I. Упражнения направленные, на развитие произвольных движений и самоконтроля
Упражнение «Флажок».
Цель: Преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.
Процедура игры. Звучит музыка (лучше маршевая), и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и «замереть» в тех позах, в которых их застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать.
Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т.д.
Возможен вариант с хлопками без музыки.
Упражнение «Запретный номер».
Цель: Развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счета.
Процедура игры. Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3,... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.
В качестве «запретных» выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25 (в случае, если дети считают до 25).
Упражнение «Стой!».
Цель: Развитие самоконтроля и произвольных движений.
Процедура игры. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют. Музыка внезапно обрывается, но дети продолжают маршировать. Через 1-1,5 минуты музыка возобновляется, а дети - двигаются (маршируют), затем, через 3-4 минуты происходит новое внезапное прерывание музыки, дети маршируют и т.д.
Упражнение «Волшебное слово».
Цель: Развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Процедура игры.
Вариант I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Замечание: «Волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1-5 движений.
Вариант II. Процедура игры такая же, как в первом варианте, но тот, кто ошибся, должен выйти на середину и исполнить какой-нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок, придумать новую игру и др.).
Замечание: Если тот или иной ребенок отказывается от игровых заданий, не заставляйте, продолжайте игру дальше. Постепенно дети станут свободнее и увереннее в себе и будут отказываться все реже и реже.
Упражнение «Запрещенное движение».
Цель: Развитие произвольности.
Процедура игры. Звучит веселая ритмичная музыка (например, И.Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.
Упражнение «Игра в мяч».
Цель: Развитие самоконтроля.
Процедура игры. Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и хватает мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).
Замечание: Следите, чтобы дети не называли имена одних и тех же детей. В игре должны участвовать все ребята.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
II. Упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер
Упражнение «Поссорились два петушка».
Цель: Развитие раскованности и самоконтроля.
Процедура игры. Звучит веселая музыка (желательно А.Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами. Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).
Упражнение «Иголка и нитка».
Цель: Развитие произвольности.
Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети - роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) - за ней.
Замечание: Если в группе имеется зажатый ребенок, то предложите роль «иголки» ему.
Упражнение «Дракон кусает свой хвост».
Цель: Снятие напряженности.
Процедура игры. Звучит веселая музыка (можно и без музыки). Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок - «голова дракона», последний - «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Замечания: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.