Развитие познавательных психических процессов дошкольника и
младшего школьника: развитие восприятия дошкольника; развитие восприятия
младшего школьника в учебной деятельности; появление синтезирующего
восприятия; развитие восприятия времени в дошкольном и младшем школьном
возрасте; развитие видов и свойств внимания в дошкольном и младшем
школьном возрасте; формирование внимания и причины рассеянности
внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста; внимание как
самоконтроль в учебной деятельности (П.Я. Гальперин); общие условия и
основные приемы привлечения и поддержания внимания на уроке; основные
направления развития памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте;
особенности запоминания, сохранения, воспроизведения информации в
дошкольном
и младшем школьном возрасте; явление реминисценции;
обучение детей мнемическим приемам; индивидуальные особенности памяти;
проявление видов мышления и особенности его развития в дошкольном и
младшем школьном возрасте; особенности мыслительных операций у
дошкольников и младших школьников; развитие теоретического мышления в
младшем школьном возрасте;
особенности развития воображения
и
возможности развития творческого воображения в дошкольном и младшем
школьном возрасте.
7. Психологические вопросы формирования личности дошкольника и
младшего школьника: самосознание и самооценка в дошкольном и младшем
школьном возрасте; развитие рефлексии в младшем школьном возрасте; общение
со сверстниками и формирование самооценки; особенности самосознания у
мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста;
особенности взаимоотношений младших школьников в классном коллективе;
роль учителя; малые группы в классном коллективе; диагностика межличностных
отношений; метод социометрии, определение структуры группы и
положения членов группы в системе межличностных отношений;
4
эмоциональное развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте;
характеристика эмоциональных реакций дошкольника и младшего
школьника; освоение детьми моральных понятий; эмоциональные
нарушения в детском возрасте и их причины; воспитание эмоционально-
чувственной сферы ребенка; особенности волевых действий дошкольника
и младшего школьника; развитие волевых качеств; условия, повышающие
эффективность формирования произвольного поведения; взаимосвязь
эмоционального и волевого развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста;
индивидуально-психологические
особенности
личности
дошкольника и младшего школьника; проявление основных свойств
темперамента в деятельности и общении; положительные и отрицательные
стороны каждого типа темперамента; учет темпераментов детей в учебно-
воспитательной работе; социальная депривация ребенка в детском возрасте и ее
последствия, роль семьи в формировании личности дошкольника и
младшего школьника; возрастные новообразования личности дошкольника
и младшего школьника; произвольность психических процессов и появление
внутреннего плана действий; готовность к обучению в средней школе.
Критерии оценки
Тест состоит 40 тестовых заданий. Все задания объединены в 3 группы:
1. Правильное решение заданий с выбором одного правильного
ответа оценивается 2 баллами; максимальное количество баллов – 60.
2. Задания на установление соответствия – 5 заданий по 4 балла;
максимальное количество баллов – 20.
3. Задания на установление последовательностей – 5 заданий по 4 балла;
максимальное количество баллов – 20.
Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу –
100.
5. Рекомендуемая литература
Основная
1. Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. Гамезо М.В.
и др. – М, 2003.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и
возрастная психология. – М., 2011.
3. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009.
4. Люблинская
А.А.
Детская
психология. – М., 1971 (http://
forum.myword.ru/index.php?/files/file/6265-detskaja-psihologija/).
5. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. Психология образования. – М., 2007, Т.2.
6. Социальная психология /Под ред.А.В. Петровского. – СПб.: Речь, 2006.
7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2006.
5
8. Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник для студентов средних
учебных заведений, 7-е изд., испр. – М., 2008.
Дополнительная
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. – М.: Персэ, 2008.
2. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2005.
3. Дубровина И.И., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. – М., 2003.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/ Дону. 1997
(http://knigario.ucoz.ru/load/pedagogicheskaja_psikhologija/zimnjaja_i_a_pedago
gicheskaja_psikhologija/3-1-0-3).
5. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 2-х т. – М.: Высшее образование, 2005.
6. Психология: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.:
Питер, 2003.(Серия «Учебник нового века»).
7. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. – СПБ.:
Питер, 2004.
8. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика: Учеб. пособие
для вузов. – СПб.: Питер, 2007.
9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –
СПб., 2008.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учеб пособие для вузов – 4-
е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2007.