Адаптированной А.Э. Штейнмец

  +3 +2 +1 -1 -2 -3  
А Я открыт в общении с вами, свободен и искренен в выражении своих чувств               Замкнут, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств
Б Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность               Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен
В Я пластичен и гибок в общении с вами, легко схватываю и разрешаю проблемы               Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив
Г Мое общение с вами индивидуализировано, строится с учетом ваших характеров               Мое общение с вами не индивидуализированно, я со всеми одинаков
Д Я хорошо понимаю ваши мысли и чувства, всегда могу взглянуть на проблему вашими глазами               Я плохо понимаю вас, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни»
Е Я доверяю вам и этим помогаю вам поверить в себя               Я не склонен проявлять доверие и не помогаю вам поверить в себя
Ж Я справедлив в общении с вами               Я не справедлив
З Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с вашим мнением               Я авторитарен, не люблю возражений, жестко ограничиваю ваше поведение.

Студент обращается к классу, в котором он выполнял обязанности классного руководителя (или просто к классу, в котором он работал больше, чем в других), приблизительно со следующими словами: «Я нахожусь в самом начале своей педагогической деятельности, поэтому мне очень хотелось бы узнать ваше мнение обо мне. Оно, несомненно, будет для меня очень полезным. Сейчас я попрошу вас оценить меня по нескольким признакам. Прошу также учесть, что ваше мнение будет для меня тем полезнее, чем оно искреннее. Сейчас я предложу вам таблицу и дам соответствующие пояснения».

Необходимые пояснения даются после раздачи учащимся копий таблицы.

Обработав полученные результаты, студенты получают средние значения по шкалам.

5) Провести сравнительный анализ своей профессиональной самооценки и оценки, полученной от учащихся. Удобно построить график, в котором оба результата совмещены.

6) Психологический самоанализ одного из уроков по следующей схеме.

1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

1.1. тема, цель и задачи урока.

1.2. структура урока и его психологическая целесообразность.

2. Психологическая оценка содержания урока.

2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности).

2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся, активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции.

2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися данного возраста учебного материала (ясность и прочность изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.).

2.5. Воспитательное воздействие учебного материала.

2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем.

3. Управление познавательной деятельностью.

3.1. организация внимания:

- пути организации внимания на всех этапах урока,

- виды внимания, имевшие место на уроке, форма их проявления у отдельных школьников,

- способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую,

- виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности были предложены и как учащиеся с этим справились).

3.2. Организация восприятия и его характер:

- объект восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, наглядные средства и т.д.),

- качество материала восприятия,

- использование наглядных средств, их функция на уроке,

- осмысленность восприятия материала.

3.3. Активизация памяти и ее развитие:

- обращение учителя к памяти школьников (с какой целью оно проводилось),

- виды памяти на уроке,

- приемы запоминания, используемые учителем на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность повторение).

3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся:

- использование наглядных средств при формировании научных понятий,

- связи, устанавливаемые между понятиями,

- использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий,

- уровни усвоения понятий, ошибки при усвоении,

- активизация самостоятельного творческого мышления школьников (проблемная направленность построения урока, степень заинтересованности учащихся в проблеме),

- мыслительные действия, необходимые ученику для решения поставленной проблемы,

- подготовленность класса к проблемному обучению,

- обучение учеников готовым приемам рационального мышления,

- логичность построения урока,

- логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждении.

3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников.

4. Организация обратной связи.

4.1. Обращение к школьникам (этапы урока, на которых происходило обращение, цель обращения).

4.2. Уровни усвоения знаний учащимися.

4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления.

4.4. Восприятие учениками оценок и комментариев к ним на уроке.

4.5. Характеристика собственных действий студента в зависимости от ответов учеников.

5. Воспитательное воздействие на учеников на уроке:

5.1. Воспитательное воздействие учителя (внешность, речь, манеры, характер общения).

Эмоциональный климат урока.

5.2. Требования учителя и их значение для формирования волевых и моральных качеств учеников.

5.3. Воспитательное значение методов и премов обучения, использованных на уроке.

6. Результаты урока.

7) Дать характеристику себе как педагогу с учетом полученных данных.

8) Разработать рекомендации самому себе для профессионального и личностного роста с учетом результатов проведенного исследования.

9) Провести анализ процесса выполнения задания: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время всей практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.

В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.

Критерии оценки качества выполнения задания:

1. Содержательность записей самонаблюдения.

2. Четкость, полнота и правильность проведения диагностической процедуры с учащимися.

3. Качество сравнительного анализа самооценки будущего учителя и оценки учащимися.

4. Наличие фактического материала (примеры из реального взаимодействия с учащимися и т.д.).

5. Психологическая аргументация выводов.

6. Содержательность рекомендаций, намеченных самому себе.

7. Грамотное оформление отчета.

8. Своевременное предоставление отчетной документации.

Литература:

1.Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль, педагогическое мастерство учителя.- Пермь, 1979.

2.Маркова А.К. Психология труда учителя.- М., 1993.

3.Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии.- 1987.- №5.

4.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М., 1994.

5.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.2: Психология образования.- М.: 2001.

6.Психологические задания к педагогической практике студентов / Под ред. В. Э. Штейнмеца.- М., 2002.

7.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., 1999.

8.Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности.- Ростов н/Д., 1994.

Наши рекомендации