МЕТОДИКА 15. Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Глаусу).
Цель:определение индивидуальных особенностей, влияющих на учебную деятельность.
№ п/п | Параметр сравнения | Позитивный тип | 2 1 0 1 2 | Негативный тип |
1. | Скорость | Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью | Медленно С трудом, напряженно и тяжело Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучитывается Характеризуется ригидностью, застенчивостью | |
2. | Тщательность | Добросовестно Аккуратно Основательно | Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно | |
3. | Мотивация | Охотно Добровольно По собственному побуждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил | Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучаствно Нерадиво, лениво | |
4. | Регуляция действия | Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно | Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво5 | |
5. | . Когнитивная организация | Осознанно, с пониманием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно | Механически, не понимая, методом проб и ошибок. Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно6 | |
6. | Общая оценка | Хорошо | Плохо |
МЕТОДИКА 16. Определение направленности личности.
Цель. Методика используется для определения личностной направленности. С ее помощью выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция: Опросник состоит из 27 пунктов, к каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. Сначала на каждый из вопросов выберите тот ответ, который лучше всего выражает вашу точку зрения. Затем из ответов выберите тот, который наименее всего близок к вашему мнению.
Тестовый материал
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
A. Одобрения моей работы.
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.
B. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.
B. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому, имеет индивидуальный подход.
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
A. Радуются выполненной работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность.
Б. Были верны и преданны мне.
B. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
A.С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.
B. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
A. Когда у меня что-то не получается.
Б. Когда портятся отношения с товарищами.
B. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему
несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.
B. Недостаточно хорошо знает предмет, который
преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
A. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10.Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
A. Добился успеха в жизни.
Б. По-настоящему увлечен своим делом.
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11 .В первую очередь школа должна:
A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.
Б. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика.
B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12.Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями.
Б. Для отдыха и развлечений.
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13.Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14.Я люблю, когда:
A. Другие люди меня ценят.
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
B. Приятно провожу время с друзьями.
15.Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности.
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16.Лучше всего я учусь, если преподаватель:
A. Имеет ко мне индивидуальный подход.
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17.Для меня нет ничего хуже, чем:
A. Оскорбление личного достоинства.
Б. Неудача при выполнении важного дела.
B. Потеря друзей.
18.Больше всего я ценю:
A. Успех.
Б. Возможности хорошей совместной работы.
B. Здравый практичный ум и смекалку.
19.Я не люблю людей, которые:
A. Считают себя хуже других.
Б. Часто ссорятся и конфликтуют.
B. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
A. Работаешь над важным для всех делом.
Б. Имеешь много друзей.
B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:
A. Доступным.
Б. Авторитетным.
B. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
A.О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие
отношения с людьми.
Б. О жизни знаменитых и интересных людей.
B.О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
A. Дирижером.
Б. Композитором.
B. Солистом.
24.Мне бы хотелось:
A. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.
B. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
A. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.
B. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны.
Б. Прежде всего выполнить свою задачу.
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
A.В общении с друзьями.
Б. Просматривая развлекательные фильмы.
B. Занимаясь своим любимым делом.
Записанные в бланке для ответов (табл. 12) буквы соответствуют той или иной направленности. Это соответствие отражено в ключе. С помощью ключа (табл. 13) определяем, какую из направленностей выбрал испытуемый в каждом из утверждений как наиболее подходящую (2 балла) и как наименее подходящую (0 баллов). Направленности, которая осталась невыбранной, присваивается 1 балл. Для удобства подсчета можно использовать бланк, куда заносятся полученные баллы (табл. 14).
Таблица 12 ЗАПИСЬ ОТВЕТОВ
№ | Больше всего | Меньше всего |
Таблица 13
Ключ
№п/п | Я | О | Д |
А | В | Б | |
Б | В | А | |
А | В | Б | |
В | Б | А | |
Б | А | В | |
В | А | Б | |
В | Б | А | |
А | Б | В | |
В | А | Б | |
А | В | Б | |
Б | В | А | |
Б | А | В | |
В | А | Б | |
А | В | Б | |
Б | В | А | |
А | В | Б | |
А | В | Б | |
А | Б | В | |
А | Б | В | |
В | Б | А | |
Б | А | В | |
.Б | А | В | |
.в | А | Б | |
Б | В | А | |
А | В | Б | |
В | А | Б | |
Б | А | В |
Таблица 14
Подсчет баллов
"Я" – на себя | "О" - общение | "Д" на дело | |
СУММА |