Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка
Закономерности развития ребенка от полутора до трех лет во многом определяются характером и способом со-организаации его совместной жизнедеятельности со взрослым. Деятельность и роль ^взрослого в период раннего детства изменяются; в связи с возросшими возможностями ребенка взрослые все чаще привлекают его к самообслуживанию и другим целостным формам совместной жизни. Меняется роль взрослого в сфере отношений ребенка с предметами: взрослый передает ему общественно выработанные, специфически человеческие способы употребления тех или иных предметов. Взрослый все более и более выступает теперь уже не только со стороны удовлетворения основных потребностей, но главным образом как носитель общественного опыта действий с предметами, которыми овладевает ребенок, и как организатор, руководитель его ориентировки во все расширяющемся жизненном пространстве.
Co-бытие взрослого и ребенка в раннем детстве — это их совместному со-организованная жизнедеятельность, опосредствованная предметными действиями (действиями — теперь уже по логике
предмета). Л.Ф.Обухова отмечает, что социальная ситуация развития в раннем детстве выражена в схеме: «ребенок — ПРЕДМЕТ— взрослый»*6. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения способами действия с предметами. В этот период у него формируется множество орудийных и предметно-практических действий. Взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в овладении ребенком предметными действиями. Непосредственно-эмоциональные связи и отношения ребенка и взрослого преобразуются в предметно опосредствованные.
Освоение предмета, овладение предметным действием происходит в ходе подражания действиям взрослого с этим предметом.Именно в этом периоде впервые возникает задача обучения ребенка способу действия с предметом со стороны взрослого и научения этому способу со стороны ребенка. Одновременно с подражанием действию ребенок осуществляет рефлексию способа его употребления. Средством рефлексии выступает общение взрослого и ребенка с помощью речи.Сопряженная работа этих механизмов обеспечивает усвоение предметных действий в раннем детстве.
Психологические механизмы освоения ребенком предметных действий в раннем детстве исследовал Д.Б.Эльконин17. Он установил, что и функция (назначение), и способ использования предмета задаются ребенку взрослым. В совместной деятельности взрослый передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов; в ней взрослые организуют действия ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. В этом процессе слиты воедино усвоение общественной функции предмета и способов оперирования с ним.
Для ребенка смысл производимого им действия заключается в том, что оно производится или совместно со взрослым^или ради выполнения поручения взрослого.Это означает, что смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, — взрослый и совместные действия с ним.При этом общий смысл может быть реализован только в том случае, если действие производится так, как показал взрослый. Именно на этой основе происходит своеобразная «ритуализация» порядка выполнения действий, в процессе которой устанавливается их соответствие некоторому образцу.
!6 ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 213. 17 ЭльконинД.Б. Избр. психол. труды. М., 1989. С. 130-141.
Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека
Глава 7. Ступень одушевления
Ребенок перестает обращаться к взрослому за подтверждением правильности производимого действия только тогда, когда оно освоено(ребенок владеет им в самостоятельной деятельности), т.е. когда образец действия ребенком уже построен. На всех этапах его формирования ребенок постоянно строит этот образец, а так как носитель образца — взрослый, то и сам процесс формирования образца действий для ребенка имеет смысл его отношений со взрослым.Даже на последнем этапе освоения действия, когда кажется, что ребенок ориентирует отдельные операции на те или иные физические свойства предмета, в действительности ориентация опосредствована отношением со взрослым.
Таким образом, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образа этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого выступает взрослый. И именно этим формирование предметных действий отличается от других видов действий — функциональных, результативных, игровых.
Д.Б.Эльконин установил, что формирование игровых действий составляет особую линию развития в раннем детстве.Эти действия отличаются от действий с предметами тем, что не требуют таких устойчивых и однозначных операций, как орудийные действия. Первоначально игрушка выступает для ребенка как предмет, лишь постепенно она становится для него собственно игрушкой — предметом, изображающим «настоящие» предметы и порождающим игровые ситуации.
В усвоении предметных действий важная рольпринадлежит речи. С помощью слова взрослый привлекает внимание ребенка кпредмету, направляет и организует его действия, определяет их содержание. Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в ней опыт закреплен и через нее передается.
В сотрудничестве со взрослым происходит усвоение ребенком активной речи. Исследования, проведенные М.Г.Елагиной (под руководством М.И.Лисиной), показали, что процесс формирования употребления (использования) слов ребенком происходит в следующей последовательности: надо обратиться к взрослому; надо обратиться к взрослому посредством слова; надо обратиться к взрослому посредством определенного слова. На последнем этапе ребенок активно ищет и создает ту артикуляционно-произносительную (фонетическую) форму, которая является образцом используемого слова18.
18 Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве //Вопр. психол. 1977. № 2.
Таким образом, общение выступает в раннем детстве как средство осуществления предметных действий, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Вобщении по поводу совместной co-opганизованной жизнедеятельности со взрослым формируется и сама активная речь ребенка. Автор одной из наиболее значительных работ в области усвоения языка Р.Браун выделил в языковом развитии пять стадий. Для первой стадии характерны двухсоставные предложения (так называемая телеграфная речь), включающие существительные, глаголы и прилагательные. На второй стадии дети строят более длинные высказывания с использованием правил словоизменения. Они способны образовать формы прошедшего времени глаголов и множественного числа существительных. На третьей — дети научаются видоизменять простое предложение: образуют отрицательные и повелительные предложения, задают общие вопросы, осваивают действительные и страдательные обороты. На 4 и 5-й стадиях дети научаются пользоваться придаточными предложениями, в том числе сложносочиненными и сложноподчиненными.
В раннем детстве ребенок уже хорошо владеет синтаксисом языка. Одновременно с усвоением лексического и синтаксического аспектов языка дети овладевают его прагматикой, т.е. социальной функцией языка. Они узнают, что речь отражает социальный статус людей, роли, ценности и т.д., и начинают понимать, что конкретные слова, тон, громкость, которыми они произносятся, синтаксис и форма обращения зависят от тех отношений, которые существуют между беседующими людьми19.
Основные достижения ребенка в раннем детстве
Стадия раннего детства — стабильная в психическом развитии ребенка. На протяжении длительного времени, прилагая огромные усилия, ребенок достигает взаимопонимания со взрослыми.Начинается период интенсивного развития субъектности ребенка. В раннем детстве чрезвычайно быстро развивается познавательная и двигательная активность детей. Ребенок вошел в мир предметов и действий с ними, большую часть своего времени он проводит за изучением окружающего его мира, в упражнениях по выполнению простых двигательных навыков. Он способен контролировать движение собственного тела: управлять им при ходьбе, подъемах, сидении и беге.
19 Излагается по: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 379—382.
Раздел Ш. Основные ступени развития субъектности человека
Глава 7. Ступень одушевления
Развитие ребенка в раннем детстве осуществляется в направлении все большей самостоятельности. На втором году жизни ребенок овладевает прямохождением; на третьем году — бегом. К концу периода ребенок может самостоятельно обслуживать себя: умываться, одеваться, есть и т.п. Он осваивает множество разнообразных действий, позволяющих ему самостоятельно действовать в сфере его практической жизни. Его поведение к концу раннего детства становится более независимым от поведения взрослого.
Достижения ребенка в раннем детстве огромны. Он осваивает большое количество предметных действий, благодаря которым субъективно ощущает себя умелым испособным, самостоятельным в поведении. Предметные действия открывают такую грань в жизни ребенка, как его успешность или неуспешность в многообразии действий. Складывается первичная самооценка ребенка и связанное с ней стремление соответствоватьтребованиям взрослых быть«хорошим». Всамооценке ребенка раннего детства почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на основе стремлений ребенка получить одобрение взрослого.
Идет интенсивное познавательное развитие ребенка.Развиваются его умственные способности: формируются целенаправленное восприятие, план представлений, наглядно-действе иное мышление. Появляются первые формы предварительного обдумывания возможного маршрута передвижений. Для ребенка характерно интеллектуальное решение задач, т.е. такое решение, которое основано на анализе ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и путей достижения цели. На данном возрастном этапе у детей появляется способность к фантазированию. Ведущая роль в познании окружающего мира в раннем детстве принадлежит восприятию. По словам Л.С.Выготского, все психические процессы развиваются вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия.
Раннее детство — период формированиянаглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления. Впроцессе предметных манипуляций выделяются отдельные интеллектуальные операции и постепенно превращаются в особую деятельность мышления: с предмета «снимается» способ (логика) его употребления и становится внутренней схемой мышления.Благодаря речи у ребенка этого возраста существенно иное качество приобретает восприятие — оно становится обобщенным, предметно-категориальным и осмысленным. Воспринимаемые ребенком вещи приобретают определенное значение и общественное назначение.
В раннем детстве происходит становление первичного идеального, внутреннего плана действий, плана представлений.Обобщенные образы предметов, схемы преобразований предметов, интенсивное развитие речи создают основу для оформления особой внутренней жизни ребенка. Его поведение, действия опосредуются внутренними образами, представлениями о предмете, о будущем.
В этот период ребенок много и охотно говорит с близкими, другими взрослыми, сверстниками. Дети с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки. К трем годам дети хорошо понимают все, что говорят взрослые. К окончанию раннего детства складываются основные структуры языка, активная речь ребенка.Ребенок от автономного, аффективно окрашенного слова переходит ксловам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом — к членораздельной речи и речевой форме коммуникации. Ребенок начинает обращаться к взрослому с разными просьбами, расширяются функции общения; это ведет к обогащению речи ребенка. При этом пассивная речь в развитии опережает активную. В специальных исследованиях было установлено, что дети, способные произнести tO слов, в среднем понимают 50 слов20.
К трем годам ребенок овладевает лексикой, грамматикой, прагматикой языка. Враннем детстве ребенок осуществляет ряд открытий в области языка: например, что каждый предмет имеет свое название, что слова в предложении связаны между собой. В этот период интенсивно обогащается словарный запас ребенка. Речь превращается в основное средство общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Речь становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением.Она выступает основой для психического развития ребенка в этот период.
На третьем году жизни у ребенка возникает устойчивый интерес к другим детям. Вкруг его интересов входят сверстники.Возрастает активность ребенка вне дома, одновременно ослабевает сосредоточенность на членах семьи. К концу периода в репертуар поведения детей входят действия, адресованные сверстнику. Эти действия содержат приглашение к совместному совершению тех или иных действий, предложения нового вида игры. Положительные контакты со сверстниками создают у ребенка общий благоприятный эмоциональный настрой, он получает новые яркие впечатления. В совместных играх удовлетворяется его потребность в активности и развивается такое важное качество поведения как инициативность.
20 Развитие личности ребенка. М., 1987. С. 76-77.
Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека
Глава 7. Ступень одушевления
Ровесник открывает для ребенка новые возможности самопознания через сравнение себя с равным партнером.
Центральным новообразованием раннего детства является новая форма организации сознания — «Я-действие». Благодаря речи ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает и выделяет свои собственные действия, отделяет их от действий взрослого. Возникает собственное действие — такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому. Это отчетливо обнаруживается в появлении личного местоимения «я», высказываний типа «Я сам». Феномен «Я сам» свидетельствует о выделении из единства «ребенок — взрослый» собственного Я. Ребенок становится субъектом им самим осознаваемых действий.«Возникновение личного действия и сознания «я сам», — пишет Д.Б.Эльконин, — представляют собой новообразования раннего детства, на основе которых происходит изменение ранее сложившихся отношений со взрослыми и возникновение новых отношений. Ребенок переходит на новый этап своего развития»21.
Важным новообразованием субъектности ребенка, лежащим на границе кризиса раннего детства, является гордость за достижения (М.И.Лисина). Исследование этого новообразования было осуществлено в работе Т.В.Гуськовой и М.Г.Елагиной22. Ими установлено, что гордость за достижения интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как образцу, знаменует новое видение ребенком себя.
Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает действенную проекцию своего Я, которое может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные достижения. Поэтому каждый результат деятельности становится для ребенка и утверждением его Я. Подчиняя свою предметно-практическую активность культурной традиции, главным носителем которой является взрослый, ребенок преобразует свое отношение к нему — взрослый предстает как знаток и ценитель детских достижений.Поэтому ребенок начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать итребовать у взрослого признания своих достижений и тем самым утверждать себя.
Одобрение и похвала рождают у малыша чувства гордости и собственного достоинства. Всвою очередь, признание окружающих преобразует его чувства, испытываемые при достижении ре-
21 ЭльконинД.Б. Детская психология. М., I960. С. 137.
22 Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса
трех лет //Вопр. психол. 1987. №5.
зультата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха-неуспеха.Предметный мир для ребенка становится не только миром практического действия, миром познания, но и сферой самореализации, сферой, где он пробует свои силы, возможности и утверждает себя. Новизна складывающегося видения и связанная с этим обостренность чувств составляют неотъемлемые моменты кризиса раннего детства.