Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии

Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или на­туралистский подход. К числу его сторонников принадлежат пси­хологи разных школ в психологии (интроспекционизм, бихевио­ризм, психоанализ и др.); видными представителями были С.Холл, К.Бюлер, В.Штерн, Э.Клапаред, А.Гезелл, З.Фрейд и другие. Дан­ное направление составляют различные теоретические течения: те­ория рекапитуляции, нормативный подход, теория трех ступеней, теория конвергенции двух факторов. Однако при всех различиях эти теории объединяет общий взгляд на процесс психического раз­вития человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам.

40 Раздел I. Введение в психологию развития человека

Глава 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов 41



             
    Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии - student2.ru   Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии - student2.ru
 
    Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии - student2.ru
  Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии - student2.ru
 

Д.Болдуин (1861-1934)-американский психолог, один из первых пропаган­дистов идей социальной психологии в США. Раз­личал два вида наследст­венности в развитии че­ловека — биологическую и социальную.

Первой теорией, объясняющей процесс психического развития, стала теория рекапитуляции, которую сфор­мулировали С.Холл и Д.Балдуин. Фунда­мент этой теории составляет биогенети­ческий закон Э.Геккеля, который гласит, что онтогенез (развитие отдельного ин­дивида) является кратким повторением филогенеза (истории развития всего вида). Применительно к детской психологии этот закон утвержда­ет, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращен­ном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род.

При этом С.Холл считал, что последовательность и содержа­ние этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может. Он­тогенетическое развитие рассматривалось как биологически детер­минированный процесс. С.Холл выявил и механизм перехода с од­ной стадии на другую: так как реально ребенок не может прожить те же ситуации, которые переживало человечество в своей истории, то переход от одной стадии к другой осуществляется им в игре.

Теория рекапитуляции была достаточно популярна в конце XIX — начале XX в.; с некоторыми модификациями она разрабаты­валась и другими психологами. Д.Болдуин считал, например, что онтогенетическое развитие не является полным повторением фило­генеза и человеческой истории — в нем есть «пропущенные главы».



К.Гросс (1861-1946)-немецкий психолог. Ис­следовал проблемы игры и ее роли в психическом развитии ребенка.

Немецкий психолог К.Гросс, разра­батывая проблемы детской игры, исхо­дил из положения, что игра обращена не к прошлому, а к будущему. Игра являет­ся школой подготовки организма к жиз­ненным испытаниям, она упражняет

функции для будущего, служит целям биологического приспособ­ления.

С.Холл является основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов — психологов, педагогов, биологов, педи­атров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отноше­ние к детям. Таким образом, педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Педология завоевала популярность во всем мире: ее привлека­тельность была связана с ориентированностью на практические нужды педагогики. В реальной педагогической практике учителя и воспитатели имеют дело с целостным ребенком, в единстве его фи­зических, психических и социальных качеств. Именно такой ком­плексный подход к изучению ребенка и процессов его развития провозглашала педология. Однако идея создания комплексной на­уки о ребенке оказалась нереализованной.

Наши рекомендации