Специфика межличностного взаимодействия заказчика и исполнителя прикладного научного исследования.
Список рекомендуемой литературы к модулю I
Основная литература:
1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М., 2003. С.
3. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. – Милан-Новосибирск, 1997.
4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - С.-Пб., 2000.
6. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. - М., 1997.
7. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М., 1983.
8. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие / М.Ф. Шкляр.-- 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
Дополнительная литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
2. Асеев В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности. // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Личность как предмет психологического исследования. - М., 2002.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996,
6. Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования. // Собр. соч. в 6 т., т. 1.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004.
8. Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола). // Вопросы философии, 1993, № 5.
9. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1986.
10. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. // Избр. труды. - М., 1995.
11. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978.
Интернет-ресурсы
1. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Авторы обсуждают проблемы того, что есть метод науки и что такое методология, возможна ли философская антропология в качестве методологии, в чем специфика сциентистского подхода в науке или естественнонаучной парадигмы.
2. Рубинштейн С.Л. Метод и методология. Глава из учебника «Основы общей психологии».
3. В.А. Мазилов Методологические проблемы психологии в начале XXI века Психологический журнал, №1 (январь), 2006. Обзор методологических проблем современной психологии.
4. М.Г. Ярошевский. Словарное определение методологии науки.
Модуль II
Проблемы формирования регулятивных компонентов деятельности обучающихся
Комплексная цель модуля: Изучить особенности исследований, нацеленных на определение условий формирования регулятивных компонентов деятельности у обучающихся.
Основные термины модуля:
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ - несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту.
АСТЕНИЯ - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.
АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.
ВЕРА - особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его "Я", определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.
ВОЛЯ - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.
ДЕПРЕССИЯ - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.
ДЕТЕРМИНИЗМ - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.
НАСТРОЕНИЕ - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.
НЕНАВИСТЬ - стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.
ОТНОШЕНИЕ - в самом общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств. Выделяют временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические и др.
ПЕРЕЖИВАНИЕ - любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
ПОВЕДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ - преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности.
РИСК - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха.
СИМПАТИЯ - устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.п.
СТЕНИЧНОСТЬ - характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течении нескольких суток.
СТРАСТЬ - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.
СТРАХ - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
СТРЕСС - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
ТРЕВОГА - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
ЧУВСТВА - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
ЭЙФОРИЯ - повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение.
ЭМОЦИИ - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Изучение модуля II «Проблемы формирования регулятивных компонентов деятельности обучающихся» обеспечивается применением следующих технологий:
1. Проблемная лекция-диалог.
2. Семинар-дискуссия.
3. Создание исследовательских проектов.
4. Самостоятельный поиск литературы по заданной теме.
5. Применение технических устройств (подача материала с помощью компьютерных презентаций).
6. Написание рефератов.
7. Творческая работа в малых группах.
Модуль II «Проблемы формирования регулятивных компонентов деятельности обучающихся» направлен на развитие следующих профессиональных компетенций:
· Способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения.
· Способен применять современные научные методы решения исследовательских проблем.
· Способен разрабатывать и реализовывать индивидуально – ориентированные программы, направленные на устранение трудностей адаптации и обучения детей к образовательной среде.
· Способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы.
· Способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса.
· Способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы.
· Способен проектировать стратегию индивидуальной коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики;
Учебно-тематический план модуля
«Проблемы формирования регулятивных компонентов
деятельности обучающихся»