Кризис развития — освоение новой общности

В построении новой общности выделяются две фазы. На пер­вой человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявляемые ему ожидания и старается им соответствовать. Партнера тоже не следует воспринимать статично, как величину заданную: ему предстоит включить в общность другого со всей его индивидуальностью, что невозможно сделать, не меняя себя и свои способы соединения с людьми. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств друг перед другом назван стадией принятия.

К концу стадии принятия человекосваивает новые способы вза­имодействия с партнером до такой степени, что обнаруживает спо­собность самостоятельно, по собственной инициативе строить и на­лаживать данное взаимодействие,приглашая партнера вступить в этот тип общности. Так, например, когда ребенок становится до­статочно инициативным в поддержании и построении общности, когда его самостоятельность по построению совместного действия становится вполне очевидной, ответные действия взрослого оказы­ваются все более избыточными относительно реальных возможнос­тей ребенка. Взрослый начинает работать «на разрыв» этого, уже сложившегося типа совместности,ставя задачи «навырост», из бу­дущего, которое актуально присутствует, но еще не явлено ребенку.

В существующую общность взрослый «вбрасывает» ожидания и содержания более развитой ступени совместности. Принимая эти ожидания и реализуя их в совместной деятельности с взрос­лым, ребенок во всей полноте открывает для себя принципиальноновую предметность, которая пока еще неподвластна его самосто­ятельной, отдельной деятельности. Кризис развития со-бытийной



общности, таким образом, обнаруживается как разрыв между индиви­дуальной и совместной формами деятельности и сознания («хочу

быть, как ты — и не могу стать, как ты.'»).

Если на стадии принятия усилия ребенка и взрослого были согласованно направлены на общее дело — на созидание новой общности, то в момент кризиса образуется зазор, разрыв и разно-направленность инициатив партнеров. Так, усилия взрослого на­правлены на смещение действенной основы общности на полюс ребенка («Ты — сам!»), на выявление и фиксацию перед ним того «приращения» совместной жизни, которое может внести в нее только он сам, овладевающий собственной самостью. Иными сло­вами, в кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых способов самоопределения; на освоение нового слоя своей са­мости (как новой для него предметности) и соответственно нового «оспособления», приводящего в соответствие его «хотения и уме­ния».

И хотя усилия ребенка все так же направлены на продолжение совместного status quo, однако незаметно для себя, и в этом смыс­ле — свободно, он восстанавливает и осуществляет прежнюю сис­тему отношений на новой предметности — им самим для себя от­крытой. Именно с восстановления совместности на новой, ребенком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности — стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности. Здесь важно подчерк­нуть, что всякую попытку ребенка вернуться к старой формуле сов­местности («Мы — вместе!») взрослый отрицает: «Мы вместе, но ты — свое, а я — свое!» Само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров и обращение их в новые свои потенции есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень разви­тия собственной субъектности, но теперь уже в другом пространст­ве, в новой форме со-бытийной общности.

На рис. 11 представлены характер и результаты действий уча­стников общности на трех стадиях развития каждой ступени. Ле­вый эллипс очерчивает стадию принятия, правый — стадию освое­ния, их пересечение задает границы кризиса развития.

Кризис развития — освоение новой общности - student2.ru

Кризис развития — освоение новой общности - student2.ru

Кризис развития — освоение новой общности - student2.ru

Кризис развития — освоение новой общности - student2.ru

*Примечание: [7] — источник инициатив, «голос свыше» на этой ступени

развития, как правило, поименован, но для каждой культуры это имя

всегда — собственное.

Рис. 11. Содержание стабильных и критических стадий развития

Итак, процесс саморазвития — как сущностная форма бытия че­ловека — начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее;

но человек долгие годы — нередко всю жизнь — может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на ту человеческую общность, в которую включен, но подлинным субъектом саморазвития очень долго и слишком часто остается не индивид, а общность.

204Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека

Методологическая рефлексия

Вопросы для обсуждения и размышления

+ Как можно объяснить с позиций современной теории встречающиеся в педагогической практике явления опережающего (дети-вундеркинды) и замедленного (дети с отстаиваниями) психического развития?

+ Как можно развести понятия «социальные факторы» и «культурно-исторические источники» детского развития?

+ Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок открыт для усвоения любой информации, для формирования любых психологических качеств и свойств? Что кладет ограничения такому пониманию детского развития?

+ Почему близнецов надо воспитывать по-особому? В чем главная сложность их воспитания? Приведите теоретическое обоснование необходимости специфического воспитания близнецов.

+ Маугли — человек или ...? О чем свидетельствуют описанные в литературе случаи «воспитания» человека в сообществе животных?

+ Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?

+ В каких сферах человеческой деятельности знания возрастной психологии являются необходимыми? Можно ли согласиться с утверждением, что каждый человек в определенной мере является «возрастным психологом»?

+ Приведите житейские представления (поговорки, пословицы, притчи) о стадиальности жизненного пути человека.

+ В чем сходство и в чем различие периодизаций психического развития Л.С.Выготекого и Д.Б.Эльконина, З.Фрейда и Э.Эриксона?

+ Как соотносятся между собой общая и частные периодизации психического развития? для каких целей необходимы периодизации развития отдельных сторон психики человека?

+ Как в практике школьного обучения реализуются представления о стадиальности детского развития?

+ Возможно ли бескризисное развитие человека?

Наши рекомендации