История социальной психологии.

Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии в России. Позиция Г.И.Челпанова в дискуссии 20-х гг. и ее критика. Причины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг. и начало новой дискуссии. Современное понимание предмета социальной психологии.

История формирования социально-политических идей: психология народов, психология масс психология инстинктов

Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине века и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентаций: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Гуманистическая психология и ее роль в практической социальной психологии.

Методы социальной психологии.

Классификация методов в социальной психологии: методы исследования и методы воздействия. Методы исследования: эксперимент, наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, шкалы. Общая характеристика анкеты и структурированного интервью как опросных методов исследования. Их точки соприкосновения и различия.

Понятие качественных методов. Качественные методы исследования: индивидуальные (глубинное фокусированное интервью, наблюдение) и групповые (групповая дискуссия, фокус-группы, ролевые игры, тренинг). Фокус-группа как метод сбора информации. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра. Тренинг как подготовка и тренировка. Организация и проведение тренинга. Информационно-методическое обеспечение. Оценка эффективности тренинга. Виды ролевых игр и их применение. Виды групповых дискуссий. Сфера их использования.

Общение как обмен информацией.

Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Аксиальная и ретиальная коммуникация; способы организации текста. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге.

Основные знаковые системы. Речь как средство вербальной коммуникации. Процессы, препятствующие достижению взаимопонимания в речевом общении. Проблемы эффективности речевого воздействия.

Основные средства невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика) и ее культурная обусловленность. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения в речь) и ее значение для придания выразительности речи. Проксемика - организация пространства и времени коммуникативного процесса. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе. Проблема интерпретации невербального поведения.

Общение как обмен действиями.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т.Парсонс, Я.Щепаньский). Попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Основные понятия транзактного анализа Э.Берна. Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида). Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Продуктивная конкуренция. Схема Р.Бейлса как методика регистрации взаимодействия и возможности ее практического использования. Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И.Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.

Проблема конфликта в социальной психологии.

Виды конфликтов. Конструктивная и деструктивная функции конфликта. Структура конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (модель и методика К.Томаса). Динамика конфликта. Разрешение конфликта.

Общение как взаимовосприятие и взаимопознание людей.

Понятие «социальной перцепции» (Дж.Брунер). Специфика использования понятия "социальная перцепция в социальной психологии. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия.

Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А.Бодалёв).

Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, стереотипизация).

Интерпретация причин поведения другого человека – феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; модели атрибуции (Г.Келли). Понятие социальной атрибуции. Содержание и значение стереотипизации. Функции стереотипов.

Эмоциональная сторона межличностного восприятия – феномен атракции (Л.Я.Гозман). Симпатия, дружба, любовь как различные уровни атракции. Факторы, влияющие на атракцию.

Проблемы изучения малой группы в социальной психологии.

Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы: «нижний» и «верхний» пределы. Классификация малых групп: первичные и вторичные группы (Ч.Кули); формальные и неформальные группы (Э.Мэйо); группы членства и референтные группы (Г.Хаймен). Основные подходы к исследованию малых групп в социальной психологии.

Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Образование малой группы, Групповая сплоченность. Традиции изучения групповой сплоченности в истории социальной психологии. Лидерство и руководство. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Теории происхождения лидерства.

Групповые решения. Соотношение группового и индивидуального решений. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения (эксперимент К.Левина). Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер). Эффект поляризации. Методы повышения эффективности групповых решений. Факторы ошибочных групповых решений; феномен «группления мышления».

Вступление индивида в группу – феномен группового давления. Понятия «конформность» и «конформизм». Эксперимент С.Аша по изучению конформности в лабораторных условиях. Проблема переноса результатов на реальную жизнь.

Специфика изучения больших групп в социальной психологии.

Понятие «большой» социальной группы. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологические проблемы исследования психологии больших групп. Виды больших социальных групп: организованные группы, возникшие в ходе исторического развития общества (социальные страты, этнические группы, профессиональные группы, гендерные и возрастные группы), и стихийно сложившиеся кратковременно существующие группы (толпа, масса, общественность).

Определение этноса с позиций различных наук (философия, социология, этнография, этнология и т.д.) Сравнительный анализ этнографического (Ю.Б. Бромлей) и этологического подхода (Л.Н. Гумилев). Определение этноса в психологии (Т.Г. Стефаненко).

Культура как предмет междисциплинарных исследований. Специфика определения культуры в этнопсихологии.

Этнопсихология.

Этнопсихология как наука, возникшая на стыке культурной антропологии и психологии. Развитие этнопсихологических знаний в мировой науке. Психологическая антропология и сравнительно-культурная психология как 2 разновидности этнопсихологии. Специфика emik- и etik- подхода. Необходимость интеграции этих подходов.

Психологическая антропология. Проблема личности как центральная сфера изучения в психологической антропологии.

Проблема межэтнических отношений и межэтнической адаптации. Определение межэтнической адаптации. Внешняя и внутренняя сторона адаптационного процесса. Этапы межкультурной адаптации (по Г. Триандису): Y-образная кривая и W-образная кривая. Понятие «реадаптации». Понятие «культурного шока» и «стресса аккультурации». Факторы, влияющие на межкультурную адаптацию: индивидуальные, обстоятельства жизни, групповые (по Т.Г. Стефаненко).

Список литературы к разделу Социальная психология

1. Алтунина И.Р. Социальная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Психология" / И. Р. Алтунина ; под ред. Р. С. Немова. — 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2011.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология : [учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология"] — Изд. 5-е, испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2008.

3. Веракса Н. Е. Социальная психология : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. — М. : Академия, 2011.

4. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учеб. пособие, Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Флинта : НОУ ВПО "МПСИ", 2012.

5. Леви-Строс, Клод. Структурная антропология; [пер. с фр. В. В. Иванова]. — М. : Академический Проект, 2008.

6. Методы социальной психологии в психологическом консультировании : [учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 030300 "Психология"] / под общ. ред. Н. С. Минаевой ; — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.

7. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. М., ; КМК, 2005.

8. Петренко, Виктор Федорович. Основы психосемантики : [учеб. пособие]. — 2-е изд., доп. — СПб. [и др.] : Питер, 2005

9. Почебут, Л. .Г. Социальная психология / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. — СПб.: Питер, 2010.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2004.

11. Тард Г. Законы подражания : [перевод с французского] / Г. Тард. — Москва : Академический Проект, 2011. — 302, [1] с. — (Психологические технологии). — На пер. авт.: Жан Габриель Тард. — ISBN 978-5-8291-1329-2.

Наши рекомендации