Антропологизм — парадигма единства человека и мира
Сегодня мы стоим у порога (или уже перешагнули его) пара-дигмального сдвигав психологии, в самом типе «научности» психологических знаний, который должен позволить нам вообще выйти за пределы «плоскости представлений о„» Речь идет о складывающейся антропологической парадигме в психологии, о принципиальном антропоцентризмепсихологических знаний, делающем их, по замечательному выражению В.П.Зинченко, «живым знанием», которое только и способно удержать и воспроизвести саму возможность человеческой реальности во всей ее полноте и целостности.
Главный вопрос при антропологической парадигме: как, в свете именно психологической теории, возможен человек по сущности своей, которая не есть совокупность (и даже — не ансамбль) его отдельных проекций, сколь бы значимы и богаты они ни были? И в чем эта искомая психологическая сущность? Речь, таким образом, должна идти о сугубой предметности психологии человека, которая не сводится ни ксодержанию психического (множеству его функций и свойств), ни к формам его организации (многообразию процессов и структур).
В первой части «Основ психологической антропологии» — «Психологии человека» — уже проводилось развернутое обоснование такого специального предмета антропопсихологии, как человеческая субъективность. Это первая предельная категория антропологической парадигмы,позволяющая позитивно строить теоретические основы и задавать действительную предметность психологии человека. Именно субъективная реальность(«внутренний мир», «индивидуальность», «самость» и др.) является ключом в поиске оснований и условий становления «собственно человеческого в человеке» в пределах его индивидуальной жизни.Однако, утверждая, что субъективность в природе человека есть сердцевина его сущности, необходимо ответить на главные вопросы: «А как она
возможна? Как ее понять (выразить в системе понятий) и каковы ее границы (т.е. как ее определить)?»
Методологическую основу поиска ответа на эти вопросы составляет исторический принципв психологии, который наиболее продуктивен при анализе сущности внутреннего мира человека, его субъективности и ее развития; по сути своей данный принцип изначально ориентирован на познание вещей и явлений в их становлении и кардинальных изменениях во времени.
Главный смысл исторического подхода к изучению именно человеческой психологии состоит в необходимости рассмотрения человека во всем многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа — одновременно.Человек должен быть рассмотрен как целое в контексте его истории, в прослеживании процессов возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания фундаментальных человеческих способностей, т.е. в развитии.
«Развитие вообще» — есть главный инструментальный принцип в методологии историзма, объемлющий все возможные формы изменения действительного мира, фиксирующий реальность этих изменений в мире, выявляющий сущность самой развивающейся реальности, полагающий развитие ее (в том числе и человеческой реальности) как ценность.Именно поэтому идеология историзма имеет принципиальное значение при изучении закономерностей развития фундаментальных человеческих способностей во времени истории и пространстве культуры (на разных этапах жизни человека).
Антропологическая парадигма объемлет собой все другие па-радигмальные установки. Все они реализуются в основополагающем единстве, в соотношении «человек— мир»,в истории индивидуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновременно и как природно-общественное, и как духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей. В пространстве «человек — мир» разворачивается основной (единый и одновременный) процесс становления и развития культуросообразного существа, способного к освоению (превращению в свое) существующего мира и творению новых предметных форм культуры. Понять развитие человека — значит изучить его историко-культурное становление.
Человек — общественно-историческое и природное существо одновременно; его физический, душевный и духовный облик есть результат длительного исторического развития (и в фило- и в онтогенезе) как субъекта общественной жизни, совместной деятельно-
134 Раздел //. Концептуальные основы психологии развития человека
сти, индивидуальной судьбы. Логически, рационально-научно воспроизвести историю возникновения, основные этапы становления и развития, особенности функционирования родовых способностей человека в контексте его связей и отношений с другими, его включенности в различные общности — это и означает понять (выразить в понятиях) подлинную природу психологии человека.
В рамках антропологической парадигмы понятие общности, и прежде всего — «со-бытийной общности», является второй предельной категориейи центральной в системе категорий психологии развития человека; она полагает главное — объект и источник развитиячеловеческой субъективности в онтогенезе (раскрытие ее содержания осуществлено в гл. 5).
С точки зрения антропологического принципа исторически сложившиеся системы представлений о человеческой реальности являют собой, с одной стороны, предпосылки развития (Природа, Социум), с другой — условия развития (Культура, Божественная Реальность). Соответственно в рамках антропологической парадигмы возникает особый класс задач — выявление и описание механизмов преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития исаморазвития. Специфика антропологического принципа в психологии развития остро ставит вопрос о поиске адекватного общенаучного подхода к изучению человеческой субъективности.