всей человеческой жизни и что оно включает в себя процессы, берущие начало не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни. Подумайте, какие психологические процессы начинают свое развитие в молодости?, во взрослом периоде жизни?
$ Дайте определение понятию «задачи развития». Кто ставит индивиду задачи развития? Все ли люди решают одни и те же задачи развития? Есть ли готовые ответы для задач развития? Каков спектр этих задач на ступени индивидуализации?
7 Объясните с позиций психологической теории развития ваши желания, мысли, чувства периода кризиса юности. Насколько полно реализовались ваши жизненные планы? Как у вас проходил период вхождения в самостоятельную жизнь? Соотнесите ваш опыт с опытом ваших друзей.
V Проанализируйте ваши взаимоотношения с родителями,
педагогами, сверстниками в кризисе отрочества, в юности, в кри
зисе юности. Какие общие закономерности вы можете зафиксиро
вать? Насколько ваша индивидуальная линия социально-психоло
гических взаимоотношений совпадает с общими законами разви
тия человека?
7 Когда вы определились со своим профессиональным выбором? Кто в вашей жизни оказал решающее влияние на процессы личностного и профессионального самоопределения? Проинтерпретируйте результаты самоанализа с педагогических позиций.
V Исследуйте социологические и психологические данные о
становлении педагога-профессионала. Каков период первоначаль
ного освоения педагогической профессии? В чем психологическая
специфика освоения педагогической профессии?
? В чем психологическая специфика профессиональной карьеры у юношей и девушек?
Раздел III. Основные ступени развития субьектности человека
Глава 9. Ступень индивидуализации
Темы реферативных и курсовых работ
Проблема социального, возрастного и индивидуального развития человека.
Психологическая природа кризиса юности.
Построение новых форм совместности в кризисе юности.
Социально-психологические особенности протекания кризиса юности.
Психологические особенности студенческого возраста.
Психологическая перестройка сознания в кризисе юности.
Психологические проблемы молодой семьи.
Особенности самосознания в молодости.
Эмоциональная жизнь в молодые годы.
Психологические проблемы профессиональной деятельности в молодые годы.
Психологические особенности кризиса молодости.
Взрослость как этап жизни человека.
Проблема психического развития взрослого человека.
Психологическая характеристика стилей жизни в период взрослости.
Рекомендуемая литератураОсновная
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.,1997.
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.
Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т.1.М.,1980.
Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни //Психол. журнал. 1994. №1.
Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. №2.
Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
Психологическое сопровождение подготовки специалиста в вузе. Новосибирск, 1988.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.,1991.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М.,1989.
То м э Г. Теоретические и эмпирические основы психического развития человеческой жизни//Принцип развития в психологии. М.,1978.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.
Дополнительная
Афанасьева Т.М. Семья. М.,1985.
Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //Психол. журнал. 1994. №3.
Гиндилис Н.Л. Процессиндивидуациикак«путьксебе»//Психол. журнал. 1996. №1.
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.,1985.
Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопр. психол. 1998. №2.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.,1992.
Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога //Вопр. психологии. 1996. №4.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности кличности. М.,1995.
Толстых А.В. Возрасты жизни. М.,1988.
Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М.,1985.
Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб., 1999.
12 Слободчиков В. И.
Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека
Глава 10. Ступень универсализации
Глава 10. СТУПЕНЬ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ