Антропологизм — парадигма единства человека и мира

Сегодня мы стоим у порога (или уже перешагнули его) пара-дигмального сдвигав психологии, в самом типе «научности» психо­логических знаний, который должен позволить нам вообще выйти за пределы «плоскости представлений о„» Речь идет о складываю­щейся антропологической парадигме в психологии, о принципиаль­ном антропоцентризмепсихологических знаний, делающем их, по замечательному выражению В.П.Зинченко, «живым знанием», ко­торое только и способно удержать и воспроизвести саму возмож­ность человеческой реальности во всей ее полноте и целостности.

Главный вопрос при антропологической парадигме: как, в све­те именно психологической теории, возможен человек по сущнос­ти своей, которая не есть совокупность (и даже — не ансамбль) его отдельных проекций, сколь бы значимы и богаты они ни были? И в чем эта искомая психологическая сущность? Речь, таким обра­зом, должна идти о сугубой предметности психологии человека, ко­торая не сводится ни ксодержанию психического (множеству его функций и свойств), ни к формам его организации (многообразию процессов и структур).

В первой части «Основ психологической антропологии» — «Психологии человека» — уже проводилось развернутое обоснова­ние такого специального предмета антропопсихологии, как чело­веческая субъективность. Это первая предельная категория антро­пологической парадигмы,позволяющая позитивно строить теоре­тические основы и задавать действительную предметность психо­логии человека. Именно субъективная реальность(«внутренний мир», «индивидуальность», «самость» и др.) является ключом в по­иске оснований и условий становления «собственно человеческого в человеке» в пределах его индивидуальной жизни.Однако, утверж­дая, что субъективность в природе человека есть сердцевина его сущности, необходимо ответить на главные вопросы: «А как она

возможна? Как ее понять (выразить в системе понятий) и каковы ее границы (т.е. как ее определить)?»

Методологическую основу поиска ответа на эти вопросы со­ставляет исторический принципв психологии, который наиболее продуктивен при анализе сущности внутреннего мира человека, его субъективности и ее развития; по сути своей данный принцип изначально ориентирован на познание вещей и явлений в их ста­новлении и кардинальных изменениях во времени.

Главный смысл исторического подхода к изучению именно че­ловеческой психологии состоит в необходимости рассмотрения че­ловека во всем многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа — одновременно.Человек должен быть рассмотрен как целое в контексте его истории, в прослежива­нии процессов возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания фундаментальных человеческих способностей, т.е. в развитии.

«Развитие вообще» — есть главный инструментальный принцип в методологии историзма, объемлющий все возможные формы изме­нения действительного мира, фиксирующий реальность этих изме­нений в мире, выявляющий сущность самой развивающейся реаль­ности, полагающий развитие ее (в том числе и человеческой реаль­ности) как ценность.Именно поэтому идеология историзма имеет принципиальное значение при изучении закономерностей развития фундаментальных человеческих способностей во времени истории и пространстве культуры (на разных этапах жизни человека).

Антропологическая парадигма объемлет собой все другие па-радигмальные установки. Все они реализуются в основополагаю­щем единстве, в соотношении «человек— мир»,в истории индиви­дуальной жизни, в которой каждый человек предстает одновремен­но и как природно-общественное, и как духовно-практическое су­щество в совокупности своих сущностных сил и родовых способ­ностей. В пространстве «человек — мир» разворачивается основ­ной (единый и одновременный) процесс становления и развития культуросообразного существа, способного к освоению (превраще­нию в свое) существующего мира и творению новых предметных форм культуры. Понять развитие человека — значит изучить его историко-культурное становление.

Человек — общественно-историческое и природное существо одновременно; его физический, душевный и духовный облик есть результат длительного исторического развития (и в фило- и в онто­генезе) как субъекта общественной жизни, совместной деятельно-

134 Раздел //. Концептуальные основы психологии развития человека

сти, индивидуальной судьбы. Логически, рационально-научно вос­произвести историю возникновения, основные этапы становления и развития, особенности функционирования родовых способнос­тей человека в контексте его связей и отношений с другими, его включенности в различные общности — это и означает понять (вы­разить в понятиях) подлинную природу психологии человека.

В рамках антропологической парадигмы понятие общности, и прежде всего — «со-бытийной общности», является второй пре­дельной категориейи центральной в системе категорий психологии развития человека; она полагает главное — объект и источник раз­витиячеловеческой субъективности в онтогенезе (раскрытие ее со­держания осуществлено в гл. 5).

С точки зрения антропологического принципа исторически сложившиеся системы представлений о человеческой реальности являют собой, с одной стороны, предпосылки развития (Природа, Социум), с другой — условия развития (Культура, Божественная Ре­альность). Соответственно в рамках антропологической парадиг­мы возникает особый класс задач — выявление и описание меха­низмов преобразования человеком природных и социальных предпо­сылок, культурных и духовных условий в средства своего развития исаморазвития. Специфика антропологического принципа в психо­логии развития остро ставит вопрос о поиске адекватного общена­учного подхода к изучению человеческой субъективности.

Наши рекомендации