Теологизм — парадигма происхождения и назначения
Человека
Речь должна идти об особой парадигмальной установке в психологии человека — о теологизме, понятийный строй которого раскрывается в соотношении «человек — Божество». Религиозная точка зрения — это целостный взгляд на человека во всей его тотальности; это одновременное видение человека в его происхождении (как?), сущности (что?), бытии (кто?) и назначении (зачем? во имя чего?).Данная характеристика может быть распространена фактически на все мировые религии; относительно религиозной все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетическая и др.) имеют частичный, периферийный характер.
Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию,нежели то,
Цит. по: Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.,1994. С.76.
которое открывается человеку в его непосредственном существовании; когда его конкретная жизнь приводится в связь (лат. religio) с этим Высшим, осмысливается как служение Ему или как осуществление Его в мире.
Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала — не сводимого ни к природному, ни к общественному; не объяснимого ни наследственностью, ни влиянием окружающей — сколь угодно культурной среды. Это начало— духовное,и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) свершается в пределах его индивидуальной жизни. Именно религиозный человек впервые оказывается подлинным распорядителем (субъектом) своих душевных сил и автором собственной земной жизни, смысл которой раскрывается ему в его взаимоотношениях с Божеством.
При всей познавательной значимости учений о человеке в разных религиозных системах мы остановимся здесь только на христианской — и прежде всего православной точке зрения. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке.Кстати, в этом учении не существует «проблемы происхождения» человека (и всего человеческого в нем), а есть тайна творенияего по образу и подобию Божества. Именно благодаря тому, что человек есть образ и подобие Божие (образ человеку дан, а подобие задано в его свободе и составляет жизненную задачу самого человека), он способен познавать вечное, бесконечное, непреходящее, духовное и отождествлять себя с ним, воплощать в себе. При этом, как отмечает Б.С.Братусь, «если для всего позитивного знания вопросом вопросов является "ЧТОесть истина?", то для религиозного сознания этот вопрос звучит как "КТО есть истина?", Кто являет собой истину и через обращение и приобщение к Кому жизнь станет истинной, станет Жизнью, но не смертью»4.
И в то же время в своем наличном, эмпирическом бытии — в жизни конкретной земной личности, какова она есть, — человек обнаруживает себя как не соответствующего своему Первообразу. Он оказывается неразрывно сплетенным с природным, натурально-жизненным, телесным, ограниченным, временным, смертным; образ Божий в нем как бы отодвинулся в тень неподлинного (земного) бытия и померк в нем. Это помрачение истинной природы человека называют в христианстве греховностью.Грех — это искажение подлинной природы человека, духовная болезнь, присущая
Братусь Б.С, Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопр. психологии. 1990. №6. С. 13.
о Слободчиков В. И.
Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека
всему человеческому роду после грехопадения. Однако с православной точки зрения неверно включать в основы христианской антропологии, в сущностное учение о человеке также и учение о грехе; это есть дополнительная, но не основная христианская идея о человеке. Именно откровение об образеБожием в человеке есть главное и основное в христианской антропологии.
Как же можно проинтерпретировать интересующую нас проблему развития в терминах религиозных учений о человеке? С христианской точки зрения становление человека как целого ~ это преодоление сил греха, это отсечение периферии души, часто мрачной, пошлой и неприемлемой, и осуществление своего Прообраза — образа Божия в своей индивидуальной жизни; в этом ее конечная цель и смысл. Подобная духовная работа человека в христианском мировоззрении называется спасениеми в то же время — служениемв деле спасения других. Состояние это, характеризующее спасенную личность и одновременно описывающее цель ее духовных устремлений, — состояние святости. Истинный человек — это святой человек; процесс же его становления, охватывающий весь состав человека — его дух, душу и тело, — обоже-ние (теосис), восстановление и обретение образа и подобия Божия. Практика веры, деятельность спасения и процесс обожения в христианском мировоззрении являются смыслом и деятельными формами становления и развития «собственно человеческого в человеке».
Теологическая парадигма, как хорошо видно, принципиально отлична от всех предшествующих прежде всего тем, что «предметом» ее рассмотрения является весь человек,во всей полноте его бытия; нет ничего в человеческой реальности, на всех ее уровнях, что не подлежало бы религиозному осмыслению. Казалось бы, именно данная парадигма в наибольшей степени способна служить подлинным источником в построении концептуальных основ психологии человека. Как было показано выше, она дает фундаментальные ответы на вопросы о происхождении, сущности и назначении человека, о чем или умалчивается, или невнятно говорится в других парадигмах развития.
И все-таки теология— какучение о Божестве (именно как учение, а не сама практика веры) — в меньшей степени, а иногда и неопределенно говорит о реальном(а не только должном или желаемом) человеке во всей полноте уже случившейся и еще только предстоящей истории его бытия в мире.Вопрос о его свободе, о его самости (субъектности), о его становлении в меру личностного достоинства для встречи с Богом; вопрос об истории (биографии) этого становления, если оно в принципе действительно, остается
Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии______ 131
открытым. Как это возможно? Какова та инстанция в человеке, которая ответственна за эту Встречу и достойна ее? Как возможна психология подлинно религиозного, открытого Божеству человека (а не только имеющего те или иные представления о Нем)?
Неполнота, а иногда и неадекватность ответов на эти вопросы позволяет нам включить и теологическую парадигму в общий состав с другими, вышерассмотренными, также частично отвечающими на главные вопросы о становлении «собственно человеческого в человеке» как в фило-, так и в онтогенезе. Обозначим соотношение всех парадигм и их возможные взаимопересечения в некоторой схеме (рис. 7).
(социоморфизм)
Рис. 7. Основные парадигмы развития в психологии
Представленная схема — это упорядоченная совокупность па-радигмальных оснований, к которым тяготеют наши представления о сущности человека, а соответственно — о природе психического и его развитии. Однако ни одно из рассматриваемых соотношений в отдельности, ни они вместе, ни их многообразные сочетания ничего принципиально не меняют «в плоскости наших представлений о...».А это именно «плоскость представлений» о сущности, о развитии, о его предпосылках и условиях и многом другом. Добавление каждый раз еще одной грани, еще одной ипостаси человеческой реальности, например к природной еще и культурной, социальной, духовной, делает смесь более сложной, но не более «съедобной». Например, механическое соединение природного и социального в двухфакторных теориях развития не изменило принципиальную ограниченность их односторонних вариантов. Простое указание, что у человека есть еще это и это измерение, ничего не проясняет в вопросе: «А как это возможно?»
Ответить на этот вопрос нельзя, на наш взгляд, в силу «первородного греха», встроенного в сами эти представления; имя этого
Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека
Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии
«греха» — гносеологизм, нововременная «S — О» установка, субъект-объектная технологизация наших знаний. Не вдаваясь в подробную идетальную аргументацию этого тезиса, отметим лишь одно: наша сродственная со-причастностьи природе, и обществу, и Богу, и культуре в рамках субъект-объектной структуры наших представлений о них всегда обнаруживает и будет обнаруживать себя как объективистски-вещно-внешняяпротивопоставленность и отчужденность от них («это не моя Природа, не моя Культура и т.д., это мои представления о них!»).