Школьник — первый социальный статус ребенка

Стадия отрочества совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах школы. Поэтому при описании особенностей и закономерностей развития ребенка на данном отрезке жизни мы будем называть его «отрок» или «младший школьник».

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового периода его жизни. С полным правом можно сказать, что с прихо-



Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 8. Ступень персонализации




Школьник — первый социальный статус ребенка - student2.ru дом в школу начинается социальная жизнь человека. Это не зна­чит, что до отрочества индивид не был социальным существом (им он является с момента рождения). Но в дошкольном детстве ребе­нок не осознает себя в своем социальном статусе. Школьник — пер­вый социальный статус ребенка; этот статус связан с новой систе­мой требований, предъявляемых к нему, с совокупностью его соци­альных обязанностей и прав. По образному выражению Л.И.Божо-вич, поступившего в школу ребенка начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

Школа — это особое общественное учреждение, где, по сло­вам Г.Гегеля, начинается жизнь согласно общему порядку, по оди­наковому для всех правилу, где субъективный дух должен быть при­веден к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Ребе­нок должен ходить в школу, заниматься учебными предметами, делать на уроке то, что требует учитель, следовать школьному режиму, под­чиняться правилам поведения.Дети начинают новую, обществен­ную по своему содержанию ипо своей функции деятельность — де­ятельность учения. Их взаимоотношения со взрослыми и сверст­никами определяются теперь тем, как он выполняет свои новые, общественно значимые обязанности.

С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее характер его поведения, открывающее новые возможности развития его познания исознания, его способ­ностей, личности.

Новое положение в обществе (положение человека, который занят общественно значимой — учебной — деятельностью) связано с новыми критериями оценки себя: академические успехи, приле­жание, следование школьному режиму; все это влечет за собой пе­ремены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.

В школе возникает новая структура связей и отношений с дей­ствительностью, складывается новая форма со-бытийности. Цен­тральное место в новой со-бытийности несомненно принадлежит учителю. Вжизни ребенка впервые появляется Взрослый в своем новом образе — как Учитель. Многие дети до поступления в школу посещали детский сад. В их жизни уже был опыт общения с Воспи­тателем. Но позиция Учителя принципиально отличается от пози­ции Воспитателя, которая во многом совпадала с позицией Родите­ля. Для ребенка Воспитатель выступает заместителем Родителя,




поэтому для него характерны взаимоотношения с воспитателями по типу родственных (физический контакт, ласки, эмоциональное сопереживание и т.п.).

Позиция Учителя принципиально отличается от позиции Вос­питателя иРодителя. По выражению Д.Б.Эльконина, в глазах ре­бенка учитель выступает как полномочный представитель общест­ва, вооруженный всеми средствами контроля и оценки, действую­щий от имени и по поручению общества. С приходом в школу отно­шения «ребенок — взрослый» разделяются на две системы отношений: «ребенок — учитель» и «ребенок — родители».

Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок — учитель», которая определяет все остальные отношения ребенка со взрослы­ми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к самому се­бе. Система «ребенок — учитель» становится центром его жизни, от нее во многом зависят и благоприятные, и неблагоприятные усло­вия жизни ребенка.

Впервые отношение «ребенок — учитель» становится отноше­нием «ребенок — общество». В учителе воплощены объективные требования общества, в школе существует система одинаковых для всех эталонов и критериев для оценки. Ребенок очень чуток к тому, как учитель к кому относится. Взаимоотношения учащихся в клас­се бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям. Например, выделение учителем «лю­бимчиков» вносит напряжение во взаимоотношения школьников, подрывает его авторитет в глазах детей.

Школа выполняет функцию обособления ребенка. Ребенок дол­жен отделиться (но не отдалиться!) от взрослого. Это обособление происходит в контексте социального содержания, где ребенок об­ретает свою социальную определенность. Иная функция и логика развития отношений в системе «ребенок — родитель». С поступле­нием ребенка в школу, с усложнением и обогащением его жизни семья начинает играть особую роль. В психолого-педагоги чес кой литературе существует много свидетельств об умалении авторитета родителей перед авторитетом учителя. Это— бесспорный факт, но верный лишь относительно учебного содержания.Учитель как пред­ставитель общества, как носитель общего знания в глазах ребенка авторитетен абсолютно, он не может знать меньше родителей, тем более ошибаться в том, в чем он ошибаться не должен по определе­нию.

Семья же должна делать усилия по отождествлению с ребенком в его заботах иделах. Вновой жизни отец и мать, все близкие при­званы помочь сыну или дочери успешно войти в школьную обета-

284Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 8. Ступень персонализации



Школьник — первый социальный статус ребенка - student2.ru Школьник — первый социальный статус ребенка - student2.ru новку, освоить новые правила, овладеть новыми умениями и на­выками. Ребенок нуждается в любви и поддержке родителей. Он ждет уважения к его новым обязанностям.Он ожидает от близких интереса к его школьным делам — похвалы за достигнутые успехи, помощи при затруднениях. Родители вместе с педагогом должны найти единую линию воспитания, учитывающую требования шко­лы и индивидуальные особенности ребенка. Вместе с тем внима­ние к первокласснику в семье нужно сочетать с показом ему не ме­нее важных интересов и забот других ее членов. Ребенок должен считаться с ними и не ставить свои учебные дела в центр забот всех членов семьи.

Свою линию развития имеют взаимоотношения младших школь­ников между собой. Первоначально дружба среди детей основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интере­сов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, имеют общие увлечения и т.п.). Мнения и оценки сверстников не выступают еще критерием оценки самого себя. Главным для них является оценка их дел и поступков учителем. Учебная деятельность постепенно становится той формой совместности, на основе которой завязы­ваются детские взаимоотношения: среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, с внеклассной работой, с об­щественной жизнью школы. В младшем школьном возрасте впервые возникает подражание сверстникам. Подражательность проявляет­ся первоначально в стремлении действовать также, как и сверст­ник, не отстать от него на уроке (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же и т.п.).

Наши рекомендации