Дневники наблюдений — начало детской психологии

Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания отно­сится ко второй половине XIXв. К середине века в науке, в первую очередь благодаря работам Г.В.Ф.Гегеля и Ч.Дарвина, широкое рас­пространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии ГВ.Ф.Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диа­лектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на раз­ных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.

Установленные Ч.Дарвином законы эволюции в органичес­ком мире поставили перед психологией задачу сопоставления пси­хики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Научная разработка этих вопросов положила начало оформлению новых направлений и подходов в психологии — пси­хологии животных (зоопсихологии), психологии первобытных на­родов (этнопсихологии). Интерес к изучению детского возраста был обусловлен успехами эволюционной биологии. Под влиянием Ч.Дарвина возникла детская психология как отдельная отрасль психологической науки.

В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И.Тэн опуб­ликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человечес­ком роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч.Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев.

2*

36 Раздел I. Введение в психологию развития человека

Дневники наблюдений — начало детской психологии - student2.ru

Дневники наблюдений — начало детской психологии - student2.ru В.Прейер (1841-1897)-немецкий физиолог и психолог, ввел в детскую психологию метод много­летнего изучения ребенка посредством строго объ­ективного наблюдения.

Вслед за этими статьями стали по­являться исследования в форме наблю­дений за развитием ребенка (В.Прейер, Дж.Селли, С.Холл, В.Штерн, К.Гросс, К.Бюлер и другие). Наибольшее влия­ние на становление детской психологии как научной отрасли оказал В.Прейер. В 1881 г. он опубликовал книгу «Душа ре­бенка», представляющую собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка.

Записи В.Прейера возникли в ходе его эмбриологических ис­следований и представляли собой попытку перехода от изучения жизненных процессов в утробный период к их анализу в первые го­ды жизни. Важнейшей особенностью внеутробной жизни он счи­тал психогенез — возникновение и развитие психической реальнос­ти. Принципиально новым в его трактовке было обращение к фак­тору наследственности, которому отводилась такая же важная роль, как и активности самого ребенка. Исследование В.Прейера показало путь приобретения точных научных данных о психичес­ком развитии ребенка, стало образцом для организации объектив­ного наблюдения и положило начало систематическому изучению психологии детского возраста. После В.Прейера становится попу­лярной тщательная и систематическая запись наблюдений за про­цессом возникновения и развития двигательных, эмоциональных и речевых реакций ребенка. Книга В.Прейера была переведена на многие языки и оказала существенное влияние на развитие дет­ской психологии.

Наблюдения ученых-биологов за развитием ребенка были но­вым подходом как в методическом отношении, так и с точки зре­ния объяснения наблюдаемых фактов: натуралист выделял и фик­сировал прежде всего объективные, внешние проявления психичес­кой активности и стремился понять их биологический смысл в жиз­ни как индивида, так и всего вида.Но не сама по себе эволюция психологических идей, а реальные потребности педагогической практики привели к интенсивному изучению психологии развития детей.

Наши рекомендации