Нормативный подход к психическому развитию ребенка

АХезелл (1880-1961)-американский психолог. В центре его научных инте­ресов — природа младен­чества и раннего детства. Создал Йельскую клини­ку нормального детства, в которой изучалось психи­ческое развитие детей от рождения до трех лет. Ис­пользовал новые методы исследования: лонгитюд-ный, близнецовый. Выра­ботал систему тестов и норм развития для детей от трех до шести лет.

Видным представителем педологии биологизаторского направления был американский психолог А.Гезелл. В сво­ей работе «Педология раннего возраста» одну из глав он называет «Биологичес­кий смысл детства», где рассматривает развитие ребенка в сравнении с развити­ем детенышей животных. А.Гезелл соли­дарен с положением, что в первые годы жизни ребенок как бы повторяет исто­рию развития человеческого рода. Но он утверждал, что детство — это также и продукт эволюции. У самых низших жи­вотных детство практически отсутству­ет; период детства тем длиннее, чем вы­ше на эволюционной лестнице распола­гается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. АТезелл отмечал, что по сравнению с дет­ством обезьян человеческое детство отличается не просто прибав­кой еще одного этажа, на котором совершается усвоение языка и символического мышления; это прибавление приводит к глубокой перестройке нижних этажей, делает их принципиально иными по сравнению с аналогичными у высших животных. Однако сохраня­ется общая функция психического — биологическая адаптация к окружающей среде. А.Гезелл изучал проблему взаимосвязи среды и наследственности в их влиянии на умственное развитие ребенка, зависимость темпа развития от наследственных особенностей. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созрева­нию нервной системы. Для А.Гезелла основным показателем раз­вития является его темп. Он сформулировал закон замедления раз­вития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах



Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов 43



Нормативный подход к психическому развитию ребенка - student2.ru Нормативный подход к психическому развитию ребенка - student2.ru Нормативный подход к психическому развитию ребенка - student2.ru развития и минимален на конечных. А.Гезелл как бы вообще сни­мает проблему среды и наследственности и заменяет ее проблемой темпа развития.

Значительный вклад А.Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в про­цессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром и взрослыми.Для составления норм психического развития А.Ге­зелл ввел в детскую психологию лонгитюдный метод — продолжи­тельное изучение одних и тех же детей на разных этапах их разви­тия. На основе составленных норм А.Гезелл разработал систему ди­агностики психического развития ребенка от рождения до юноше­ского возраста. Он проводил систематические сравнительные ис­следования нормы и патологии развития; одним из первых в пси­хологии использовал метод близнецов для анализа закономернос­тей психического развития.

Отметим, что возрастные изменения детей АТезелл объяснял наследственным фактором, т.е. он оставался в рамках биологиза-торского направления. Но его подход к детской психологии как нормативной дисциплине важен и для современной психологии. Проблемы нормы и патологии развития, разработки конкретных нормативов психического развития детей на разных этапах жизни имеют важное практическое значение для различных сфер соци­альной практики (здравоохранения, образования).

Наши рекомендации