Тема 6. Психические процессы и состояния.
Аудиторное изучение:
Чувственные формы освоения действительности. Понятие ощущения. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация ощущений. Экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения. Особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при сенсорных поражениях или депривациях. Восприятие. Избирательность восприятия. Восприятия пространства и времени. Иллюзии. Наблюдательность и степень восприимчивости. Объем восприятия.
Понятие внимания как психического процесса. Интенсивность, устойчивость, объем, переключение внимания. Представление. Виды внимания. Функции внимания. Патология внимания.
Память как особая составляющая познавательного процесса, ее функции. Запоминание, хранение информации, узнавание, воспоминание, забывание. Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др. Кратковременная память. Объем КВП, ДВП и единицы информации. Кодирование информации КВП. Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память. Оперативная память.
Общая характеристика воображения. Виды воображения. Непосредственное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение. Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации. Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др.
Мышление как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности. Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. Мышление как процесс решения задач. Эвристический подход к мышлению. Характеристика основных мыслительных операций. Формирование понятий.
Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость и ее психологическая характеристика. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности. Человеческий интеллект. Проблема определения.
Состояние как психическое явление. Определение, структура и функции психического состояния. Классификация психических состояний. Состояния сознания: бодрствование, сон, кома Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. Психические состояния с преобладанием компонента психики человека. Психология эмоциональных явлений. Особенности эмоциональных явлений в структуре психики. Эмоциональные реакции (радость, страх, удивление и др.). Определение эмоций, психологические функции, психофизиологические механизмы. Теории эмоций. Эмоциональные состояния Общая характеристика. Частные формы эмоциональных состояний: настроение, аффективные состояния, стресс, экстресс, дистресс, фрустрация, депривация, тревожность, страсть и другие.
Психология стресса.
Самостоятельное изучение: Социальный интеллект: социальное сознание и социальное познание. Взаимодействие ощущений. Формирование внимания. Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти. Условия рационального запоминания. Повторение и его обеспечение. Мнемотехнические приемы запоминания. Тренировка памяти, ее способы и организация. Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность. Нарушения речи и их психологические последствия Речь. Язык и речь. Речь и мышление. Функции речи. Виды речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Внутренняя речь.
Роль сновидений в жизни человека (А.А. Борбели, В.С. Ротенберг, В.Н. Касаткин). Понятие экстравертированного и интровертированного сознания Континуум сознания. (Ж. Годфруа). Изменённые состояния сознания: гипноз, медитация, ребефинг, транс. Состояния сознания при психических нарушениях. Состояния сознания, вызванные принятием химических веществ. Установки сознания. Трансперсональная психология (С. Гроф). Физиология и психология состояний.
Психофизиологические механизмы внимания. Психические состояния внешней и внутренней сосредоточенности внимания. Связь внимания с эмоциями, волей, мотивацией. Развитие, управление и тренировка внимания (П.Я. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин).
Эмоциональные отношения как высшие эмоциональные проявления личности. Эмоционально окрашенные потребности и высшие чувства человека. Психологическая проблема их классификации. Психологические условия развития и проявление высших чувств личности в реальной жизнедеятельности.
Структура и уровни регуляции человеком психических состояний. Саморегуляция (Х. Линдеман, В.Л. Марищук, Г.С. Никифоров, В.Н. Панкратов, Г. Селье, С. Смайлс).
Планы семинарских занятий