Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка

Закономерности развития ребенка от полутора до трех лет во многом определяются характером и способом со-организаации его совместной жизнедеятельности со взрослым. Деятельность и роль ^взрослого в период раннего детства изменяются; в связи с возрос­шими возможностями ребенка взрослые все чаще привлекают его к самообслуживанию и другим целостным формам совместной жиз­ни. Меняется роль взрослого в сфере отношений ребенка с предме­тами: взрослый передает ему общественно выработанные, специ­фически человеческие способы употребления тех или иных пред­метов. Взрослый все более и более выступает теперь уже не только со стороны удовлетворения основных потребностей, но главным образом как носитель общественного опыта действий с предмета­ми, которыми овладевает ребенок, и как организатор, руководи­тель его ориентировки во все расширяющемся жизненном прост­ранстве.

Co-бытие взрослого и ребенка в раннем детстве — это их совме­стному со-организованная жизнедеятельность, опосредствованная предметными действиями (действиями — теперь уже по логике

предмета). Л.Ф.Обухова отмечает, что социальная ситуация раз­вития в раннем детстве выражена в схеме: «ребенок — ПРЕД­МЕТ— взрослый»*6. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения способами действия с предметами. В этот пе­риод у него формируется множество орудийных и предметно-практических действий. Взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в овладении ребенком предметными действиями. Непосредственно-эмоциональные связи и отноше­ния ребенка и взрослого преобразуются в предметно опосредст­вованные.

Освоение предмета, овладение предметным действием происхо­дит в ходе подражания действиям взрослого с этим предметом.Имен­но в этом периоде впервые возникает задача обучения ребенка спо­собу действия с предметом со стороны взрослого и научения этому способу со стороны ребенка. Одновременно с подражанием дейст­вию ребенок осуществляет рефлексию способа его употребления. Средством рефлексии выступает общение взрослого и ребенка с помо­щью речи.Сопряженная работа этих механизмов обеспечивает ус­воение предметных действий в раннем детстве.

Психологические механизмы освоения ребенком предметных действий в раннем детстве исследовал Д.Б.Эльконин17. Он устано­вил, что и функция (назначение), и способ использования предме­та задаются ребенку взрослым. В совместной деятельности взрос­лый передает ребенку общественно выработанные способы упо­требления предметов; в ней взрослые организуют действия ребен­ка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. В этом процессе слиты воедино ус­воение общественной функции предмета и способов оперирования с ним.

Для ребенка смысл производимого им действия заключается в том, что оно производится или совместно со взрослым^или ради вы­полнения поручения взрослого.Это означает, что смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, — взрослый и совместные действия с ним.При этом общий смысл мо­жет быть реализован только в том случае, если действие произво­дится так, как показал взрослый. Именно на этой основе происхо­дит своеобразная «ритуализация» порядка выполнения действий, в процессе которой устанавливается их соответствие некоторому об­разцу.

Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru !6 ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 213. 17 ЭльконинД.Б. Избр. психол. труды. М., 1989. С. 130-141.



Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 7. Ступень одушевления




Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru Ребенок перестает обращаться к взрослому за подтверждением правильности производимого действия только тогда, когда оно осво­ено(ребенок владеет им в самостоятельной деятельности), т.е. ког­да образец действия ребенком уже построен. На всех этапах его формирования ребенок постоянно строит этот образец, а так как носитель образца — взрослый, то и сам процесс формирования об­разца действий для ребенка имеет смысл его отношений со взрос­лым.Даже на последнем этапе освоения действия, когда кажется, что ребенок ориентирует отдельные операции на те или иные фи­зические свойства предмета, в действительности ориентация опо­средствована отношением со взрослым.

Таким образом, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образа этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого вы­ступает взрослый. И именно этим формирование предметных дей­ствий отличается от других видов действий — функциональных, результативных, игровых.

Д.Б.Эльконин установил, что формирование игровых действий составляет особую линию развития в раннем детстве.Эти действия отличаются от действий с предметами тем, что не требуют таких ус­тойчивых и однозначных операций, как орудийные действия. Пер­воначально игрушка выступает для ребенка как предмет, лишь по­степенно она становится для него собственно игрушкой — предме­том, изображающим «настоящие» предметы и порождающим игро­вые ситуации.

В усвоении предметных действий важная рольпринадлежит ре­чи. С помощью слова взрослый привлекает внимание ребенка кпредмету, направляет и организует его действия, определяет их со­держание. Речь выступает в качестве носителя опыта действий: в ней опыт закреплен и через нее передается.

В сотрудничестве со взрослым происходит усвоение ребенком активной речи. Исследования, проведенные М.Г.Елагиной (под ру­ководством М.И.Лисиной), показали, что процесс формирования употребления (использования) слов ребенком происходит в следую­щей последовательности: надо обратиться к взрослому; надо обра­титься к взрослому посредством слова; надо обратиться к взрослому посредством определенного слова. На последнем этапе ребенок ак­тивно ищет и создает ту артикуляционно-произносительную (фоне­тическую) форму, которая является образцом используемого слова18.

Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru 18 Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем детстве //Вопр. психол. 1977. № 2.

Таким образом, общение выступает в раннем детстве как средство осуществления предметных действий, как орудие для ов­ладения общественными способами употребления предметов. Воб­щении по поводу совместной co-opганизованной жизнедеятельно­сти со взрослым формируется и сама активная речь ребенка. Автор одной из наиболее значительных работ в области усвоения языка Р.Браун выделил в языковом развитии пять стадий. Для первой ста­дии характерны двухсоставные предложения (так называемая теле­графная речь), включающие существительные, глаголы и прилага­тельные. На второй стадии дети строят более длинные высказыва­ния с использованием правил словоизменения. Они способны об­разовать формы прошедшего времени глаголов и множественного числа существительных. На третьей — дети научаются видоизме­нять простое предложение: образуют отрицательные и повелитель­ные предложения, задают общие вопросы, осваивают действитель­ные и страдательные обороты. На 4 и 5-й стадиях дети научаются пользоваться придаточными предложениями, в том числе сложно­сочиненными и сложноподчиненными.

В раннем детстве ребенок уже хорошо владеет синтаксисом языка. Одновременно с усвоением лексического и синтаксическо­го аспектов языка дети овладевают его прагматикой, т.е. социаль­ной функцией языка. Они узнают, что речь отражает социальный статус людей, роли, ценности и т.д., и начинают понимать, что кон­кретные слова, тон, громкость, которыми они произносятся, син­таксис и форма обращения зависят от тех отношений, которые су­ществуют между беседующими людьми19.

Основные достижения ребенка в раннем детстве

Стадия раннего детства — стабильная в психическом развитии ребенка. На протяжении длительного времени, прилагая огромные усилия, ребенок достигает взаимопонимания со взрослыми.Начина­ется период интенсивного развития субъектности ребенка. В ран­нем детстве чрезвычайно быстро развивается познавательная и двигательная активность детей. Ребенок вошел в мир предметов и действий с ними, большую часть своего времени он проводит за изучением окружающего его мира, в упражнениях по выполнению простых двигательных навыков. Он способен контролировать дви­жение собственного тела: управлять им при ходьбе, подъемах, си­дении и беге.

Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru 19 Излагается по: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 379—382.



Раздел Ш. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 7. Ступень одушевления




Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru Развитие ребенка в раннем детстве осуществляется в направ­лении все большей самостоятельности. На втором году жизни ребенок овладевает прямохождением; на третьем году — бегом. К концу периода ребенок может самостоятельно обслуживать се­бя: умываться, одеваться, есть и т.п. Он осваивает множество раз­нообразных действий, позволяющих ему самостоятельно дейст­вовать в сфере его практической жизни. Его поведение к концу раннего детства становится более независимым от поведения взрослого.

Достижения ребенка в раннем детстве огромны. Он осваивает большое количество предметных действий, благодаря которым субъ­ективно ощущает себя умелым испособным, самостоятельным в по­ведении. Предметные действия открывают такую грань в жизни ре­бенка, как его успешность или неуспешность в многообразии дейст­вий. Складывается первичная самооценка ребенка и связанное с ней стремление соответствоватьтребованиям взрослых быть«хорошим». Всамооценке ребенка раннего детства почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на основе стремлений ре­бенка получить одобрение взрослого.

Идет интенсивное познавательное развитие ребенка.Развива­ются его умственные способности: формируются целенаправлен­ное восприятие, план представлений, наглядно-действе иное мыш­ление. Появляются первые формы предварительного обдумывания возможного маршрута передвижений. Для ребенка характерно ин­теллектуальное решение задач, т.е. такое решение, которое основа­но на анализе ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и путей достижения цели. На данном возрастном эта­пе у детей появляется способность к фантазированию. Ведущая роль в познании окружающего мира в раннем детстве принадлежит восприятию. По словам Л.С.Выготского, все психические процес­сы развиваются вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия.

Раннее детство — период формированиянаглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления. Впроцессе пред­метных манипуляций выделяются отдельные интеллектуальные операции и постепенно превращаются в особую деятельность мы­шления: с предмета «снимается» способ (логика) его употребления и становится внутренней схемой мышления.Благодаря речи у ребенка этого возраста существенно иное качество приобретает восприя­тие — оно становится обобщенным, предметно-категориальным и осмысленным. Воспринимаемые ребенком вещи приобретают оп­ределенное значение и общественное назначение.

В раннем детстве происходит становление первичного идеально­го, внутреннего плана действий, плана представлений.Обобщенные образы предметов, схемы преобразований предметов, интенсивное развитие речи создают основу для оформления особой внутренней жизни ребенка. Его поведение, действия опосредуются внутренни­ми образами, представлениями о предмете, о будущем.

В этот период ребенок много и охотно говорит с близкими, другими взрослыми, сверстниками. Дети с удовольствием слушают речь других, рассказы, сказки. К трем годам дети хорошо понима­ют все, что говорят взрослые. К окончанию раннего детства склады­ваются основные структуры языка, активная речь ребенка.Ребенок от автономного, аффективно окрашенного слова переходит ксло­вам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональ­ную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом — к чле­нораздельной речи и речевой форме коммуникации. Ребенок начи­нает обращаться к взрослому с разными просьбами, расширяются функции общения; это ведет к обогащению речи ребенка. При этом пассивная речь в развитии опережает активную. В специаль­ных исследованиях было установлено, что дети, способные произ­нести tO слов, в среднем понимают 50 слов20.

К трем годам ребенок овладевает лексикой, грамматикой, праг­матикой языка. Враннем детстве ребенок осуществляет ряд откры­тий в области языка: например, что каждый предмет имеет свое на­звание, что слова в предложении связаны между собой. В этот пе­риод интенсивно обогащается словарный запас ребенка. Речь пре­вращается в основное средство общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Речь становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением.Она выступает основой для психического развития ребенка в этот период.

На третьем году жизни у ребенка возникает устойчивый интерес к другим детям. Вкруг его интересов входят сверстники.Возраста­ет активность ребенка вне дома, одновременно ослабевает сосредо­точенность на членах семьи. К концу периода в репертуар поведе­ния детей входят действия, адресованные сверстнику. Эти действия содержат приглашение к совместному совершению тех или иных действий, предложения нового вида игры. Положительные контак­ты со сверстниками создают у ребенка общий благоприятный эмо­циональный настрой, он получает новые яркие впечатления. В сов­местных играх удовлетворяется его потребность в активности и развивается такое важное качество поведения как инициативность.

Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru 20 Развитие личности ребенка. М., 1987. С. 76-77.



Раздел III. Основные ступени развития субъектности человека

Глава 7. Ступень одушевления




Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru Ровесник открывает для ребенка новые возможности самопозна­ния через сравнение себя с равным партнером.

Центральным новообразованием раннего детства является новая форма организации сознания — «Я-действие». Благодаря речи ребе­нок выделяет себя из окружающего мира, осознает и выделяет свои собственные действия, отделяет их от действий взрослого. Возни­кает собственное действие — такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому. Это отчетливо обнаруживается в появлении личного местоимения «я», высказы­ваний типа «Я сам». Феномен «Я сам» свидетельствует о выделении из единства «ребенок — взрослый» собственного Я. Ребенок стано­вится субъектом им самим осознаваемых действий.«Возникновение личного действия и сознания «я сам», — пишет Д.Б.Эльконин, — представляют собой новообразования раннего детства, на основе которых происходит изменение ранее сложившихся отношений со взрослыми и возникновение новых отношений. Ребенок переходит на новый этап своего развития»21.

Важным новообразованием субъектности ребенка, лежащим на границе кризиса раннего детства, является гордость за достиже­ния (М.И.Лисина). Исследование этого новообразования было осуществлено в работе Т.В.Гуськовой и М.Г.Елагиной22. Ими уста­новлено, что гордость за достижения интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как образцу, знаменует новое видение ребенком себя.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые от­крывает действенную проекцию своего Я, которое может быть во­площено вовне, а его мерой могут служить собственные достиже­ния. Поэтому каждый результат деятельности становится для ре­бенка и утверждением его Я. Подчиняя свою предметно-практичес­кую активность культурной традиции, главным носителем которой яв­ляется взрослый, ребенок преобразует свое отношение к нему — взрослый предстает как знаток и ценитель детских достижений.По­этому ребенок начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать итребовать у взрослого признания своих достиже­ний и тем самым утверждать себя.

Одобрение и похвала рождают у малыша чувства гордости и собственного достоинства. Всвою очередь, признание окружаю­щих преобразует его чувства, испытываемые при достижении ре-

Co-организованная жизнедеятельность взрослого и ребенка - student2.ru 21 ЭльконинД.Б. Детская психология. М., I960. С. 137.

22 Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса
трех лет //Вопр. психол. 1987. №5.

зультата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в пережи­вания успеха-неуспеха.Предметный мир для ребенка становится не только миром практического действия, миром познания, но и сфе­рой самореализации, сферой, где он пробует свои силы, возможно­сти и утверждает себя. Новизна складывающегося видения и свя­занная с этим обостренность чувств составляют неотъемлемые мо­менты кризиса раннего детства.

Наши рекомендации