Рован на достижение общественно значимых целей, на достижение материального благополучия.

Внутренний облик личности становится отчетливее и приоб­ретает более ясные контуры. Взрослый человек хорошо осознает себя, знает свои силы и способности, уверен в своем будущем. В этот период жизни велика опасность ожесточиться и стать эгоис­том: человек может уйти в свою работу без остатка и, таким обра­зом, оказаться в полной изоляции. Новых «друзей» он больше не находит, есть только «знакомые», с которыми изредка общается (в основном «полезные знакомые»).

Одаренные люди уже в двадцатые годы жизни могут добиться наивысших достижений без большого напряжения. Но в середине тридцатых годов для наивысших достижений необходимы после­довательность и большая энергия. Как правило, взрослому человеку присуща высокая работоспособность и продуктивность.Пик произ­водительности приходится на период между 30 и 40 годами, с вер­шиной в середине тридцатых.

В тридцатых годах человек склонен считать себя единственным в своем роде:здесь я — там мир, который надо завоевать, опекать, из­менить, побороть или бояться. Всякое стремление к власти живет идеей собственной неповторимости.Б.Ливехуд полагает, что в этом заключена опасность психологии «козла отпущения»: виноваты всегда другие, если их отодвинуть в сторону или убрать, проблема будет решена. Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым.Такое поведение чревато конфликтами с социальным ок­ружением.

В стадии взрослости развитие человека зависит от целого ряда факторов: степени и продуктивности его социальной активности, достигнутого им статуса, особенностей протекания предыдущих стабильных и критических периодов. Взрослому человеку свойст­венны взвешенные оценки своих возможностей.Он ставит конкрет­ные жизненные цели и имеет все возможности их достижения. Этот возраст нередко переживается как апогей жизни.

К окончанию ступени индивидуализации складывается целост­ная самооценка личности, в которой отражены результаты жизненно­го пути как целого, жизни как решаемой задачи.Стабилизация ос­новных психологических структур, ценностных ориентации, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я. Под влиянием целей и условий труда формируется профессиональный тип личности с ха­рактерной для него манерой деятельности, общения и поведения, установками и интересами. Человек становится и субъективно осо-



Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека




Глава 9. Ступень индивидуализации




Рован на достижение общественно значимых целей, на достижение материального благополучия. - student2.ru Рован на достижение общественно значимых целей, на достижение материального благополучия. - student2.ru Рован на достижение общественно значимых целей, на достижение материального благополучия. - student2.ru знает себя единственным в своем роде, уникальной и неповторимой личностью.

Период взрослости характеризуется тем, что основные или высшие достижения многих видов творческой, теоретической дея­тельности приходятся именно на эти годы. В этот период происхо­дит новая дифференциация отдельных сторон интеллекта и в то же время — более высокий уровень его общей интегрированное™. Так, впромежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитиимышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практи­ческим мышлением86.

Согласно психологическим исследованиям, после тридцати лет у человека определяющей становится специализация психиче­ских функций в совокупности с показателями жизненного опыта и профессионального мастерства человека. Процесс специализации психических функций (мышления, памяти, внимания, воображе­ния, восприятия) происходит под влиянием многообразных форм воздействия на человека в период его профессиональной деятель­ности.

В период между 26 и 35 годами повышается интегрирован-ность межфункциональной системы; в период между 35 и 46 го­дами под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможнос­тей появления новообразований. Это создает противоречие, выра­жающееся в том, что при высокой интеллектуальной активности и продуктивности в привычных условиях профессиональной работы, человек испытывает серьезные затруднения в овладении новыми ви­дами деятельности.Поэтому подготовка, переподготовка и посто­янное повышение квалификации работников, создание на про­изводстве системы непрерывного образования кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека87.

Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их подлинным субъектом, сознательно фор­мируя свое сугубо индивидуальное отношение к окружающему миру. Формируются такие качества личности, как объектив­ность, взвешенность, деловитость. К 40 годам — на ступениинди-

Рован на достижение общественно значимых целей, на достижение материального благополучия. - student2.ru 86 Пиняева С.Е., Андреев И.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрело­
сти //Вопр. психол. 1998. №2. С.7.

87 Гамезо.М.В., Герасимова B.C., Горелова ГГ., Орлова Л.М. Возрастная психология: лич­
ность от молодости до старости.М., 1999. С.29.


Наши рекомендации