Антиномии и парадоксы идеи развития в психологии
Привычность и очевидность реальности развития для обыденного сознания порождают логические сбои при попытках приступить к построению конкретной теории (теорий) развития самой
Антиномия — противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. |
психологической реальности (ее структур). Попытаемся суммировать и более рельефно сгруппировать существующее множество интерпретаций категории «развитие», которые сложились в европейском научном сознании и часть которых была рассмотрена выше. Выявленная в результате такой работы противоречивость, антиномичностьидаже парадоксальность наших пониманий о развитии позволит на следующем шаге приступить к построению, хотя бы в первом приближении, целостного, системного видения психологии развития человека, к построению концептуальных основ такого развития в интервале индивидуальной жизни.
1. В возрастной и педагогической психологии до сих пор много путаницы и противоречий между различными представлениями и частными категориями, призванными уяснить феномен развития. Вот далеко не полный перечень таких противоречий:
Парадокс в логике — противоречие, получаемое в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. |
а) источник многих недоразумений — это понятийная несо
гласованность между философской (прежде всего — гегелевско-
марксистской), научной (биологической) и социально-практической
(образовательной) трактовками феномена развития человека, его
свойств, процессов, структур; с общемарксистской точки зрения до
стоинством развития обладают только такие тотальности (макро
системы), как природа, общество, цивилизация, культура; отдель
ный человек (индивид), конечно же, не является такой системой и
в лучшем случае лишь втягивается в нее (утилизируется) в качестве
одного из элементов; с общебиологичес
кой позиции развитие — это прежде все
го созревание и рост по уже существую
щей биогенетической программе, час
тично модифицируемой внешними ус
ловиями жизни, но неизменной в своей
видовой специфике; в педагогической практике развитие — это целенаправленное формирование (разумеется, с учетом общественных и природных обстоятельств жизни) полезных знаний, умений и навыков, воспитание полезных черт личности — полезных для самоценного социума. При всех вроде бы кардинальных различиях между перечисленными установками они едины в главном:развитие всегда вне-субъектно,независимо от участников этого процесса; они всего лишь «материал», на котором разыгрывается объективный процесс, придающий этому материалу форму предзаданного образца. Так что ценностное суждение: «человек существо развивающееся» (т.е. способное развивать себя) — оказывается в принципе ничем не обеспеченным;
б) в классической психологии традиционно резкое противо
поставление двух рядов форм и структур в природе человека —
«натуральных» и «культурных», «биологических» и «социальных»,
между которыми полагается либо принципиальный параллелизм
(психофизический, психофизиологический), либо бессодержа
тельная корреляция; здесь не учитывается один существенный
момент: и натуральное и биологическое — это тоже культурное...
представление, выработанное человеческим мышлением, но при
писанное, а иногда навязанное природе как ей самой по себе прису
щее;
Раздел I. Введение в психологию развития человека
Глава I, Проблемы построения курса «Психология развития человека» 23
в) такой же источник недоразумений — это неразличение, а чаще — склеивание двух специфических предметных содержаний:
— «психическогоразвития» (как развития психики, ее систем и
структур) и «психологии развития» (как развития человеческой
субъективности, внутреннего мира человека);
— акта происхождения того, чего еще не было в действитель
ности и акта развитиятого, что уже есть;
— единицы развития (либо как меры, либо как механизма) и
объектаразвития (того, что развивается).
2. Обычно утверждают, что человек, естественно (природное) -искусственное (социокультурное) существо но без представления о том, что человек —- прежде всего сверх-естественное существо,мы не можем разобраться в чем его искусственность и в чем его естественность. Поэтому категория «развитие» одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоятельных процесса:
• становление — как созревание и рост; переход от одного оп
ределенного состояния к другому — более высокого уровня; как
единство уже осуществленного и потенциально возможного; как
единство производящей причины и закономерных следствий в акте
развития;
• формирование — как оформление (обретение формы, а не
формовка по заданному штампу) и совершенствование (обретение
совершенного, пред существующего в культуре образца); как един
ство социокультурной цели и общественно значимого результата
развития;
• преобразование — как саморазвитие и смена основного жиз
ненного вектора; как преображение — кардинальное преодоление
сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с неко
торой иерархией ценностей и смыслов бытия человека.
Каждая из этих субкатегорий развития в своей отдельности и обособленности тяготеет коднозначно-определенной реальности: становление — преимущественно к естественно-природным структурам; формирование — к социально-культурным структурам; преобразование — преимущественно к духовно-практическим структурам. Проблема, по сути, и состоит в том, чтобы выработать общий принцип, объемлющий все три грани этой категории, способный воспроизвести ход развития (показать его, а не только рассказать о нем) всамой живой реальности бытия человека.
3. Особым источником противоречивых суждений о развитии
является неразличение времени истории (как субъектное время —
«время человека», содержание, смысл, размерность, топика кото
рого задается способами его бытия, а не космическими событиями)
и времени естествознания (как объектное, физическое время, име
ющее условно-формальную размерность — календари ость, прин
ципиальную однонаправленность, но не имеющее своего качест
венного содержания). И тем не менее в обыденном сознании про
должает сохраняться устойчивый предрассудок, что так как все воз
никает во времени и все прекращается со временем, то, значит, мы
имеем однонаправленный поток из прошлого — через настоящее — в бу
дущее. Отсюда и развитие понимается как непрерывная погоня за
будущим; как выбрасывание вперед своеобразного якоря (цель,
идеал, перспектива) и подтягивание себя, затем — новый бросок.
Почему же развитие — это обязательно экспансия и оккупация буду
щего, а не углубление, например, в настоящее и не рассекречивание
прошлого? Замечательно пишет о времени О.Александр Ельчани-
нов: «Меня всегда, особенно последний год, пугало быстрое тече
ние времени; это потому, что я стоял на месте. Теперь (с решением
принять священство) я пошел вразрез со временем или, вернее,
нырнул в глубину, где время безразлично»2.
Непростые отношения у человека и с пространством человеческой реальности, которое не есть физикалистский пустой объем, не емкость, заполняемая человеческими деяниями, а прежде всего — социокультурный и духовно-практический Универсум. Именно поэтому культурно-исторический подход в психологии и есть попытка построить пространственно (культура)-временной (история) континуум человеческой реальности в ее цельности, полноте и определенности.
4. Сегодня в личностно-ориентированном, развивающем об
разовании остро стоит вопрос о психологических нормах и крите
риях развития. Очевидно, что без внятного и педагогически от
ветственного представления о «норме развития», о возрастно-нор-
мативных моделях развития на разных образовательных ступенях
и о соответствующей педагогике развитияневозможно даже ста
вить проблему проектирования действительно развивающего об
разования.
Существует ли в современных психолого-педагогических представлениях достаточно внятное представление о «нормах раз-
Ельчанинов А.В, Записи. М. 1992. С. 8.
Раздел I. Введение в психологию развития человека
Глава 1. Проблемы построения курса «Психология развития человека» 25
объект изучения |
реальный мир (бытие) |
вития»? Несомненно, какие-то представления есть, но они невнятны; так, до сих пор фактически не различаются среднестатистические нормы(в некотором отношении все мы похожи друг на друга, имеем типологически общие черты), социокультурные нормы(в некотором отношении мы не только похожи, но и едины) и индивидуально-личностные нормы(в некотором отношении мы абсолютно уникальны, ни на кого не похожи и единичны). Одновременный учет всех трех типов норм и умение работать в соответствии с ними — это и есть сегодня нормальный педагогический профессионализм. Такой одновременный учет можно сформулировать и более жестко: норма — это не то среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Изадача возрастного психолога и педагога — эти соответствующие условия определить, а при необходимости и создать.