Учебники и учебные пособия по социальной психологии

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Семестр: 4 (бакалавриат)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ИЧЕТОВКИНА НМ (416 ауд., 1 уч.корпус, e-mail: [email protected] )

Учебники и учебные пособия по социальной психологии

1. Андреева, Г. М.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов по спец. " Психология" / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2002, 364 с

2. Андриенко, Е. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2002, 264 с

3. Еникеев, М. И.. Социальная психология [Текст] : учеб. для вузов / М. И. Еникеев.- М.: Приор, 2001, 160 с

4. Крысько, В. Г.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. Г. Крысько.- М.: Владос, 2004, 448 с

5. Майерс, Д.. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс.- СПб.: Питер, 2005, 794 с

6. Морозов, А. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов.- М.: Акад. проект: Трикста, 2005, 336 с

7. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ, 2001, 543 с.

Семинар 1. Введение в социальную психологию

1. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии (СП).

2. История возникновения СП как науки.

3. Методы СП. Технология проведения социометрии.

Литература

Семинар 2. Психология общения. Общение как обмен информацией.

  1. Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура общения.
  2. Коммуникативная сторона общения. Особенности коммуникации.
  3. Средства коммуникации. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Организация пространственной среды при общении.
  4. ПРАКТИКУМ: Вербальная и невербальная коммуникация.

Литература

  1. Афанасьева, С. Общение с неформалом . - : Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября", 2008. - № 20.- С. 8-9
  2. Васюра,С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста . - : Психол.наука и образование, 2002. - № 3.- С. 35-45
  3. Логинова, А.С. Общение на работе: некоторые вопросы этикета обращения . - : Секретарское дело, 2004. - № 3. - С. 33 – 36
  4. Лучко, М. Общение онлайн . - : Школьный психолог. Прил. к газ. " Первое сентября", 2011. - № 3.- С. 13-14
  5. Осорина, М. В. Коммуникативные традиции детской субкультуры . - : Школьный психолог. Прил. к газ. " Первое сентября", 2008. - № 2. - С.35-36
  6. Смирнова, Е.О. Общение, деятельность и межличностные отношения в концепции М.И.Лисиной . - : Вопросы психологии, 2009. - № 2.- С. 116-125

Семинар 3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)



  1. Содержание и структура интеракции.
  2. Транзактный анализ общения. Характеристика ролевых позиций Взрослого, Родителя, Дитя.
  3. Типы взаимодействия в общении: кооперация, конкуренция, конфликт. (Конфликту будет посвящено отдельное занятие).
  4. ПРАКТИКУМ: Транзактный анализ общения. Манипуляции в общении.

Литература

  1. Абрамов, В.В. Конкурентное и кооперативное поведение . - : Социально-гуманитарные знания, 2007. - № 3.- С. 259-269
  2. Грошев, И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях . - : Социологические исследования, 2007. - № 6.- С. 122-131
  3. Мерзлякова, Д. Р. Необходимость учета индивидуально-личностных особенностей при разрешении конфликтов в подростковом и юношеском возрасте . - : Среднее профессиональное образование, 2009. - № 11. - С.35-37
  4. Молодцова, Виктория Противостояние Конфликты возможны, но надо научиться разрешать их . - : Учительская газета, 2004. - № 24. - С. 7
  5. Павлова, Н.Д. Новые направления исследований в психологии речи и психолингвистике . - : Психологический журнал, 2007. - №2. - С.2-30. - библиогр.: с.28-30
  6. Рубина,Н.С. Подготовка будущего учителя на интерактивной основе . - : Начальная школа плюс:до и после, 2012. - №2. - С.85-88
  7. Трухин, И. Конфликтная субкультура как массовая культура: [О проблеме соперничества и конфликта в коллективе] . - : Народное образование, 2002. - № 7. - С.139-147
  8. Турта, О.С. Обучение детей навыкам решения конфликтов . - : Справочник классного руководителя, 2009. - № 7.- С. 36-45
  9. Чеснокова, О. Б. Взаимодействие школьников с разным уровнем социального интеллекта в ситуации индуцированного конфликта интересов . - : Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2011. - №2. - С. 48-58

КСР

  1. Каждому студенту необходимо представить реферативное сообщение (практикоориентированного содержания) объемом 8-10 стр.

Темы:

1. Феномен «лидерства». Влияние лидера на эффективность группового общения. Как стать лидером?

2. Феномен «руководства» в социальной психологии. Как стать эффективным руководителем?

3. Имидж как социально-психологический феномен. Как понравиться людям, произвести хорошее впечатление?

4. Имидж как социально-психологический феномен. Правила создания имиджа.

5. Психология манипуляции. Как не стать марионеткой?

6. Психология манипуляции. Как склонить человека к своей точке зрения?

7. Психология сотрудничества. Как правильно сделать замечание, выговор?

8. Значение общения для создания благоприятного психологического климата в группе. Как создать благоприятный психологический климат?

9. Вербальная коммуникация. Как совершенствовать умения красивой, грамотной речи?

10. Публичная речь. Способы развития дикции.

11. Вопросы и ответы в общении. Корректность вопроса. Как правильно задавать и отвечать на вопрос?

12. Барьеры в межличностном общении. Способы преодоления психологических и коммуникативных барьеров.

13. Невербальная коммуникация. Правила жестикуляции.

14. Невербальная коммуникация. Как прочесть человека, словно, книгу?

15. Конфликты в общении. Пути разрешения конфликта.

16. Конфликты в общении. Как вести себя в конфликте?

17. Конфликты в общении. Профилактика конфликтного поведения в группе.

18. Ложь в межличностной и деловой коммуникации. Как распознать ложь в общении?

19. Гендерный аспект коммуникативного поведения. Особенности «женского» общения. Как добиться расположения женщины как партнера в общении?

20. Гендерный аспект коммуникативного поведения. Особенности «мужского» общения. Как добиться расположения мужчины как партнера в общении?

21. «Эффект первого впечатления», его влияние на коммуникацию. Как создать положительное впечатление на партнера по общению?

  1. Группе студентов необходимо разделиться на микрогруппы по 2-3 человека, в рамках которых разработать содержание следующих направлений прикладного социально-психологического знания. Результатом изучения темы должна стать эл.презентация (минимум 30 слайдов).
Медицинская психология Генетическая психология
Юридическая психология PR-психология/психология рекламы
Психология труда Психология управления
Военная психология Психология религии

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Семестр: 4 (бакалавриат)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ИЧЕТОВКИНА НМ (416 ауд., 1 уч.корпус, e-mail: [email protected] )

Учебники и учебные пособия по социальной психологии

1. Андреева, Г. М.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов по спец. " Психология" / Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2002, 364 с

2. Андриенко, Е. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб. заведений / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2002, 264 с

3. Еникеев, М. И.. Социальная психология [Текст] : учеб. для вузов / М. И. Еникеев.- М.: Приор, 2001, 160 с

4. Крысько, В. Г.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студ. вузов / В. Г. Крысько.- М.: Владос, 2004, 448 с

5. Майерс, Д.. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс.- СПб.: Питер, 2005, 794 с

6. Морозов, А. В.. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов.- М.: Акад. проект: Трикста, 2005, 336 с

7. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. А. М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ, 2001, 543 с.

Наши рекомендации