Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60 — 80-е гг.

В 60-е гг. в истории отечественной возрастной психологии на­чинается новый этап. Он был подготовлен теоретическими разра­ботками проблем онтогенеза на основе реализации культурно-ис­торического подхода к пониманию природы психики человека, принципа единства сознания и деятельности при анализе станов­ления психологических новообразований возраста, раскрытия ме­ханизмов этого становления в условиях обучения и воспитания. Необходимость дальнейшего развития возрастной психологии бы­ла вызвана изменениями, происходившими в сфере образования в нашей стране.

В конце 50-х гг. в СССР было введено обязательное восьми­летнее образование. Перед возрастной и педагогической психоло­гией встали задачи выявления возрастных возможностей усвоения знаний, конкретно-содержательного исследования роли обучения в психическом развитии, повышения эффективности обучения для общего развития учащихся. В принципиальном плане проблема со­отношения обучения (образования) и психического развития ста­вилась еще К.Д.Ушинским; теоретическое решение этой проблемы было предложено Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном. Решающая роль в развитии ребенка единодушно признавалась за обучением и воспитанием.


В.В.Давъщов(1930-1998) — отечественный психо­ лог, педагог. Создал логи­ ко-психологическую тео­ рию о двух основных ти­ пах сознания и мышле­ ния человека — эмпири­ ческом и теоретическом. Разработал теорию учеб­ ной деятельности и раз­ вивающего обучения. Л.В.Занков (1901—1977)- советский психолог, педа­ гог. Создатель одной из дидактических систем на­ чального обучения, нося­ щей его имя. Имеет трак­ таты по психологии обу­ чения, общей психоло­ гии, дидактике. Д.Б.Эльконин (1904-1984) — советский психолог. Развивал положения культурно-исторической теории в решении широ­ кого круга проблем дет­ ской психологии. Выдви­ нул концепцию периоди­ зации психического раз­ вития детей. С позиций культурно-исторической теории провел психологи­ ческий анализ игры, вы­ явив ее роль в процессе развития ребенка.

В начале 60-х гг. эта проблема была поставлена в научно-практическом плане как проблема определения со­держания и форм развивающего обуче­ния. Методом ее решения выступило экспериментальное построение разви­вающей практики обучения, или пси­холого-педагогический (формирую­щий) эксперимент. Проведение мас­штабных социально-педагогических экспериментов одновременно начали исследовательские коллективы под ру­ководством В.В.Давыдова, Л.В.Занко-ва, Д.Б.Эльконина.

Своеобразие нового этапа развития возрастной психологии состояло в том, что изучение закономерностей психичес­кого развития детей проводилось в фор­ме психолого-педагогического модели­рования его существенных условий.Ста­вилась задача воспроизвести в «искусст­венных» (специально созданных) усло­виях «естественный» процесс развития детей. Тем самым задачи возрастной психологии (изучение развития способ­ностей детей) смыкались с задачами пе­дагогической психологии, педагогики, дидактики (обеспечение психолого-пе­дагогических условий и дидактико-ме-тодических средств формирования спо­собностей). Иначе говоря, возрастная психология включалась как составная часть в комплексное, пси­холого-педагогическое исследование.

Работа исследовательских коллективов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина продолжалась десятилетия, она ох­ватила значительное число педагогов и учащихся начальной ступе­ни образования. Содержательный анализ названных систем будет осуществлен нами в третьей книге — «Психология образования че­ловека». В контексте рассматриваемого вопроса выделим наиболее существенные результаты проведенных экспериментов.

Было подтверждено положение, что становление фундамен­тальных способностей человека происходит в форме обучения и



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




воспитания. Специфическое содержание обучения и особые тех­нологии его развертывания обеспечивают формирование у детей таких новообразований, которые в традиционной школе в этом возрасте не развиваются или развиваются у незначительной части учащихся. В рассматриваемых системах это способности рефлек­сии, планирования, теоретического мышления, произвольного вни­мания и др.В ходе этих исследований были выявлены более ши­рокие возможности младших школьников в усвоении школьных предметов и вскрыты резервы психического развития детей 7-10-летнего возраста. В результате комплексных исследований были определены педагогические условия психического развития младших школьников (теоретическое содержание учебных пред­метов, учебная деятельность как форма усвоения учебного содер­жания, организация совместной деятельности педагогов и уча­щихся и др.).

Вместе с тем проведенные исследования остро поставили во­прос о целесообразности развития указанных способностей в более раннем возрасте, нежели это было принято в массовой школе. Во­прос о закономерностях психического развития детей был постав­лен в новую плоскость, как вопрос о теоретико-психологическом обосновании практики образования как всеобщей и необходимой формы психического развития подрастающих поколений.

Экспериментальный метод изучения возрастного развития де­тей был характерен и для конкретно-психологических исследова­ний. В экспериментальных исследованиях этапов развития мыш­ления детей была показана возможность формирования у до­школьников интеллектуальных структур, типичных для младших школьников (Л.Ф.Обухова). В течение ряда лет изучались возраст­ные особенности одаренности, условия развития склонностей у школьников, структура и условия формирования специальных (математических, лингвистических, конструктивно-технических) способностей (В.А.Крутецкий, И.В.Дубровина, Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Левитов, Н.С.Лейтес, А.К.Маркова и другие). Были выявлены психологические критерии определения развивающего эффекта разных систем обучения (Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.И.Липкина, Е.Н.Кабанова-Меллер, И.С.Якиманская).

В 70-е гг. исследования в области возрастной психологии включали разработку новых подходов к решению проблем перио­дизации психического развития детей. Общее признание получила периодизация развития, предложенная Д.Б.Элькониным. В основу деления онтогенеза на этапы и периоды он положил ведущий тип

деятельности. Д.Б.Эльконин выделил две стороны усвоения ребен­ком общественно-исторического опыта: усвоение мотивов и задач человеческой деятельности и усвоение ее операционно-технической стороны.Единство и противоречие в процессе усвоения этих двух сторон опыта составляют основной механизм перехода ребенка от одного типа ведущей деятельности к другому, с одного периода раз­вития к другому. ■

М.ИЛисина(1929-1983) — советский детский психолог. Создатель науч­ной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в кон­тексте общения взрослого с ребенком.

В исследованиях М.ИЛисиной была раскрыта роль общения в развитии де­тей первых семи лет жизни ребенка. Она выявила, что развитие общения прохо­дит в онтогенезе ряд качественно свое­образных этапов. При этом переход от низших форм общения к высшим суще­ственно зависит от взаимодействия ре­бенка и взрослого.

Исследования психологических особенностей современных подростков позволили выявить особую роль общественно значи­мой деятельностидля полноценного развития в этом возрасте. Ее целенаправленное формирование определяет развитие подростка как личности, обеспечивая воспитание активной социальной по­зиции. Педагогическая организация общественно значимой дея­тельности является основным фактором профилактики асоциаль­ного поведения и перевоспитания трудных подростков (Д.И.Фельдштейн).

В 80-е гг. возрастная психология включилась в выполнение за­дач, поставленных очередной реформой школы (1984 г.), в которой определялось более раннее начало обучения — с 6 лет. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей 6-летних детей, их от­личий от 7-летних детей, выявление психолого-педагогических ус­ловий их обучения ивоспитания составило отдельное направление исследований возрастной психологии. Существенный вклад в изу­чение психологии шестилеток, психологических особенностей ор­ганизации образовательного процесса с этой категорией учащихся внесли Д.Б.Эльконин, Ш.А.Амонашвили, В.С.Мухина, Я.Л.Коло-минский, Е.Е.Кравцова.

Детские психологи продолжили исследование развивающей учебной деятельности. В этой области оформилось новое направле­ние — изучение совместных форм учебной деятельности. Организа­ция коллективной учебной деятельности в младшем школьном и подростковом возрасте, как установлено в психологических иссле­дованиях, обеспечивает единство процессов обучения и воспитания,



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов




Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60 — 80-е гг. - student2.ru Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60 — 80-е гг. - student2.ru приводит к высокому развивающему эффекту, к развитию в единст­ве познавательной и мотивационно-потребностной сферы (В.В.Руб­цов, Г.Г.Кравцов, Ю.А.Полуянов, Т.А.Матис, Г.А.Цукерман).

В возрастной психологии проводилось изучение учебной и внеучебной деятельности подростков, их социальной активности, ценностных ориентации, взаимоотношений со взрослыми и друг с другом (А.К.Маркова, В.А.Петровский); изучались особенности психического развития в старшем школьном и юношеском возрас­те (Е.А.Шумилин, И.С.Кон), особенности перехода от подростко­вого к юношескому возрасту (И.В.Дубровина, A.M.Прихожан, Н.Н.Толстых), психологические вопросы профориентации юно­шей идевушек (Е.А.Климов).

К середине 80-х гг. огромный массив конкретных исследова­ний и практических разработок по проблемам психического раз­вития детей и подростков фактически оформился в качестве осо­бого научного направления, которому учениками и последовате­лями Л.С.Выготского еще ранее было присвоено название «куль­турно-историческая концепция» (сам Лев Семенович не имено­вал таким образом общее направление своих исследований). В отечественной психологии данная концепция стала выступать и объяснительным принципом феноменов психического развития, и теоретической основой понимания природы психического, и методологическим средством организации образовательных про­цессов в дошкольном и школьном возрастах. Можно сказать, что «культурно-историческая концепция» — это вершинная точка развития отечественной возрастной психологии советского пе­риода.

Наши рекомендации