Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60 — 80-е гг.
В 60-е гг. в истории отечественной возрастной психологии начинается новый этап. Он был подготовлен теоретическими разработками проблем онтогенеза на основе реализации культурно-исторического подхода к пониманию природы психики человека, принципа единства сознания и деятельности при анализе становления психологических новообразований возраста, раскрытия механизмов этого становления в условиях обучения и воспитания. Необходимость дальнейшего развития возрастной психологии была вызвана изменениями, происходившими в сфере образования в нашей стране.
В конце 50-х гг. в СССР было введено обязательное восьмилетнее образование. Перед возрастной и педагогической психологией встали задачи выявления возрастных возможностей усвоения знаний, конкретно-содержательного исследования роли обучения в психическом развитии, повышения эффективности обучения для общего развития учащихся. В принципиальном плане проблема соотношения обучения (образования) и психического развития ставилась еще К.Д.Ушинским; теоретическое решение этой проблемы было предложено Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном. Решающая роль в развитии ребенка единодушно признавалась за обучением и воспитанием.
В.В.Давъщов(1930-1998) — отечественный психо лог, педагог. Создал логи ко-психологическую тео рию о двух основных ти пах сознания и мышле ния человека — эмпири ческом и теоретическом. Разработал теорию учеб ной деятельности и раз вивающего обучения. Л.В.Занков (1901—1977)- советский психолог, педа гог. Создатель одной из дидактических систем на чального обучения, нося щей его имя. Имеет трак таты по психологии обу чения, общей психоло гии, дидактике. Д.Б.Эльконин (1904-1984) — советский психолог. Развивал положения культурно-исторической теории в решении широ кого круга проблем дет ской психологии. Выдви нул концепцию периоди зации психического раз вития детей. С позиций культурно-исторической теории провел психологи ческий анализ игры, вы явив ее роль в процессе развития ребенка. |
В начале 60-х гг. эта проблема была поставлена в научно-практическом плане как проблема определения содержания и форм развивающего обучения. Методом ее решения выступило экспериментальное построение развивающей практики обучения, или психолого-педагогический (формирующий) эксперимент. Проведение масштабных социально-педагогических экспериментов одновременно начали исследовательские коллективы под руководством В.В.Давыдова, Л.В.Занко-ва, Д.Б.Эльконина.
Своеобразие нового этапа развития возрастной психологии состояло в том, что изучение закономерностей психического развития детей проводилось в форме психолого-педагогического моделирования его существенных условий.Ставилась задача воспроизвести в «искусственных» (специально созданных) условиях «естественный» процесс развития детей. Тем самым задачи возрастной психологии (изучение развития способностей детей) смыкались с задачами педагогической психологии, педагогики, дидактики (обеспечение психолого-педагогических условий и дидактико-ме-тодических средств формирования способностей). Иначе говоря, возрастная психология включалась как составная часть в комплексное, психолого-педагогическое исследование.
Работа исследовательских коллективов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина продолжалась десятилетия, она охватила значительное число педагогов и учащихся начальной ступени образования. Содержательный анализ названных систем будет осуществлен нами в третьей книге — «Психология образования человека». В контексте рассматриваемого вопроса выделим наиболее существенные результаты проведенных экспериментов.
Было подтверждено положение, что становление фундаментальных способностей человека происходит в форме обучения и
Раздел I. Введение в психологию развития человека
Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов
воспитания. Специфическое содержание обучения и особые технологии его развертывания обеспечивают формирование у детей таких новообразований, которые в традиционной школе в этом возрасте не развиваются или развиваются у незначительной части учащихся. В рассматриваемых системах это способности рефлексии, планирования, теоретического мышления, произвольного внимания и др.В ходе этих исследований были выявлены более широкие возможности младших школьников в усвоении школьных предметов и вскрыты резервы психического развития детей 7-10-летнего возраста. В результате комплексных исследований были определены педагогические условия психического развития младших школьников (теоретическое содержание учебных предметов, учебная деятельность как форма усвоения учебного содержания, организация совместной деятельности педагогов и учащихся и др.).
Вместе с тем проведенные исследования остро поставили вопрос о целесообразности развития указанных способностей в более раннем возрасте, нежели это было принято в массовой школе. Вопрос о закономерностях психического развития детей был поставлен в новую плоскость, как вопрос о теоретико-психологическом обосновании практики образования как всеобщей и необходимой формы психического развития подрастающих поколений.
Экспериментальный метод изучения возрастного развития детей был характерен и для конкретно-психологических исследований. В экспериментальных исследованиях этапов развития мышления детей была показана возможность формирования у дошкольников интеллектуальных структур, типичных для младших школьников (Л.Ф.Обухова). В течение ряда лет изучались возрастные особенности одаренности, условия развития склонностей у школьников, структура и условия формирования специальных (математических, лингвистических, конструктивно-технических) способностей (В.А.Крутецкий, И.В.Дубровина, Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Левитов, Н.С.Лейтес, А.К.Маркова и другие). Были выявлены психологические критерии определения развивающего эффекта разных систем обучения (Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.И.Липкина, Е.Н.Кабанова-Меллер, И.С.Якиманская).
В 70-е гг. исследования в области возрастной психологии включали разработку новых подходов к решению проблем периодизации психического развития детей. Общее признание получила периодизация развития, предложенная Д.Б.Элькониным. В основу деления онтогенеза на этапы и периоды он положил ведущий тип
деятельности. Д.Б.Эльконин выделил две стороны усвоения ребенком общественно-исторического опыта: усвоение мотивов и задач человеческой деятельности и усвоение ее операционно-технической стороны.Единство и противоречие в процессе усвоения этих двух сторон опыта составляют основной механизм перехода ребенка от одного типа ведущей деятельности к другому, с одного периода развития к другому. ■
М.ИЛисина(1929-1983) — советский детский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения взрослого с ребенком. |
В исследованиях М.ИЛисиной была раскрыта роль общения в развитии детей первых семи лет жизни ребенка. Она выявила, что развитие общения проходит в онтогенезе ряд качественно своеобразных этапов. При этом переход от низших форм общения к высшим существенно зависит от взаимодействия ребенка и взрослого.
Исследования психологических особенностей современных подростков позволили выявить особую роль общественно значимой деятельностидля полноценного развития в этом возрасте. Ее целенаправленное формирование определяет развитие подростка как личности, обеспечивая воспитание активной социальной позиции. Педагогическая организация общественно значимой деятельности является основным фактором профилактики асоциального поведения и перевоспитания трудных подростков (Д.И.Фельдштейн).
В 80-е гг. возрастная психология включилась в выполнение задач, поставленных очередной реформой школы (1984 г.), в которой определялось более раннее начало обучения — с 6 лет. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей 6-летних детей, их отличий от 7-летних детей, выявление психолого-педагогических условий их обучения ивоспитания составило отдельное направление исследований возрастной психологии. Существенный вклад в изучение психологии шестилеток, психологических особенностей организации образовательного процесса с этой категорией учащихся внесли Д.Б.Эльконин, Ш.А.Амонашвили, В.С.Мухина, Я.Л.Коло-минский, Е.Е.Кравцова.
Детские психологи продолжили исследование развивающей учебной деятельности. В этой области оформилось новое направление — изучение совместных форм учебной деятельности. Организация коллективной учебной деятельности в младшем школьном и подростковом возрасте, как установлено в психологических исследованиях, обеспечивает единство процессов обучения и воспитания,
Раздел I. Введение в психологию развития человека
Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов
приводит к высокому развивающему эффекту, к развитию в единстве познавательной и мотивационно-потребностной сферы (В.В.Рубцов, Г.Г.Кравцов, Ю.А.Полуянов, Т.А.Матис, Г.А.Цукерман).
В возрастной психологии проводилось изучение учебной и внеучебной деятельности подростков, их социальной активности, ценностных ориентации, взаимоотношений со взрослыми и друг с другом (А.К.Маркова, В.А.Петровский); изучались особенности психического развития в старшем школьном и юношеском возрасте (Е.А.Шумилин, И.С.Кон), особенности перехода от подросткового к юношескому возрасту (И.В.Дубровина, A.M.Прихожан, Н.Н.Толстых), психологические вопросы профориентации юношей идевушек (Е.А.Климов).
К середине 80-х гг. огромный массив конкретных исследований и практических разработок по проблемам психического развития детей и подростков фактически оформился в качестве особого научного направления, которому учениками и последователями Л.С.Выготского еще ранее было присвоено название «культурно-историческая концепция» (сам Лев Семенович не именовал таким образом общее направление своих исследований). В отечественной психологии данная концепция стала выступать и объяснительным принципом феноменов психического развития, и теоретической основой понимания природы психического, и методологическим средством организации образовательных процессов в дошкольном и школьном возрастах. Можно сказать, что «культурно-историческая концепция» — это вершинная точка развития отечественной возрастной психологии советского периода.