Методологические установки к разделу I
Объект и предмет изучения в психологии развития
□ Различение объекта и предмета знания
LJ Различение научного, учебного и профессионально-деятель-
ностного предметов
Темы реферативных и курсовых работ
Культурная обусловленность представлений о предмете психологии развития.
Актуальные проблемы психологии развития. Методы возрастной психологии. Психологическое знание в сфере образования. Психологическое знание и педагогическая деятельность. Задачи психологии развития в современном обществе.
Рекомендуемая литератураОсновная
Абрамова ГС. Возрастная психология. М.,1997.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17лет). М.,1997.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.,1997.
Урунтаева ГА. Дошкольная психология. М.,1996.
Дополнительная
Громыко Ю.В. Проектирование и программирование образования. М.,1996.
Костюк ГС. Избр. психол. труды. М.,1988.
Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. М.,1984.
Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития//Вопр. психол. 1998. №1.
Щедровицкий Г П. «Человек» как предмет исследований//Избр. труды. М.,1995.
Глава 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов 35
Глава 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Становление зарубежной возрастной психологии
? Дневники наблюдений — начало детской психологии
? Развитие экспериментальной детской психологии
Методологическая рефлексия
Вопросы для обсуждения и размышления
§ История психологии показывает, что объяснительные схемы психического развития человека она заимствовала из биологии
(натурализм), из социологии (социоморфизм), из биологии и социологии (теории конвергенции), из биологии и логики (генетическая психология Ж.Пиаже).
Почему в психологии так стойки заимствования понятийного аппарата из других наук? Должна ли психология выработать свой понятийный аппарат онтогенеза субъективной реальности человека? Могут ли в этом понятийном аппарате использоваться категории других наук?
^ Детский психолог Л.Ф.Обухова так оценивает влияние теории конвергенции на современную психологию: «Это самая распространенная концепция в современной психологии, она соответствует здравому смыслу: "яблоко от яблони недалеко падает" и "с кем поведешься, от того и наберешься". До сих пор психологи продолжают взвешивать два этих фактора . Все современные теории отличаются друг от друга только тем, как они трактуют взаимодействие наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития»9.
Почему в современной западной психологии столь привлекательны двухфакторные теории психического развития? В чем заключается методологическая несостоятельность этих теорий?
Психолог А.Б.Орлов пишет: «Более чем вековая история развития научной натуралистической психологии, ориентированной на знание, достаточно убедительно свидетельствует о тщетности усилий, направленных на выработку всеобщих категорий, о невозможности выхода за рамки каждый раз ограниченных, частных объяснительных принципов и, следовательно, о бесперспективности построения на этом пути психологии как подлинной науки. Вместе с тем сравнительно короткая история развития научных течений, ориентированных на идеал, показывает, что даже при самых крайних, буквально противоположных исходных основаниях психологи с необходимостью приходят к весьма сходным (если не идентичным) представлениям о всеобщей цели личностного развития»10.
Какие направления в психологии можно отнести к ориентированным на знание и какие на идеал?
$ Чем привлекательны социоморфистские представления о человеке и его развитии для определенного типа педагогических практик?
8 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
4Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995. С.46-47. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М.,1995.
Раздел I. Введение в психологию развития человека
$ В чем вы видите достоинство межкультурных исследований в психологии развития?
^ Выделите прикладные педагогические аспекты теорий социального научения. Адекватны ли эти теории задачам образования человека?
ф В чем заключается принципиальное отличие гуманистической психологии от других направлений и школ в психологии развития и ее значение для образовательной практики?
Дополнительная
Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона//Принцип развития в психологии. М.,1978.
Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М.,1986.
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.,1981.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.
М.,1995.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.
М.,1994.
Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М.,1967.
72 Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов
73 Раздел I. Введение в психологию развития человека
Глава 3. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Психологии
? Культурно-историческое учение о природе психического
? Закономерности психического развития в онтогенезе
? Основания и схемы периодизации психического развития
Методологическая рефлексия
Вопросы для обсуждения и размышления
fy Почему натуралистские и двухфакторные теории не получили широкого признания в отечественной возрастной психологии?
Ф Можно ли согласиться с утверждением о том, что марксистская возрастная психология представляет собой разновидность социоморфизма?
^ Почему, на Ваш взгляд, неудовлетворительно марксистское представление о присвоении — организованном и контролируемом
Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отеч. психологов
воздействии взрослых на детей на основных этапах онтогенеза -как процессе, в котором происходит психическое развитие?
7 Обоснуйте положение, что марксистское понимание человека как совокупности общественных отношений не охватывает всего богатства проявлений человеческой сущности
$ Почему метод формирующего эксперимента приобрел такое широкое применение в отечественной возрастной психологии?
ф Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С.Выготского на процесс психического развития ребенка для практики
образования?
ф В чем состоит специфика современного этапа отечественной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования?
Основная
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.,1996.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. Т.4. М.,1984.
Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2т. XI. М.,1986.
Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии /Под ред. А.Н.Ждан. М.,1988.
Костю к Г.С. Избр. психол. труды. М.,1988.
Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. XI. М.,1983.
Марцин ков екая Т.Д. История детской психологии. М.,1998.
Раздел I. Введение в психологию развития человека
Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы, теории и истории. М.,1997.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. М.,1989.
Уши некий К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т.5-6. М.,1990.
Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.,1989.
Дополнительная
Журнал «Вопросы психологии» (специальный выпуск к 100-летию Л.С.Выготского). 1996, № 5-6.
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.,1994.
Коул М. Культур но-историческая психология. М.,1997.
Менчинская Н.А. Страницы дневника развития дочери //Вопр. психол. 1995, №3.
Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года //Вопр. психол. 1996, №3.
Мухина B.C. Близнецы. М.,1981.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.,1995.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М.,1997.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.,1994.
-:
Раздел II
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Знания
□ Натурализм - парадигма природной обусловленности психики человека □ Социоморфизм - парадигма социального детерминизма □ Гносеологизм - идеология предустановленной гармонии □ Культурализм - парадигма преобразования культуры в мир личности □ Теологизм - парадигма происхождения и назначения человека □ Антропологизм - парадигма единства человека и мира
Человека
Речь должна идти об особой парадигмальной установке в психологии человека — о теологизме, понятийный строй которого раскрывается в соотношении «человек — Божество». Религиозная точка зрения — это целостный взгляд на человека во всей его тотальности; это одновременное видение человека в его происхождении (как?), сущности (что?), бытии (кто?) и назначении (зачем? во имя чего?).Данная характеристика может быть распространена фактически на все мировые религии; относительно религиозной все другие точки зрения на человека (научная, этическая, эстетическая и др.) имеют частичный, периферийный характер.
Для религиозного сознания жизнь человека только тогда есть, тогда действительна и обретает свой подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию,нежели то,
Цит. по: Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.,1994. С.76.
которое открывается человеку в его непосредственном существовании; когда его конкретная жизнь приводится в связь (лат. religio) с этим Высшим, осмысливается как служение Ему или как осуществление Его в мире.
Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала — не сводимого ни к природному, ни к общественному; не объяснимого ни наследственностью, ни влиянием окружающей — сколь угодно культурной среды. Это начало— духовное,и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) свершается в пределах его индивидуальной жизни. Именно религиозный человек впервые оказывается подлинным распорядителем (субъектом) своих душевных сил и автором собственной земной жизни, смысл которой раскрывается ему в его взаимоотношениях с Божеством.
При всей познавательной значимости учений о человеке в разных религиозных системах мы остановимся здесь только на христианской — и прежде всего православной точке зрения. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке.Кстати, в этом учении не существует «проблемы происхождения» человека (и всего человеческого в нем), а есть тайна творенияего по образу и подобию Божества. Именно благодаря тому, что человек есть образ и подобие Божие (образ человеку дан, а подобие задано в его свободе и составляет жизненную задачу самого человека), он способен познавать вечное, бесконечное, непреходящее, духовное и отождествлять себя с ним, воплощать в себе. При этом, как отмечает Б.С.Братусь, «если для всего позитивного знания вопросом вопросов является "ЧТОесть истина?", то для религиозного сознания этот вопрос звучит как "КТО есть истина?", Кто являет собой истину и через обращение и приобщение к Кому жизнь станет истинной, станет Жизнью, но не смертью»4.
И в то же время в своем наличном, эмпирическом бытии — в жизни конкретной земной личности, какова она есть, — человек обнаруживает себя как не соответствующего своему Первообразу. Он оказывается неразрывно сплетенным с природным, натурально-жизненным, телесным, ограниченным, временным, смертным; образ Божий в нем как бы отодвинулся в тень неподлинного (земного) бытия и померк в нем. Это помрачение истинной природы человека называют в христианстве греховностью.Грех — это искажение подлинной природы человека, духовная болезнь, присущая
Братусь Б.С, Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопр. психологии. 1990. №6. С. 13.
о Слободчиков В. И.
Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека
всему человеческому роду после грехопадения. Однако с православной точки зрения неверно включать в основы христианской антропологии, в сущностное учение о человеке также и учение о грехе; это есть дополнительная, но не основная христианская идея о человеке. Именно откровение об образеБожием в человеке есть главное и основное в христианской антропологии.
Как же можно проинтерпретировать интересующую нас проблему развития в терминах религиозных учений о человеке? С христианской точки зрения становление человека как целого ~ это преодоление сил греха, это отсечение периферии души, часто мрачной, пошлой и неприемлемой, и осуществление своего Прообраза — образа Божия в своей индивидуальной жизни; в этом ее конечная цель и смысл. Подобная духовная работа человека в христианском мировоззрении называется спасениеми в то же время — служениемв деле спасения других. Состояние это, характеризующее спасенную личность и одновременно описывающее цель ее духовных устремлений, — состояние святости. Истинный человек — это святой человек; процесс же его становления, охватывающий весь состав человека — его дух, душу и тело, — обоже-ние (теосис), восстановление и обретение образа и подобия Божия. Практика веры, деятельность спасения и процесс обожения в христианском мировоззрении являются смыслом и деятельными формами становления и развития «собственно человеческого в человеке».
Теологическая парадигма, как хорошо видно, принципиально отлична от всех предшествующих прежде всего тем, что «предметом» ее рассмотрения является весь человек,во всей полноте его бытия; нет ничего в человеческой реальности, на всех ее уровнях, что не подлежало бы религиозному осмыслению. Казалось бы, именно данная парадигма в наибольшей степени способна служить подлинным источником в построении концептуальных основ психологии человека. Как было показано выше, она дает фундаментальные ответы на вопросы о происхождении, сущности и назначении человека, о чем или умалчивается, или невнятно говорится в других парадигмах развития.
И все-таки теология— какучение о Божестве (именно как учение, а не сама практика веры) — в меньшей степени, а иногда и неопределенно говорит о реальном(а не только должном или желаемом) человеке во всей полноте уже случившейся и еще только предстоящей истории его бытия в мире.Вопрос о его свободе, о его самости (субъектности), о его становлении в меру личностного достоинства для встречи с Богом; вопрос об истории (биографии) этого становления, если оно в принципе действительно, остается
Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии______ 131
открытым. Как это возможно? Какова та инстанция в человеке, которая ответственна за эту Встречу и достойна ее? Как возможна психология подлинно религиозного, открытого Божеству человека (а не только имеющего те или иные представления о Нем)?
Неполнота, а иногда и неадекватность ответов на эти вопросы позволяет нам включить и теологическую парадигму в общий состав с другими, вышерассмотренными, также частично отвечающими на главные вопросы о становлении «собственно человеческого в человеке» как в фило-, так и в онтогенезе. Обозначим соотношение всех парадигм и их возможные взаимопересечения в некоторой схеме (рис. 7).
(социоморфизм)
Рис. 7. Основные парадигмы развития в психологии
Представленная схема — это упорядоченная совокупность па-радигмальных оснований, к которым тяготеют наши представления о сущности человека, а соответственно — о природе психического и его развитии. Однако ни одно из рассматриваемых соотношений в отдельности, ни они вместе, ни их многообразные сочетания ничего принципиально не меняют «в плоскости наших представлений о...».А это именно «плоскость представлений» о сущности, о развитии, о его предпосылках и условиях и многом другом. Добавление каждый раз еще одной грани, еще одной ипостаси человеческой реальности, например к природной еще и культурной, социальной, духовной, делает смесь более сложной, но не более «съедобной». Например, механическое соединение природного и социального в двухфакторных теориях развития не изменило принципиальную ограниченность их односторонних вариантов. Простое указание, что у человека есть еще это и это измерение, ничего не проясняет в вопросе: «А как это возможно?»
Ответить на этот вопрос нельзя, на наш взгляд, в силу «первородного греха», встроенного в сами эти представления; имя этого
Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека
Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии
«греха» — гносеологизм, нововременная «S — О» установка, субъект-объектная технологизация наших знаний. Не вдаваясь в подробную идетальную аргументацию этого тезиса, отметим лишь одно: наша сродственная со-причастностьи природе, и обществу, и Богу, и культуре в рамках субъект-объектной структуры наших представлений о них всегда обнаруживает и будет обнаруживать себя как объективистски-вещно-внешняяпротивопоставленность и отчужденность от них («это не моя Природа, не моя Культура и т.д., это мои представления о них!»).
Содержание принципа развития в психологии
Для построения концептуальных основ психологии развития необходимо специально сделать ряд разъясняющих методологических фиксаций самой категории «развитие». Категория «развитие» объемлет, по крайней мере, три не сводимых друг к другу смысла.
1. Развитие — это объективный факт, реальный процесс в ряду других жизненных процессов. Развитие в этом смысле предстает как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности.
2. Развитие — это объяснительный принцип многих явлений объективной реальности, в том числе — человеческой. Категория развития используется для объяснения кардинальных сдвигов, происходящих в человеческом мире.
3. Развитие— это цель и ценность европейской культуры, которые с разной степенью отчетливости вошли в категориальный строй наук о человеке. В современном человекознании утвердилось положение, что развиваться — это хорошо.
Именно эту тройственную интерпретацию категории развития необходимо удерживать при построении и анализе психологии развития человека.Каждый из выделенных смыслов понятия развития подчеркивает его специфическую функцию в жизнедеятельности человека. В данном разделе речь идет преимущественно об объяснительных возможностях принципа развития в психологии: зафиксируем его основные положения.
В первую очередь важно отличить понятие «развитие» от близких к нему по значению понятий и терминов, таких, как «происхождение», «изменение», «созревание» и др. Например, необходимо жестко разграничить понятие «развитие» (genes)и понятие «происхождение» (gonos).Развивается то, что есть; то, чего нет, — то происходит (может происходить). Всякое развитие — это проблема, суть которой в простом: если нечто есть и развивается, то необходимо показать, как возможно это развитие. Происхождение — это тайна, которая может открыться и к которой можно приобщиться. Возможно, конечно, строить вероятностные гипотезы о происхождении чего-либо — мира, жизни, человека — чем наука
Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии
по преимуществу и занимается; однако необходимо помнить, что сколь угодно высокая вероятность происхождения чего-либо не есть объяснение самого этого происхождения.
Необходимо различать также процессы функционирования и развития.Функционирование есть пребывание в активном состоянии одного и того же уровня (или типа), связанное лишь с текущим изменением элементов, функций и связей в какой-либо функционирующей системе. Простое функционирование осуществляется как перераспределение элементов, их связей, не приводящее к преобразованию системы и появлению ее нового качества. Развитие же означает возникновение принципиально новых образований и переход системы на новый уровень функционирования.
Всякое развитие всегда связано с изменениями во времени. Однако время не является главным критерием развития. Во времени существуют и процессы функционирования, и процессы совершенствования, и процессы деградации некоей реальности. Развитие представляет собой вид необратимых измененийобъекта, в то время как функционирование характеризуется обратимостью процессов изменения и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.
Развитие описывает процесс возникновения нового качественного состояния объекта, которое выступает как тотальное изменение его структуры и механизмов функционирования. Хорошая метафора для так понятого развития — это превращение гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Здесь есть процессы созревания, роста, изменения; однако шаг (акт) развития совершается в точке сдвига, превращения, метаморфозы.
Точка перелома, превращения одного в другое и есть ситуация развития. Психологию развития можно понять как психологию описания ситуаций развития человека на всем протяжении его жизни, выявления условий, приводящих к таким ситуациям. Это также исследование линии функционирования, процесса накопления количественных изменений, их критической массы, за которыми следует шаг развития.
Из приведенных различений понятий следует фундаментальный вывод о специфике принципа развития в психологии. Важнейшей особенностью логики развития является то, что многообразие свойств, структура, способ функционирования какого-либо ставшего (существующего) психологического образования, которые мы выявляем в исследовании, еще не есть характеристика изменений именно этого образования, а есть результат развития некоторогодругого образования. Конечные характеристики результата развития не совпадают ни с начальными характеристиками того,
146Раздел II. Концептуальные основы психологии развития человека
что развивается, ни с содержанием самого хода его развития. При генетическом изучении начало и конец развития некоторого явления не совпадают. Они не совпадают ни по материалу, ни по устройству, ни по способу функционирования.
То, что возникло, — не конгруэнтно тому, из чего оно возникло;в генетической логике — это норма понимания понятия «развитие». Только прослеживание всей линии развития объекта — его возникновения, становления, функционирования, превращения в другое — дает подлинное его понимание. По сути, в разворачивающемся процессе развития любой его результат — это всегда средство (инструмент) для осуществления следующего шага развития. Вэтом смысле психология развития — это наука о средствах обретения человеком собственной сущности — собственно человеческого в человеке. Данный вывод находится в созвучии с замечательным высказыванием отечественного философа М.К.Мамардашвили, что человек по преимуществу существо искусственное, само-выстро-енное.
Современное человекознание убедительно показало, что развитие человека, его субъективности, всего психологического строя — это одновременно и естественный, и искусственный процессы, т.е. они могут быть представлены двояким образом: посхеме процесса(как естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по структуре деятельности (как совокупность способов и средств «развития», где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). Можно сказать, что первый тип развития разворачивается по сущности природы;второй — по сущности социума.
Представлений о развитии как процессе и как деятельности почти достаточно для описания всего континуума исторических изменений человеческой реальности в рамках социально определенных ценностных оснований, целевых ориентиров и временных интервалов. Совокупность данных представлений позволяет не только в общем виде говорить о культурно-исторической обусловленности развития субъективности, внутреннего мира человека, а прямо теоретически и практически учитывать социально-исторический контекст процессов развития, раскрывать их содержание и способы организации в терминах данного контекста.
Однако необходимо ввести особое — третье— представление «о развитии вообще»: о саморазвитии, т.е. о развитии человеком сво-
Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии
ей собственной самости. В психологии речь должна идти о развитии по сущности человека — о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.Это означает, что в развитие человека включается еще одна детерминанта — ценностно-смысловая. Развитие для человека — это цель, ценность, а иногда — и смысл его жизни.
Понимание развития как реального процесса в психологии имеет свою специфику. Природа психического как развивающегося процесса, основной способ существования психического в качестве процесса требуют использования понятий, которые могли бы отобразить развертывающуюся во времени организацию психического, выявить ее структуру, смену стадий и фаз процесса, взаимосвязь стадий и уровней развития.
Развитие представляет собой процесс разнонаправленных изменений. В онтогенезе, даже в пределах только сферы психического, существует значительная вариативность направлений развития и характера изменений. В одном и том же периоде развития некоторые системы и структуры совершенствуются, а другие регрессируют по уровню своего функционирования. Общее психическое развитие обнаруживает большую индивидуальную пластичность и может — в зависимости от условий жизни человека, от доминирующего типа развития — принимать разные формы. Выделяется два типа качественного преобразования объекта в процессе развития — прогресс и регресс.
Процесс развития не является простым продвижением в направлении все большей эффективности функционирования и совершенствования системы. На протяжении всего интервала жизни развитие состоит из сочетания приобретений и потерь. Психическое развитие человека есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на различных этапах жизненного пути индивида существенно меняется. «Прогрессивное развитие, — пишет Л.И.Ан-цыферова, — являясь переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, включает и некоторые элементы регрессии: качественная направленность развития, актуализируя и создавая широкий спектр потенций психологического развития личности, в то же время ограничивает возможности ее ста-- новления в иных направлениях»"
Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития //Принцип развития в психологии. М.,1977. С. 6.
148 Раздел И. Концептуальные основы психологии развития человека
Для психологии существенно также представление о развитии как единстве процессов дифференциации и интеграции.Процесс развития есть движение от общего к частному, от форм однородных, целостных, глобальных к формам разнородным. Это — процесс расчленения, разделения, дифференциации объекта. Одновременно развитие — это процесс координации, соединения, интеграции отдельных составляющих объекта в целостные структуры. Оба процесса имеют всеобщий характер и взаимополагают друг друга. Как отмечает Н.И.Чуприкова, дифференциация и интеграция «раскрывают сущность развития как направленного изменения систем от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию, как рост их организации»15.
Особое значение для психологии имеет сделанное ранее различение процессов развития и функционирования. В психологии обосновывается положение о существовании в онтогенезе кроме стадиального развития еще и функционального развития, осуществляющегося лишь внутри определенной стадии и ведущего к количественному накоплению новых элементов. Возникает вопрос: «Что развивается ичто функционирует?»
При анализе этой проблемы следует выделять образующие и составляющие линии развития. Образующие линии являются сквозными для всех периодов онтогенеза и остаются ими, пока осуществляется развитие. Образующие — это все то, что продолжает становиться и развиваться,не имеет окончательного завершения, находится в абсолютном движении становления; меняется лишь их доминация в ходе развития. Составляющие — это все то, что имеет относительно завершенный характер, функционирует как некая способность,обладающая возможностью к совершенствованию и оптимизации; они специфичны в пределах определенного этапа онтогенеза. Образующие всегда являются основой, базой, на которой возникают, развиваются и формируются (оформляются), а затем обслуживают некоторый уровень жизнедеятельности многообразные способности как составляющие.
Развитие — это не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных в нем потенций, а качественная смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих способов функционирования. Объект переходит на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для него, а условием такого перехода является изменение организации объекта развития. «Весьма
15 Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.,1997. С. 7.
Глава 4. Философский смысл принципа развития в психологии
существенно, — пишет Э.Г.Юдин, — что в точках перехода от одного состояния к другому развивающийся объект обычно располагает относительно большим числом "степеней свободы" и ставится в условия необходимости выбора из некоторого количества возможностей, относящихся к изменению конкретных форм его организации. Все это определяет не только множественность путей и направлений развития, но и то важное обстоятельство, что развивающийся объект как бы сам творит свою историю»16.
Подводя итоги анализа особенностей реализации принципа развития в психологии, можно отметить следующее. Развивающийся объектрассматривается, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, как органическая совокупность структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое,как система; во-вторых, с точки зрения процесса, как закономерное следование друг за другом во времени совокупности изменений его внутренних состояний;в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом;в-четвертых, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного состояния к другому.
Методологическая рефлексия
Вопросы для обсуждения и размышления
^ Сопоставьте парадигмы социоморфизма и культурализма в психологии, в чем их сходство и различие?
ф В чем заключается принципиальное отличие антропологической парадигмы и субъектного подхода в психологии развития от других методологических подходов?
$ В каких областях знания наиболее значим принцип развития?
ф Каково соотношение процессов присвоения готового и порождения нового опыта, процессов репродукции и творчества на этапах онтогенеза?
$ Можно ли считать, что в своем развитии ребенок должен пройти (воспроизвести) этапы культурно-исторической эволюции человеческого рода? Или можно ли вести речь о культурно-исторической рекапитуляции, повторяемости в процессах филогенеза и онтогенеза у человека?
$ Можно ли согласиться с утверждением, что в основе современной школьной практики лежит гносеологическая (когнитивная) установка?
$ Соотнесите между собой понятия «развитие», «образование», «взросление», «социализация».
Возраст как форма развития
Началом выработки представления о возрасте может служить позиция И.С Кона, суть которой в следующем: соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достиг' нутого принципиально неодинаково у разных индивидов, даже относимых к одной возрастной когорте. Поэтому и возрастные категории имеют не одну, как считали раньше, а три системы отсчета; 1) индивидуальное развитие (что может и чего не может ребенок в определенном возрасте; по пониманию тяготеет к представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях), 2) возрастная стратификация общества (что должно и чего нельзя делать относительно данного возраста; по пониманию это возрастное деление поколений и соответствующие им социокультурные нормативы), 3) возрастная символика культуры (что соответствует и что не соответствует данному возрасту; по пониманию — совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений).
Если так подходить к пониманию возраста (не столько его самого, сколько его «источников»), то он не есть и не может быть внутренним моментом процесса развития. Возраст не данность, а заданность. Один возраст не развивается в другой, а сменяется другим. Это не натуральный феномен, участвующий в процессе созревания чего-либо (тела, мозга, и т.д.); именно представление о «естественности» и «природности» данного феномена порождает многочисленные антропогенетические интерпретации категории возраста. Это не социальная организованность, имеющая квазинатуральный характер (например, ступени обучения или обретения социальных прав — паспорт, голосование и т.д.); отсюда, в частности, разнообразные педагогические и политические представления о возрасте. Это не культурно-духовная ценность (как, например, в г