Методологические установки к разделу II

Аналитический очерк истории и современного состояния за­рубежной и отечественной психологии развития выявил как об­ширность ее предметной области (развитие физических, душев­ных, социальных, личностных и других сторон человека), так и многообразие методов получения фактов психического развития и теоретических схем их интерпретации. Современная психология развития представляет собой совокупность мало связанных направ­лений, школ, концепций.Не все теории возрастной психологии равнозначны при исследовании общих закономерностей развития человека в онтогенезе. Ряд теорий ограничивается детским перио­дом жизни человека (их большинство), другие ориентируются на изучение частных вопросов психического развития (познания, эмоций, личности и т.п.).

В аналитическом обзоре современного состояния проблемы АА.Митькин выделяет около двух десятков конкретных теорий психического развития и ставит задачу разработки системной пси­хологии развития1. Необходимость построения общей теории пси­хического развития является актуальной для современной психо­логии. Настоящий раздел представляет концептуальный подход к построению такой теории. На пути решения данной задачи необхо­димо осуществить методологический анализ изложенных выше на­учных подходов в зарубежной и отечественной психологии, вычле­нить использованные в них теоретические средства изучения и объяснения процессов психического развития, зафиксировать их

ограничения.

Глава четвертая посвящена анализу основных методологичес­ких парадигм и научных подходов в психологии развития.

Понятие парадигмы в научный обиход было введено Т.Куном для обозначения и стори ко-методологических закономерностей развития науки. Он отмечает, что в истории любой области знаний Можно выделить периоды «нормальной науки» и научные револю-

Методологические установки к разделу II - student2.ru 1 Митькин АЛ. На пути к системной психологии развития //Психол. журнал. 1998. №3.


118 Раздел II. Концептуальные основы психологии развития

ции. Период «нормальной науки» характеризуется использованием научным сообществом крупных теоретических достижений как опоры для построения научно-исследовательской деятельности. Под парадигмами Т.Кун понимал признанные всеми научные до­стижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу2. Соот­ветственно парадигма — это система познавательных ценностей и норм, определяющих видение изучаемой реальности и способов ее постижения.

Со временем в научном познании возникают кризисные явле­ния. Они вызываются появлением новых данных, которые не мо­гут быть объяснены в рамках принятой парадигмы периода «нор­мальной науки». Увеличение числа таких новых данных в конеч­ном счете приводит к изменению сознания научного сообщества или части его, к появлению новой парадигмы. Так происходит на­учная революция.

Говоря о той или иной парадигме, обыкновенно используют целую группу связанных между собой понятий: парадигмальный сдвиг (фиксируется момент перехода), уровень развития науки (ха­рактеристики прошедших изменений) и др. Наука в целом либо от­дельные комплексы научных дисциплин в своем развитии предста­ют как последовательность парадигм, отличающихся друг от друга рядом существенных характеристик.

Современная отечественная психология переживает револю­ционный момент своего развития. Идет интенсивное проникнове­ние психологии в различные области человеческой деятельности — в политику, образование, бизнес, управление, рекламу и т.д.; стре­мительно оформляются различные виды практико-психологичес-кой помощи населению. Психология перестает быть только акаде­мической наукой, областью занятий сравнительно немногочислен­ного профессионального сообщества. Она все более обретает об­лик массовой деятельности, становится подлинно практико-ори-ентированной наукой, призванной решать конкретные человечес­кие проблемы в различных сферах его жизни; наметилась смена ее парадигм: переориентация с академической парадигмы на практи-ко-ориентированную.

Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентации современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых цент-

Методологические установки к разделу II - student2.ru Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.

Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека

Методологические установки к разделу II - student2.ru рируются вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы — психологии развития человека.Проблемы психологии развития че­ловека не сводятся ни к проблемам происхождения и развития психики, ни к проблемам становления ее структур и функций, ко­торые всегда изучала классическая общая и возрастная психология как естественнонаучные дисциплины. Внимательный взгляд на традиционные психологические учения без труда обнаружит их принадлежность (в большей или меньшей степени) к излагаемым ниже парад и шальным установкам.

Общенаучный подходв отличие от научной парадигмы, задаю­щей мировоззренческие ориентиры, ценностное видение реально­сти, фиксирует совокупность норм, правил, предписаний исследо­вательской деятельности. Научный подход — это точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования, которая включает в себя процедуры и средства изу­чения объекта, нормы и правила обработки и интерпретации полу­ченных результатов.

Построение теории развития субъективной реальности в он­тогенезе предполагает выяснение возможностей различных науч­ных подходов, сложившихся в психологии, использование разра­ботанных в их рамках и оправдавших себя в исследовании методо­логических средств (принципов, категорий, понятий и т.д.). К чис­лу основных общенаучных подходов относят системный (системно-структурный), процессуально-динамический (функциональный), деятельностный.В настоящее время в психологии оформляется субъектный (личностный) подход.

В итоге анализа обосновываются антропологическая парадиг­ма и субъектный подход как адекватные задаче построения общей теории психического развития человека. Отдельная задача данной главы — описание принципа развития в психологии: его понима­ние, основные значения, категориальный строй.

Глава пятая излагает антропологическую модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе; представляет интегральную периодизацию развития субъективной реальности в онтогенезе.

В этой главе в обобщенной форме воспроизведены теоретиче­ские положения о субъективной реальности, изложенные в первом учебном пособии — «Психология человека». Это сделано с целью обоснования идеализованного (теоретического) объекта данного пособия — «Психология развития человека». Определение идеали­зованного объекта играет методологически центральную роль в формировании теоретической области. Идеализованный объект —



Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека

Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии




это специально конструируемая область научных исследований, теоретическая модель существенных связей изучаемой реальности, представленная с помощью определенных гипотетических допу­щений и идеализации.

В главе рассматриваются закономерности развития субъек­тивной реальности; представлено конкретно-содержательное на­полнение основных категорий принципа развития в психологии. Закономерности общего психического развития человека кладутся в основу последующего выделения и описания главных ступеней этого развития.

Обоснованию схемы периодизации развития в границах инди­видуальной жизни человека предпослан категориальный анализ проблемы возраста. Л.С.Выготский полагал данную проблему в ка­честве центральной как в теоретическом, так и в практическом плане. Однако до сих пор в психологии развития эта категория не получила своего должного теоретического осмысления.

В заключение главы представлена интегральная периодизация психического развития человека, разъясняются основные принци­пы ее построения, закономерности и динамика смены ступеней, периодов и стадий развития. Интегральная периодизация состав­ляет основу структурного представления хода развития субъектив­ной реальности в онтогенезе.

"

Глава 4. ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРИНЦИПА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Наши рекомендации