Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине

"Психология развития. Возрастная психология"

Направление подготовки: 030300 - "Психология"

Специальность: 030301 - "Психология"

Форма обучения: очная

Тула 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………….. 3

Тематика, основное содержание

семинарских занятий,

дополнительная литература для подготовки …………………………. 4

Тематика, основное содержание

лабораторных занятий,

дополнительная литература для подготовки ……………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания предназначены для студентов 2 курса дневного отделения специальности 030301 и позволяет совместно с преподавателем освоить теоретический и практический материал дисциплины «Психология развития. Возрастная психология». Данная дисциплина является базовой профессионально специализированной дисциплины для студентов 2 курса направления 030300 - «Психология».

Указания содержаи тематику, основное содержание практических занятий по дисциплине, практический материал и списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.

Изучение данной дисциплины является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии развития, а также механизмов, закономерностей и феноменов возрастного развития человека позволит студентам анализировать конкретные ситуации, проводить самостоятельные исследования, подготовиться к освоению навыков оказания психологической помощи, овладеть рядом практических профессиональных приемов, применяемых в конкретной работе.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

для студентов 2 курса дневной формы обучения специальности 030301-психология

ЗАНЯТИЕ 1. ВВОДНОЕ (2 часа)

Групповая дискуссия по проблемным зонам: сходство и отличие психологии развития от других психологических дисциплин; философское

содержание понятия "развитие"; в какой мере развитие присуще всей живой и неживой материи; формы развития

Индивидуальная работа по созданию метафоры понятия "развитие" и их групповое обсуждение (вербальная и графическая метафоризация).

ЗАНЯТИЕ 2. СЕМИНАР «ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА В НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ» (2 часа)

I. Чтение и реферирование научных текстов:

1) Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр. соч. В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984 (или Выготский Л.С.Проблема возраста. // Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. С.3-39);

2) Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Воп. пс. – 1991, №2.

II. Групповая дискуссия по проблемным зонам анализируемых научных текстов:

1) Какое определение возраста дал Л. С. Выготский?

2) Какие логические "нестыковки" есть в понятии возраста, предложенном Л. С. Выготским?

3) Отразите суть теоретической дискуссии В. И. Слободчикова с Л. С. Выготским по проблеме возраста.

4) В чем различие авторских определений возраста, смены возрастов, направленности развития?

5) Чью позицию вы разделяете?

6) Почему так трудно дать определение возраста?

7) Какие характеристики возраста являются ключевыми для его определения? Что составляет вариативность измерения? Какие можно использовать?

III. Индивидуальная работа по созданию индивидуального определения понятия «возраст»

занятие 3-4. Семинар «ОБРАЗЫ «ДЕТСТВА» В КУЛЬТУРЕ» (4 часа)

Подготовительная работа к занятию: на материале представлений о детстве в одной из традиционных культур (русской, японской, африканской и т.п.) или в современной культуре, или в одной субкультур составить описание обобщенного образа ребенка, в котором отметить: 1) продолжительность детства; 2) функции и роли детей в обществе; 3) социальные и биологические признаки, отделяющие ребенка от взрослого (внешность, одежда, поведение, отношение со стороны других членов общества и т.п.); 4) особенности социализирующего воздействия (материнство, отцовство, прародительство, адопция, «воспитательство» вне семьи, общество сверстников, государственные институты); 5) социальные действия и ритуалы, сопровождающие переход из детства во взрослость.

Материал должен содержать ссылки на авторитетные источники. Материалы, включающие не только текст (описание), но и иллюстрации, фотографии, схемы и т.п. оцениваются более высоко. Работа выполняется индивидуально и самостоятельно.

Аудиторная работа. Представление полученных данных по проблеме феноменальности детства.

Групповая дискуссия по проблемным зонам:

1) Какова перспектива человеческого детства? Если оно и дальше будет удлиняться, какой человек может быть признан взрослым?

2) Что определяет тот или иной стиль социализации в культуре?

3) Каковы роли отца, матери и семьи в целом в социализации ребенка?

4) В чем смысл воспитательства ребенка вне семьи?

5) Какие основные общественные институты социализации ребенка?

6) В чем смысл и суть материнского отношения к ребенку?

7) В чем разница материнской и отцовской любви к ребенку? Согласны ли вы с М.Мид, что отцовство - это "социальное изобретение"? Почему?

8) Какова роль прародительской семьи в социализации?

Список литературы для подготовки к занятию:

1) Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999

2) Бернштам Т.В. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX в. Л., 1988

3) Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2000

4) Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993

5) Бенедикт Р. Мир по-японски. СПб., 2000

6) Е.А. Белоусова. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культура. Автореферат дис. на соискание … кандидата культурологи. М., 1999. http://www.ruthenia.ru/folklore/belousova5.htm

7) Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. – М., 1999.

8) Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986

9) Задыхина К.Л. Пережитки возрастных классов у народов Средней Азии. Родовое общество// Труды Института этнографии. Новая серия. Т.14. М., 1951

10) Калиновская К.П. Возрастные группы народов Восточной Африки. М., 1976

11) Калиновская К.П. Категория "возраст" в представлениях некоторых народов Восточной Африки // Africana 1980. Вып. XII.

12) Клементьева М.В. Символы и культурные традиции в процессе социализации. – Тула, 2007.

13) Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1997

14) Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М. Пруст "В поисках утраченного времени". СПб., 1997.

15) Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 429с.

16) Мисюгин В.М. "Правило ндугу" и следы социально-возрастного деления у некоторых европейских народов раннего средневековья // Africana 1980. Вып. XII.

17) Носова Г.А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). — М., 1999.

18) Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка. — М., 1995.

19) Павловская О.М. Биологический возраст у человека. Экологические аспекты // Итоги науки и техники. Т.1. М., 1985

20) Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. — М., 2001.

21) Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. — М., 1997.

22) Социология молодежи / Отв. редактор Т.В. Лисовский. СПб., 1996

23) Тернер В. Символ и ритуал, М., 1985

24) Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра Л., 1936. (1975 или др.)

25) 10. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 2005Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 – 360 с.

26) Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988

ЗАНЯТИЕ 5-6. ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР «ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ» (4 часа)

Подготовительная работа к занятию: группа предварительно самостоятельно делится на микрогруппы (не менее 2 человек в подгруппе) в соответствии с подходами наиболее известных периодизаций: В. Штерн, А. Гезелл, С. Холл, З. Фрейд, Л. Кольберг, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. И. Слободчиков, А. В. Петровский.

Задача: 1) подготовить презентацию одной из теорий периодизации, где в краткой форме представить структуру периодизации и основные теоретические положения, лежащие в ее основе;

2) рассмотреть основные положения альтернативных подходов (всех перечисленных) и подготовить вопросы или критические замечания к ним.

Выступление группы должно иметь иллюстративное или интерактивное сопровождение.

Аудиторная работа: представление материалов и их групповое обсуждение.

Групповая дискуссия по проблемным зонам:

1) Почему отсутствует единая, признанная всеми теория периодизации человеческого развития?

2) Каким требованиям должна отвечать универсальная теория периодизации, если она будет создана?

3) Чем отличаются периодизации Э.Эриксона и В.И.Слободчикова от периодизаций, созданных ранее?

4) Какие идеи лежат в основе периодизацииразвития в онтогенезе, предложенной В.И.Слободчиковым?

ЗАНЯТИЕ 7-8. СЕМИНАР «Теории Развития: эндогенное И ЭКЗОГЕННОЕ НаправлениЕ» (4 часа)

Подготовка студентов к занятию – развернутые ответы на следующие вопросы:

1) сформулируйте биогенетический принцип в психологии развития

2) биологические основы психологии развития в истории науки

3) основные положения теории рекапитуляции (Г.С.Холл, Д.Болдуин)

4) критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн)

5) нативизм, эмпиризм и преформизм в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии человека

6) в чем суть нормативного подхода к психическому развитию А.Гезелла, Л.Термена и А.Бине?

7) объясните закон затухания темпов психического развития ребенка

8) в чем, по мнению К.Бюлера, заключается движущая сила развития?

9) что значит «функциональное удовольствие»?

10) раскройте на конкретных примерах стадии «инстинкта», «навыка» и «интеллекта» в поведении человека

11) в чем именно заключалась критика теории К.Бюлера со стороны К. Лоренца, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина?

12) как объяснял механизм психического развития ребенка в структурной психологии К.Коффка?

13) почему в истории психологии развития возникла необходимость в разработке теории «конвергенции двух факторов развития»? О каких факторах идет речь?

14) сформулируйте основные положения теории конвергенции

15) что такое «интроцепция», согласно определению В.Штерна?

16) как близнецовый метод позволяет решить вопроса о роли наследственности и среды в психическом развитии?

17) в чем суть ортогенетического принципа в психологии развития?

18) как вы понимаете смысл метафоры Х. Вернера «актер-сцена»?

19) почему, согласно Х.Вернеру, организм, хорошо адаптированный на одной стадии развития, переходит к следующей?

20) какие показатели развития выделял Х Вернер? Приведите примеры их проявления

21) перечислите три стадии развития, согласно взглядам Х.Вернера

22) приведите примеры изменений, описанных А.Буземаном

23) какие механизмы, согласно точки зрения Э.Клапареда, обеспечивают психическое развитие?

24) современные варианты теории биологического созревания (Н.Хомский, Д.Хебб)

25) сформулируйте социогенетический принцип в психологии развития

26) естественнонаучные и философские основания экзогенного направления в психологии развития: классический ассоцианизм (Дж.Локк, Д.Гартли) и теория «чистой доски»

27) какие типы научения были выделены в бихевиоризме?

28) каков механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка?

29) какие аспекты бихевиоризма, наиболее близкие психологии развития, подверглись острой критике в середине 20 века?

30) в чем коренное отличие позиции социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека?

31) в чем принцип подкрепления отличается от удовольствия?

32) согласны ли вы с мнением Н. Миллера и Дж. Долларда, что самоудовлетворенные, самодовольные люди – плохие ученики? Обоснуйте свое мнение

33) что такое «зависимое поведение»? Перечислите формы зависимого поведения, выделенные Р.Сирсом

34) как формируется зависимое поведение?

35) в чем суть диадического подхода к анализу психики ребенка?

36) что такое «социальная стимуляция»? Как она влияет на развитие человека?

37) согласны ли вы с Дж. Гевирцем, что любовь есть результат научения? Как объяснял это Дж.Гевирц? Обоснуйте свое мнение

38) В чем прикладное значение теорий социального научения?

Аудиторная работа – обсуждение вопросов

Литература для подготовки к занятию:

1) Выготский Л.С. Собрание сочинений. – Т.1. Вопросы теории и истории психологии. — М., 1982

2) Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.

3) История зарубежной психологии. 30-е-60-е годы XX века. М., 1986.

4) Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб., 2005

5) Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития.

6) Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

7) Сапогова Е.Е. Психология развитяи человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

8) Равич-Щербо И.В. (ред.) Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. М., 1988.

9) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2001

10) Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1 / Под ред. О.А.Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М., 1999

11) Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

ЗАНЯТИЕ 9-10. КОЛЛОКВИУМ «ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ: ПСИХОАНАЛИЗ» (4 часа)

Подготовительная работа к занятию: каждый студент письменно готовит ответы на все вопросы коллоквиума

Вопросы к коллоквиуму

1) Какова основная идея психоанализа в отношении развития?

2) Почему З.Фрейд соотнес фазы детского развития с изменением зоны удовлетворения первичных сексуальных потребностей?

3) Опишите проявления оральной стадии в развитии ребенка.

4) Как выглядит поведение человека, "застрявшего" на оральной стадии?

5) Какие черты личности, по З.Фрейду, формируются на оральной стадии и почему?

6) Опишите проявления анальной стадии в развитии ребенка.

7) Какая инстанция личности формируется на анальной стадии?

8) Как будет выглядеть поведение человека, "застрявшего" на анальной стадии развития?

9) За счет чего начинается формирование инстанции Super-Ego?

10) Опишите проявления фаллической стадии в развитии ребенка.

11) Что является основой привязанности ребенка к другим людям, сменяющей аутоэротику?

12) Какие черты личности "создает", по З.Фрейду, фаллическая стадия?

13) Сравните эдипов комплекс и комплекс Электры. В чём сходство и различия?

14) Какие последствия имеют непреодоленные детские комплексы?

15) В чем смысл комплекса кастрации?

16) Какие личностные инстанции формируются к концу фаллической стадии? Какая из них ведущая и почему?

17) Зачем, по З.Фрейду, нужна латентная фаза?

18) Опишите проявления генитальной стадии в развитии ребенка.

19) Какие личностные качества связаны с генитальной стадией?

20) Предположите, на какой стадии может закрепиться бисексуальность и гомосексуальность? Почему?

21) Объясните суть феномена регресса к предыдущим стадиям.

22) Каков механизм формирования невроза, по З.Фрейду?

23) Что такое психическая гомосексуальность, по З.Фрейду?

24) Какие стадии проходит и как проявляется либидозная потребность, по А.Фрейд?

25) Каков, по А.Фрейд, механизм идентификации с родителем и интериоризации родительского авторитета?

26) Какова, по А.Фрейд, роль защитных механизмов в создании

условий для вступления во взрослое сообщество?

27) В чем смысл Эго-идентичности и групповой идентичности, по Э.Эриксону?

28) С чем связаны нормативные кризисы развития?

29) Что такое модус органа и модальное поведение?

30) Что такое базовое доверие ребенка к миру и каковы последствия недоверия?

31) В чем находит выражение автономия раннего детства, почему Э.Эриксон противопоставил ей чувства стыда и сомнения?

32) Что способствует и препятствует формированию инициативности в дошкольном возрасте?

33) Как закрепляется в дошкольном возрасте чувство вины?

34) Какие задачи решает формирование трудолюбия в школьном возрасте?

35) Как закрепляется чувство неполноценности у школьника?

36) Каков смысл появления/отсутствия Эго-идентичности в отроческом возрасте?

37) Каковы последствия диффузии (спутанности) идентичности?

38) Каковы проявления близости в молодости? Почему она невозможна в ранних возрастах?

39) Что приводит к формированию чувства одиночества в молодости?

40) В чем смысл производительности (генеративности) по Э.Эриксону?

41) Какие характеристики поведения личности свидетельствуют о застое (стагнации)?

42) Чем эго-интеграция отличается от эго-идентичности?

43) Можно ли в старости скомпенсировать чувство отчаяния?

Аудиторная работа. Коллоквиум проходит в быстром темпе в режиме "вопрос-ответ". За каждый ответ студент может получить 1 или 0,5 балла (за существенные дополнения или поправки в случае неправильного ответа).

ЗАНЯТИЕ 11-12. Семинар «Теории Развития: ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ» (4 часа)

Подготовка студентов к занятию – развернутые ответы на следующие вопросы:

1) Каково понятие объектных отношений в современном психоанализе?

2) Основные представления М.Клейн о психическом развитии как взаимодействии

двух инстинктов

3) Основные характеристики и смысл "параноидно-шизоидной позиции". Как эта позиция преодолевается в детском развитии?

4) Как формируется «депрессивная позиция» и как осуществляется нормальный выход из этой позиции?

5) Что означает термин «проективная идентификация»?

6) Какие проявления «младенческого» возможны во взрослой жизни, согласно теории объектных отношений?

7) Какое содержание Дж.Боулби вкладывал в понятие «привязанности»?

8) Как формируется привязанность у ребенка и матери, согласно теории Дж.Боулби?

9) Опишите типы привязанности у младенцев, выделенные М. Эйнсворт.

10) Какие факторы влияют на формирование типа привязанности?

11) Согласны ли вы с мнением Дж. Боулби, что младенец способен переживать горе и страдание? Аргументируйте свое мнение. Что относительно данного аспекта высказывали Р.Спитц и А.Фрейд?

12) Перечислите основные фазы развития, которые выделяла М.Малер?

13) Как вы понимаете смысл метафоры, что младенец начинает жизнь «как цыпленок в яичной скорлупе»? Какое значение придается этой метафоре в психоанализе З.Фрейда и теории сепарции-индивидуации М.Малер?

14) Что значит «достаточно хорошая мать», согласно концепции отзеркаливания Д.Винникота?

15) Опишите три стадии зависимости в теории В.Фейрбейрна

16) Что именно во взаимодействии младенца с другими является наиболее значимым для психического развития, согласно Р.Спитцу?

17) В чем проявляется взаимность младенца и матери, по мнению Р.Спитца?

18) Дайте характеристику трем стадиям формирования либидного объекта Р.Спитца.

19) Какие четыре чувства собственного «я» выделил Д.Штерн?

20) Что такое «эндогенная» и «социальная улыбка»?

21) Что такое «сепарация»? Какие стадии сепарции выделял Дж.Боулби?

22) В чем проявляется фантазийная активность? Каков психологический смысл фантазии "семейного романа" и "близнецов"?

Литература для подготовки к занятию:

1. Асанова Н.К. Теория объектных отношений в психоанализе. — М., 1997.

2. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. – М., 1991. – С. 144-154

3. Боулби Д. Привязанность. – М, 2003.

4. Винникотт Д. Разговор с родителями. - М., 1994

5. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. – 1967. - № 2. – С.11-135

6. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., Б.С.К., 1997.

7. Крейн У. Теории развития. – СПб, 2002

8. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. – Екатеренбург, 1998

9. Томэ X., Кехэле X. Современный психоанализ. Т. 1. - М., 1996.

10. Публикации в «Журнале практической психологии и психоанализа» (http://psyjournal.ru/j3p/all.php): Крейн У. Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности // 2002, №1; Фонаги П. Точки соприкосновения и расхождения между психоанализом и теорией привязанности // 2002, №1; Калмыкова Е.С., Падун М.А. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме // 2002, №1; Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов // 2002, №1; Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности // 2002, №1; Винникотт Д.В. Теория родительско-младенческих отношений // 2005, №2; Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // 2005, №2; Малер М., Мак-Девитт Дж.Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // 2005, №2; Бик Э. Заметки о наблюдении за младенцами как части психоаналитического обучения // 2005, №2; Балзам Р. Мать внутри матери // 2005, №2 и ДР.

12. Hazan Cindy, Shaver Phillip R. Romantic Love Conceptualized as an Attachment-Process // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52. No. 3.511-524.

ЗАНЯТИЕ 13-14. «ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ. КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» (4 часа)

Вопросы для обсуждения в групповой дискуссии.

1) Что такое генетическая психология и генетическая эпистемология, по Ж.Пиаже?

2) Основные методологические идеи концепции Ж.Пиаже: идея взаимоотношений целого и части; идея трансформации; идея конструкции.

3) Что такое функция и структура, по Ж.Пиаже?

4) Определите понятие ассимиляции, аккомодации и схемы по Ж.Пиаже.

5) Опишите и объясните знаменитые феномены Ж.Пиаже.

6) Приведите примеры детского синкретизма, соположения, трансдукции, нечувствительности к противоречию.

7) Какие особенности детского развития иллюстрируют следующие рассуждения детей: «Бабушка, ты моя лучшая любовница!»; «Мама сердиться, но быстро удобряется»; «От мятных конфет во рту – сквознячок»; «Пойдем в этот лес заблуждаться»; «У лысого голова – босиком»? Для детей какого возраста характеры подобные высказывания?

8) В чем смысл обратимости?

9) Опишите и объясните явления эгоцентризма.

10) Может ли быть снят феномен Пиаже в 5 лет, или этот процесс спонтанно проявляется после 7-8 лет? Какие условия влияют на этот процесс?

11) Как Ж.Пиаже понимает социализацию?

12) Опишите и объясните явление группировки по Ж.Пиаже.

13) Перечислите и охарактеризуйте стадии развития интеллекта ребёнка, по Ж.Пиаже.

14) Движущие причины интеллектуального развития ребенка

15) Опишите проблемы, неразрешимые в рамках теории Ж.Пиаже

16) В чем связь, по мнению Л.Кольберга, между интеллектуальным и моральным развитием? Всегда ли эта связь универсальна?

17) Перечислите и охарактеризуйте стадии морального развития, по Л.Кольбергу

18) Как определяет Дж.Брунер интеллект?

19) С развитием каких видов представлений связывает интеллектуальное развитие Дж.Брунер?

20) Каков основной механизм формирования понятия, согласно Дж.Брунеру?

Литература для подготовки к занятию:

1. Выготский Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже. // Мышление и речь. // Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл, 2004, С.680 – 737 2. Пиаже Ж Речь и мышление ребенка М., 1994. 3. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.:МГУ, 1981; 4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.: МГУ, 1972.5. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Изб. психологические труды. – М., 1994. – С. 55 -233.6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С.133-1767. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2005. – С.156 - 162, 225-236.8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.,2001

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. «СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ ЖИЗНИ»

Аудиторная работа: 1) психологическая разминка; 2) дискуссия – что такое возраст, как его ощущает человек, какой возраст самый лучший; 3) метафоры понятий "рождение", "детство", "взрослость", "старость", "смерть" - иллюстрируют в драматической форме (сценка) наиболее яркие проявления картины определенной стадии развития человека (основная задача - сделать возраст узнаваемым, наглядным и воплощающим в себе свои основные проявления; сценка не должна длиться более 5 минут); 4) субъективный и объективный возраст, формула определения субъективного возраста; 5) упражнение «Линия жизни».

Групповое обсуждение проделанной работы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. «Проблема возраста в психологической историографии» (2 часа)

Подготовительная работа к занятию: каждый студент индивидуально готовит следующие материалы:

1) Подобрать репродукцию любого художественного произведения, в котором, как студенту кажется, особенно отчетливо можно выявить внешние признаки того или иного возраста;

2) Подобрать отрывок из какого-либо художественного текста, в котором, как студенту кажется, особенно отчетливо можно выявить внешние признаки того или иного возраста;

3) Провести микроисследование на тему «Что такое возраст». Ответьте письменно на ряд вопросов: 1) что такое возраст, 2) как его ощущает человек, 3) какие объективные явления соответствуют возрастам, 4) нужно ли знать свой возраст, 5) хорошо ли быть молодым или зрелым, 6) какой возраст кажется лучше других (и т.п.). Обратитесь с подобными вопросами к вашим друзьям, знакомым, родителям, предварительно подготовив опросные листы.

Соберите и обработайте полученные результаты. Выделите группы имеющихся представлений о возрасте – выделите явления, с которыми связаны представления о возрасте. Проинтерпретируйте полученные данные в категориях индивидуального развития (что может и чего не может человек в определенном возрасте), возрастной стратификации общества (что должно и чего нельзя делать относительно данного возраста, учитываются ли социокультурные нормативы) и возрастного символизма культуры (что соответствует и что не соответствует данному возрасту: совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений и т.п.).

Аудиторная работа состоит из трех "серий" - изобразительной, литературной, исследовательско-рефлексивной. В каждой серии по предложению преподавателя студент комментирует (зачитывает) свои материалы. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку. Все материалы возвращаются студентам.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. «ФОРМЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ» (2 часа)

Подготовительная работа к занятию: Провести микроисследование «Формы зависимого поведения и их проявления». Ответьте письменно на ряд вопросов. Что значит для вас выражение «испытывать симпатию к другому человеку»? О каком конкретном человеке вы хотели бы вести речь (родителях, ребенке или др.)? Как вы понимаете, что испытываете симпатию к кому-либо? Как вы понимаете, что испытывают симпатию к вам? Опишите это понимание в категориях «вижу», «слышу», «чувствую». Обратитесь с подобными вопросами к вашим знакомым, друзьям, родителям, предварительно подготовив опросные листы. Соберите и обработайте полученные результаты. На какие группы вы могли бы разложить имеющие представления ваших респондентов о сути симпатии?

Аудиторная работа: Обсуждение проделанной работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4. «ТИПЫ ПРИВЯЗАННОСТИ» (2 часа)

Подготовительная работа к занятию: Провести микроисследование «Типы привязанности». Используя адаптированную мини-версию опросника Хезена-Шефера- Бартоломью, отметьте напротив каждого из самоописаний (A, B, C, D) тот вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему стилю взаимоотношений (термин "близкий" относится к психологической или эмоциональной близости, но не обязательно к сексуальной) : от «1» – «категорически не согласен» до «7» - «абсолютно согласен». Определите тип привязанности, который наиболее характерен для Вас. Обратитесь с подобными вопросами к вашим знакомым, друзьям, родителям, предварительно подготовив опросные листы. Соберите и обработайте полученные результаты: определите ведущий тип привязанности и проанализируйте связь между типами привязанностей внутри Вашей социальной группы.

Текст опросника:

A.1. Для меня легко быть эмоционально близким к другим.

А.2. Мне удобно чувствовать собственную зависимость от другого человека и зависимость другого от меня.

А.3. Я не волнуюсь о том, что могу остаться в одиночестве или без друзей.

А.4. Я не боюсь того, кто стремиться быть слишком близким ко мне.

А. 5. Я разделяю мысли и чувства моего партнера и охотно обсуждаю свои проблемы с ним.

В.1. Я хочу быть эмоционально близким с друзьями, но часто они не хотят быть так близко ко мне, как мне хотелось бы.

В.2. Я волнуюсь, что мой партнер не будет заботиться обо мне так, как я забочусь о нем

В.3. Иногда мое стремление быть слишком близко к партнеру отпугивает людей

В.4. Я часто волнуюсь о том, действительно ли мой партнер любит меня

В.5. .Я боюсь того, что останусь в одиночестве.

С.1. Несмотря на то, что я хочу быть рядом с моим партнером, я предпочитаю сохранять дистанцию в общении.

С.2. Я не хочу зависеть от другого человека, несмотря на то, что я стремлюсь к близким отношениям.

С.3. Я боюсь, что мне причинят боль, если я позволю кому-либо стать слишком близким другом.

С.4. Я стесняюсь и тревожусь, когда вынужден открывать партнеру свои чувства

С.5. Я стремлюсь подавлять и скрывать свои чувства перед партнером

D. 1. Я стараюсь избегать слишком близких отношений с партнером.

D.2. Для меня очень важно чувствовать свою независимость и самостоятельность

D. 3. Я предпочитаю, чтобы другие зависели от меня, а не я от них

D.4. Я чувствую себя неловко, рассказывая о своих чувствах и отношении партнеру.

D.5. Мне дискомфортно, когда кто-то стремиться сократить дистанцию общения без моего желания.

Ключ: А – безопасная привязанность; В – амбивалентная привязанность (взолнованно-озабоченный тип); C – дезорганизованная привязанность; D – избегающая привязанность (замкнутый тип);

Аудиторная работа: Обсуждение проделанной работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4.

«ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ: ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ»

Подготовительная работа к занятию: знакомство с «задачами Пиаже» по предложенному списку литературы; апробация их на 1 испытуемом дошкольного возраста (4-6 лет). Каждый студент готовит полный анализ материалов по 1 испытуемому с предоставлением:

1) протоколов обследования;

2) аналитической таблицы со следующими графами: 1 – описание феноменологии выявленного явления (краткая характеристика ответов детей, поведенческих реакций и т.п.); 2 – объяснение представленных феноменов возрастных особенностей испытуемого с позиции концепции Ж. Пиаже; 3 -- объяснение представленных феноменов возрастных особенностей испытуемого с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Л. Ф. Обухова, В.Е. Сыркина и др.); 4 – комментарии студента (какая интерпретация, на взгляд студента, является более адекватной, чью позицию студент разделяет, почему и т.п.).

Список литературы

1) Пиаже Ж Речь и мышление ребенка М., 1994. 2) Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Изб. психологические труды. – М., 1994. – С. 55 -233.3) Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.:МГУ, 19814) Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.: МГУ, 19725) Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С.133-1766) Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2005. – С.156 - 162, 225-236.7) Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.,20018) Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии Аудиторная работа: обсуждение результатов полученных данных, анализ выводов.

Примеры заданий:

№ 1. Исследование понимания принципа сохранения непрерывных величин.

Испытуемому дают два цилиндрических сосуда равных размеров (А 1 и А 2), содержащих одинаковое количество жидкости (причем равенство величин оценивается по ра­венству уровней), затем переливают содержимое А2 в два меньших и подобных друг другу сосуда (В1 и В2) и спраши­вают ребенка, осталось ли количество А 2, перелитое в (В1 и В2), равным количеству А1. Впоследствии можно пере­лить жидкость, содержащуюся в В1, в два равных, но еще меньших по объему сосуда (С1 и С2), и далее, если нужно, перелить В2 в два сосуда С 3 и С 4, тождественные С 1 и С 2; в таком случае перед ребенком ставятся вопросы о равен­стве (С 1 + С 2) и В 2 или (С 1 + С 2 + С 3 + С 4) и А 1 и т. д.

В этом эксперименте жидкости подвергаются всевоз­можным преобразованиям, и каждый раз перед ребенком выдвигается проблема сохранения в форме вопроса о ра­венстве или неравенстве полученного результата с сосу­дом-эталоном

№ 2. Исследование понимания принципа сохранения количества твердого вещества.

Ребенку показывают два шарика из пластилина и спрашивали, поровну ли в них материала. Если ребенок считает, что шарики неодинаковые, их делали для него «такими же самыми» с помощью любых указанных ребенком опе­раций. Когда ребенок наконец заявлет, что оба шарика «такие же самые», экспериментатор превращает один из них в «сосиску», а ребенок наблюдает за его действи­ями. Наконец, испытуемого спрашивают, содержат ли сосиска и шарик одинаковое количество материала или же в одном из них материала больше. Если ребенок ут­верждает, что в шарике и сосиске одинаковое количе­ство материала, и адекватно обосновывал свой опыт, его исключали из дальнейших опытов. В заключительных опытах снова проверялась уверенность этих детей в своих суждениях, и научение считалось фактом только в том случае, если на этот раз испытуемый настаивал на правильном ответе, несмотря на вызов, бро­шенный ему экспериментатором. Заключительный опыт был тождествен с предваритель­ным, с тем исключением, что испытуемый делал из ша­рика «змею» или «веревку» много длиннее «сосиски» из предварительного опыта.

Упражнение состоит из ряда последовательных проб, в ходе которых форма одного из шариков (ребенок заяв­лял, что он «такой же», как и второй шарик) изменя­лась, а потом восстанавливалась. Ребенка просят высказать суждение о количестве ма­териала, когда шарику придавали новую форму, когда снова восстанавливали его форму, когда ту же новую форму при­давали второму шарику и когда он принимал прежний вид. Во всех условиях упражнений, за исключением ука­занного, в конце пробы от ребенка приходится получать еще одно суждение для того, чтобы убедиться, что перед следующей пробой ребенок воспринимает шарики как оди­наковые.

Упражнение проводится в виде:

1) манипулирования — ребенку самому разрешали менять форму кусков,

2) экранирования — в ходе пробы один из шариков пластилина прятали под чашкой, а другому в это время придавали какую-нибудь другую форму. Как только из­менение формы одного шарика заканчивалось, его пря­тали под чашку и ребенка просили высказать свое мне­ние относительно того, сколько материала содержалось в каждом кусочке. Для того чтобы восстановить форму первого шарика, его вынимали из-под чашки; таким образом, когда ребенка просили во второй раз выска­заться о количестве материала в шарике, он мог видеть только один комочек глины, а другой (стандартный) был в это время скрыт под чашкой. Когда стандарт от­крывали, от ребенка требовали высказать третье суж­дение, чтобы перед третьей пробой он был уверен в том, что оба шарика снова «одни и те же».

№ 3. Исследование понимания принципа сохранения дискретных величин и его связь с взаимно однозначным соответствием.

Совокупности бусинок бисера оказываются удобными здесь в равном отношении. Собранные в сосудах, о кото­рых шла речь в предыдущем эксперименте, они приводят к таким же оценкам, что и жидкости (уровень, ширина и т. д.). Легко, например, попросить ребенк<

Наши рекомендации