Тема 3. Основные проблемы подросткового возраста
Вопросы:
1. Переход из начальной в среднюю школу. Основные проблемы перехода.
2. Общая школьная тревожность. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижении успеха.
3. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – неуверенность в себе.
4. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
5. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Привычка к контролю.
6. Отсутствие интереса.
7. Работа педагога-психолога на этапе перехода ребенка из младшей в среднюю школу.
Ключевые понятия:
Чувство взрослости, самооценка, интимно-личностное общение, страхи.
Вопросы (задания) для самоконтроля:
1. Приведите примеры проблем подростков, используя опыт, литературу, кинематограф.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие направления работы педагога-психолога могут вытекать из этих проблем?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Напишите коллективное письмо - обращение взрослому от подростка.
Задания для самостоятельной работы
1. Решить задачи:
Дать психологический комментарий жизненным фактам, отраженным в приведенных ниже высказываниях подростков (письменно):
А. «Когда меня вызывают к доске, я чувствую себя очень неприятно. Кажется, что все смотрят на мои пылающие щеки и смеются над моей неуклюжестью. Выхожу, замираю у доски, боюсь шевельнуться. слово сказать. Но ведь урок-то я знаю! Что же делать?» (Саша, 13 лет.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. «Летом во время каникул я уезжала из города, и в это время моя подруга познакомилась с другой девочкой. Сейчас я хожу за ними, чувствуя себя третьей лишней. Хочу остаться со своей подругой, но чувствую, что она отдает предпочтение другой девочке. Как мне быть?» (Даша, 12 лет.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В. «Мне 13 лет, учусь в 8 классе. Я интеллигентный мальчик, учусь на "4" и "5". Но у меня есть проблема, я не имею друзей. И, думаю, потому что у меня совсем другое понятие о друзьях, чем у моих одноклассников. Для меня друг - человек, на которого всегда можно положиться, он будет со мной и в радость, и в горе и не предаст только потому что другие его друзья будут против меня. В классе за мой характер меня называют заучкой, инопланетянином, тормозом. Но все же в классе есть два человека, которых я могу назвать хоть и не друзьями, но приятелями и в них мне не все нравится. Например, вместо "врун" они говорят "п...", "плохая ученица" - "с...". Я в отчаянии. Посоветуйте мне, что-нибудь, пожалуйста». (Евгений, 13 лет).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Психологические теории подросткового возраста (зарубежные и отечественные)
Вопросы
1. Теория рекапитуляции С.Холла: соответсвие эпохе романтизма в истории человечества. Амбивалентность и парадоксальность подростков. Период «бури и натиска».
2. Культурно-психологическая концепция подросткового возраста Э. Шпрангера. Границы возраста. Три типа отрочества. Главные новообразования возраста: открытие «я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Две стороны любви : эротика и сексуальность.
3. Ш.Бюлер. Пубертатный период. Психическая пубертатность. Негативная и позитивная фазы.
4. Исследования Г.Гецер. Продуктивность. Друг.
5. В.Штерн. переживание ценности как наивысшей. Типы личности: экономический, теоретический, эстетический, социальный, политический, религиозный. Рабочие и буржуазные подростки. «Серьезная игра».
6. Э.Эриксон. психологическая напряженность. Зависимость от духовной атмосферы общества.
7. Ж.Пиаже. Децентрация. Формальное мышление. Программа жизни. Социализация.
8. Отечественные тенденции в изучении отрочества.
Ключевые понятия:
Рекапитуляция, эротика и сексуальность, психическая пубертатность, продуктивность, типы личности, децентрация, программа жизни, социализация.
Вопросы (задания) для самоконтроля:
Составьте таблицу «Теории подросткового периода», отражающую анализ теорий подростничества по предложенным товарищами презентациям и докладам, самостоятельно определив критерии для сравнения.
Задания для самостоятельной работы:
Подготовить презентации по теме «Теории подросткового возраста»