Виды научных психологических исследований
Пояснительная записка
Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке магистров включена в базовую общепрофессиональную часть Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.68 - Психолого-педагогическое образование. Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования 2010г. по направлению подготовки: 050400 – «Психолого-педагогическое образование» и рекомендациями УМО.
Цели и задачи дисциплины: изложить студентам магистратуры основные характеристики прикладных научных исследований в профессиональной деятельности магистра психолого-педагогического направления: описать методы решения практических задач разной тематики; раскрыть содержание экспериментов с детьми разного возраста. Данная цель соответствует направлению проводимой перестройки высшего образования России по обеспечения фундаментальности и целостности образования, что в свою очередь, соответствует тенденциям общемирового развития науки и общества в целом, а также – возросшими требованиями к специалистам высшей квалификации.
Для успешного изучения дисциплины«Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» студент должен:
Знать:
· методологические основы научного познания,
· математические методы анализа и обработки информации,
· закономерности педагогического процесса,
· образовательную и воспитательную функции обучения,
· принципы организации учебной деятельности,
· основные закономерности психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека,
· основные закономерности психического и психофизиологического развития детей,
Уметь:
· учитывать индивидуальные и возрастные особенности физиологии и психофизиологии учащихся,
· использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности,
· организовать взаимодействие с детьми и подростками,
· организовать совместную и индивидуальную деятельность детей,
· учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе,
· выявлять индивидуальные особенности развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого ребенка,
· выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития его личности и способностей,
· устанавливать контакт, сотрудничество с ребенком и его социальным окружением
Владеть:
· методами диагностики развития, общения, деятельности учащихся,
· математическими методами для анализа и обработки информации,
· стандартными методами и технологиями, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи,
· методами сбора и первичной обработки информации, результатами психологических наблюдений и диагностики,
· методами решения профессиональных задач в рамках реализации образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ,
· методами сбора данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками,
· методами построения и изменения индивидуальной образовательной траектории учащегося,
· методами организации индивидуальной и совместной учебной деятельности учащихся, основанной на применении развивающих образовательных программ,
· методами сбора данных об индивидуальных особенностях, проявляющихся у детей в учебной работе и в общении со сверстниками,
· методами выявления индивидуальных особенностей развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого ребенка,
· методами выстраивания развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития его личности и способностей,
· методами реализации специальных развивающих стратегий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка,
· методами адекватной оценки текущих и долговременных результатов своей деятельности,
· основными методиками диагностики интеллекта, креативности и особенностей личности,
· навыками групповой и индивидуальной работы с детьми и подростками,
· набором образовательных (развивающих) стратегий, обеспечивающих творческое развитие каждого ребенка,
· методами реализации специальных развивающих стратегий с «подстройкой» под индивидуальность каждого ребенка.
Согласно учебному плану подготовки магистра по направлению "Психолого-педагогическое образование" на 2011-2012 уч. г. данная дисциплина является предшествующей для дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (образовательные результаты):
Компетенция | Код по ФГОС ВПО |
Владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов. | ОК-2 |
Способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре. | ОК-4 |
Способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных. | ОК-11 |
Использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации. | ОПК-2 |
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности. | ОПК-6 |
Способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы. | ПКПП-2 |
Способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса. | ПКПП-8 |
Способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы. | ПКНИ-3 |
Способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения. | ПКНИ-9 |
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
· характеристики проблем, тем, целей, гипотез и задач прикладных научных исследований, направленных на изучение условий формирования познавательных способностей дошкольников, младших школьников и подростков;
· программы формирующих экспериментов по совершенствованию познавательных способностей дошкольников, младших школьников и подростков
б) уметь:
· разрабатывать программу прикладного психологического научного исследования в целях формирования познавательных способностей дошкольников, младших школьников и подростков;
· проектировать коррекционно-развивающие программы;
· проектировать стратегию индивидуальной коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики;
· разрабатывать и реализовывать индивидуально – ориентированные программы, направленные на устранение трудностей адаптации и обучения детей к образовательной среде;
· выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения.
в) демонстрировать способность и готовность:
· использовать методики формирования познавательных способностей дошкольников, младших школьников и подростков;
· применять современные научные методы решения исследовательских проблем.
Учебный материал построен на модульной основе и представлен следующими модулями: «Виды научных психологических исследований», «Проблемы формирования регулятивных компонентов деятельности детей», «Проблемы формирования познавательных компонентов деятельности детей». Содержание модулей включает в себя основные термины, учебно-тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, темы рефератов и докладов, тесты рубежного контроля, список рекомендуемой литературы.
Создание развивающего образовательного пространства обеспечивается применением следующих технологий: объяснительно-иллюстративные (лекции-презентации); проблемно-поисковые (проблемные лекции, мозговой штурм, метод кейсов); дискуссионные (семинары-дискуссии); проективные (метод проектов); творческие (работа в малых группах, круглый стол, методы моделирования); активные (деловые игры).
Формы текущего контроля: устные ответы, контрольные работы, тестовые задания, рефераты, доклады на студенческих конференциях.
Форма итогового контроля: зачет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Научные исследования в профессиональной деятельности
психолого-педагогического направления»
№ | Тема занятия | Количество часов | |||||
Креди-ты / Трудозатраты | Ауди-торные занятия | Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | СРС | ||
Модуль I. Виды научных психологических исследований | |||||||
1. | Тема I: Особенности прикладного научного исследования. | ||||||
2. | Тема II. Планирование и организация прикладного научного исследования. | ||||||
Модуль II. Проблемы формирования регулятивных компонентов деятельности обучающихся | |||||||
3. | Тема III: Онтогенетические особенности регулятивных компонентов деятельности | ||||||
4. | Тема IV. Особенности диагностики регулятивных компонентов деятельности | ||||||
5. | Тема V. Возможности коррекции регулятивных компонентов деятельности | ||||||
Модуль III. Проблемы формирования познавательных компонентов деятельности обучающихся | |||||||
6. | Тема VI. Исследования условий формирования познавательных процессов у обучающихся | ||||||
7. | Тема VI. Исследования условий формирования видов и свойств внимания у обучающихся | ||||||
8. | Тема VII. Исследования условий формирования видов и свойств воображения у обучающихся | ||||||
9. | Тема VIII. Исследования условий формирования видов и свойств памяти у обучающихся | ||||||
10. | Тема IХ. Исследования условий формирования видов и качеств мышления у обучающихся | ||||||
ИТОГО: | |||||||
Форма итогового контроля - зачет |
Модуль I
Тема II. Планирование и организация прикладного
Научного исследования.
Потребности практики в прикладной науке. Отношения "заказчик" – "исполнитель". Проблемы языка прикладного научного исследования. Специфика программы и организации прикладного научного исследования. Исследовательские стратегии. Этапы развертывания прикладного научного исследования. Критерии эффективности научного исследования.
Учебно-тематический план
семинарских и практических занятий по модулю I
«Виды научных психологических исследований»
Овладение студентами психологическими знаниями является важным фактором развития у них профессиональной компетенции, инициативы и творческого отношения к делу обучения и воспитания учащихся. Практические занятия способствуют более глубокому, осознанному овладению психологическими знаниями. Студент учится творчески применять на практике приобретенные на лекционных занятиях знания, учится выявлять и учитывать в учебно-воспитательной работе возрастные индивидуальные особенности детей.
Задания для подготовки к практическим занятиям студенты получают от преподавателя после того, как прослушают лекционный курс. Самостоятельная работа студента заключается в уточнении и углублении своих знаний по теме, в работе с дополнительной литературой, список которой прилагается к каждому модулю. Преподаватель будет судить о знаниях студента не только по тому, какой материал он собрал по заданной теме, но и главным образом по умению делать качественные психолого-педагогические выводы. На практических занятиях студент лучше всего может показать осмысленность знаний и умение самостоятельно работать.
Компонентов деятельности
Роль моральных эталонов в формировании личности дошкольника. Личностный смысл поступка как намеренного действия и идентификация с полярными эталонами. Особенности развития самосознания и самооценки дошкольника. Динамика развития чувств. Возникновение воли как способности к управлению поведением. Игра и другие виды деятельности дошкольника. Эмоционально-мотивационная сфера. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком трудности решаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи, становление потребности в достижении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции.
Развитие чувств. Особенности воли младшего школьника. Осознание прав и обязанностей школьника. Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника. Стимулы и мотивы учения. Формирование учебных мотивов, их устойчивость. Развитие моральных норм и правил поведения. Отношение к обязанностям школьника. Проявление моральных качеств личности в общении. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей, подражание и его значения для развития личности младшего школьника. Появление самосознания. Самооценка. Уровень притязания. Роль учителя в становлении самооценки младшего школьника. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника.
Изменения отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Психологические особенности трудовой деятельности в подростковом возрасте. Становление самосознания, самоуправления, самоконтроля. Развитие волевых качеств личности. Самооценка. Волевые, деловые, моральные качества личности подростка.
Роль труда в формировании личности юноши. Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.).
Компонентов деятельности
Внешние проявления регулятивных компонентов в онтогенезе.
Эмоционально-волевые особенности дошкольника. Диагностика волевой готовности к школе (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам).
Особенности игры и учения как показатели сформированности регулятивных компонентов в младшем школьном возрасте. Диагностика развития моральных норм и правил поведения. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника.
Диагностика отношения к учебе в подростковом возрасте. Методы исследования волевых, деловых, моральных качеств личности подростка.
Особенности эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте.
Компонентов деятельности
Значение игры для психического развития ребенка. Игра как школа произвольности.
Развитие стремления к нравственному поступку. Формирование системы мотивов в дошкольном возрасте.
Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Возможности урока для коррекции эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Развивающие и коррекционные упражнения эмоционально-волевой сферы на разных этапах онтогенеза. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства – необходимое условие становления личности подростка.
Условия формирования инициативы, принципиальности и ответственности в юношеском возрасте. Возможности коррекции юношеского максимализма.
Учебно-тематический план семинарских и практических занятий
модуля «Проблемы формирования регулятивных компонентов
деятельности обучающихся»
Семинарское занятие 2.1. Особенности диагностики регулятивных
компонентов деятельности
1. Характеристика воли как процесса регулирования поведения.
2. Характеристика препятствий, которые преодолевает человек, регулируя свои действия, поступки.
3. Волевые свойства личности и их проявления в поведении.
4. Содержание структурных компонентов волевого акта и возможности их диагностики.
5. Основные эмоциональные состояния и их проявления в поведении обучающихся.
6. Методы диагностики эмоциональных состояний на разных этапах онтогенеза
7. Возможности управления эмоциональной сферой и ее коррекции.
Литература:
1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. – М.:МГУ, 1976.
2. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. - Рязань, 1984.
3. Изард К.Е. Эмоции человека. СПб: Питер, 2000.
4. Ильин Е.П. Психология воли. – Спб, 2000.
5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 1986.
6. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. - Л.:ЛГУ, 1990.
Компонентов деятельности
Задание 1. Составьте таблицу «Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы на разных этапах онтогенеза»:
Возрастной период | Отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы | Методы диагностики | Основные методы коррекционной работы |
Цель: Осознание взаимосвязи возраста и приемов коррекционной работы.
Оснащение: Научная литература.
Задания для самостоятельной работы студентов к модулю II
«Проблемы формирования регулятивных компонентов
деятельности обучающихся»
Задание 1. Приведите примеры из научной и художественной литературы (1-2
источника) для доказательства влияния мотивационной сферы на
эмоционально-волевые качества личности.
Контрольные вопросы:
1.Обоснуйте, какой тип взаимосвязи вы выявили между показателями.
2.Насколько типична данная взаимосвязь для описываемого возрастного периода.
Задание 2. Оцените насколько вы волевой человек?
Ответьте самому себе на следующие вопросы.
1. Способен ли ты, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?
2. Каждое ли утро ты делаешь зарядку?
3. Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
4. Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?
5. Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает на них другим?
6. Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
7. Читаешь ли ты дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?
8. Выполняешь ли поручение, которое тебе не совсем приятно?
9. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не сделать?
10. Способен ли без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?
11. Есть ли у тебя дни или часы, в которые любишь заниматься одним и тем же делом?
12. Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это не интересно, доведешь ли начатое до конца?
13. Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
14. Всегда ли выполняешь свои обещания?
15. Регулярно ли анализируешь свое поведение, поступки и делаешь из этого для себя определенные выводы?
А теперь подсчитайте свои очки. За каждый ответ "да" поставьте себе 2 очка, если затрудняетесь ответить или считаете - "не знаю" - 1 очко, если "нет" - 0.
Их сумма и будет свидетельствовать о том, насколько вы - волевой человек.
Если набралось от 22 до 33 очков, вас можно поздравить - с силой воли все в порядке. Человек вы волевой, на вас можно положиться, не подведешь. Но не зазнавайтесь, знайте, что иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Так что, есть над чем поработать.
Если набралось от 13 до 21 очков, сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то и не станете за это браться. Ты не берешь многое на себя, но свои обещания выполняешь. Если вам поручают что-то, вы выполняете, по своей инициативе лишние обязанности на себя не берете. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели. Да и четких-то целей пока не имеете.
Если набралось 12 и менее очков, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям относитесь спустя рукава, делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка немало неприятностей и дома, и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте свое поведение, поступки и попытайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, надо лишь заставить самого себя. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.
Контрольные вопросы:
1. Насколько полученный результат совпадает с вашими представлениями о себе?
2. Какие упражнения можно использовать для развития воли?
Задание 3. Рассмотрите приведенные ниже методики оценки волевых возможностей
дошкольника и проведите пробные исследования. Оцените достоинства и
недостатки каждой методики в таблице. Предложите свой вариант оценки
воли детей такого возраста.
Методика «образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.
Материалом служат книжечки с заданием. На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того, как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит: «У вас у всех такие же ижечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на нторой странице). Их соединили так, чтобы получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указывает точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки — вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?»
Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками или двумя крестиками, или между треугольничками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеется в виду проверяющий или ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигуру, перевернете страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».
Затем детям предлагается приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему можно индивидуально повторить инструкцию, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком (линией). Пассивных детей надо одобрять, стимулировать, объясняя, «что лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».
За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.
В случае, если в задаче нарушено правило или неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.
В случае, если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.
В случае, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, тоже ставится 1 балл.
В случае, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.
Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, то за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями).
В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается в 0 баллов.
Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т.п.) не снижают оценки.
Суммарный балл (С Б) выводится путем суммирования баллов, полученных за все шесть задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если все задачи оценены в 0 баллов) до 12 баллов (если все задачи оценены по 2 балла).
Методика А.В.Запорожца направлена на выявление уровня развития целенаправленных волевых действий, содержание нравственных мотивов поведения, соподчинение мотивов.
В основе лежит предположение, что неадекватность сопереживаний у некоторых детей, отсутствие у них глубины сочувствия к положительному персонажу проявится в конфликтной ситуации, которая требует совершить нравственный выбор.
Материал — сказка О.Уайдда «Звездный мальчик» (музыкальный спектакль, записанный на пластинку). Испытуемым предлагается послушать только первую часть сказки, которая заканчивалась описанием эпизода, когда звездный мальчик, прекрасный и нарядный, забрасывает камнями свою мать — нищенку, проискавшую его по белому свету 10 лет. Сын отказывается признать свою мать и прогоняет ее с поразительной жестокостью. Испытуемые дважды прослушивают пластинку.
Далее испытуемым предъявляется два панно с изображением полярных персонажей сказки. Детям давалась инструкция, в которой разъясняется смысл метафорического выражения «Отдать кому-то свое сердце», и каждому ребенку предлагается «отдать» вырезанное из бумаги сердечко тому персонажу, который больше всего ему понравился, показался самым хорошим.
Процедура дарения «сердца» проводится строго индивидуаль- ] но; дети по одному подходят к большому красочному панно, на котором изображены два нравственно полярных персонажа (по первой части сказки): звездный мальчик и мать — нищенка. Испытуемый в кармашек одного из них должен вложить свое «сердце». Затем каждый испытуемый рассказывает экспериментатору о том, кому он отдал свое «сердце» и почему.
Далее испытуемым предлагается еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот раз герои сказки сами желают подарить детям что-то на память: при этом принять подарок можно только от одного из персонажей. Экспериментатор напоминает испытуемым, что подарки обычно принимаются от тех, кто нравится и дорог им. Каждый испытуемый, принимая подарок от лучшего, по его мнению, персонажа, должен обосновать свой выбор.
Методика А.Карстен позволяет оценить степень волевой активности при достижении результата в неблагоприятных условиях.
Методика исходит из предположения, что при относительно длительном выполнении однообразной деятельности возникает психическое насыщение, при котором положительное отноше ние к выполняемым действиям утрачивается, изменяясь на ней тральное или слабоотрицательное. \
Детям предлагают заложить фишками клетки шахматной доски. В одном варианте доска состоит из 64 клеток, в другом — из 156. Фишки изготавливают из плотной бумаги непривлекательного серого и коричневого цвета блеклых тонов.
Фиксируют: вариации в выполнении задания в момент их появления, речевые и эмоциональные реакции, выражения нежелания продолжать работу, количество закрытых фишками клеток до появления нежелания и после.
Если ребенок закладывает фишками всю доску, считается, что он выполнил задание, если же бросает задание — недостижение цели.
Характер выполнения различался по отсутствию или наличию вариаций — по цвету фишек и порядку их раскладывания. В случае невыполнения выделяется полный отход от цели, и недоведение начатого до конца как проявление насыщения и нежелания продолжать деятельность.
Методика В.И.Калин оценивает способность выполнять заданную деятельность (как результат волевого усилия) в условиях воздействия раздражителей — помех.
При этом помеха сама по себе не безразлична ребенку, а наоборот, значима, но в результате волевого усилия цель большинством детей должна быть достигнута.
Детям предлагается прокатить мяч до указанной черты, слегка подталкивая его двумя руками по узкой площадке (расстояние от 5 до 12 м). Задание дается индивидуально. Когда половина дороги пройдена, навстречу мячу пускают красивую игрушечную машину, новую для детей.
Реакция фиксируется.
Если ребенок, увидев машину, только бросает взгляд на него и продолжает идти с мячом, отмечается выполнение задания при отсутствии отвлечения.
Если же он останавливается и какое-то время занимается машиной, а затем вновь катит мяч, фиксируется отвлечение.
Когда машина заставляет ребенка вовсе забыть о цели, задание считается невыполненным.
Методика Я.З.Неверович выясняет влияние цели и мотивов на формирование волевого поведения ребенка при выполнении заданий.
Она основывается на том, что действие возникает в том случае, если его предмет (непосредственная цель) будет осознан в своем отношении к мотиву деятельности, в которую это действие включено.
Одним и тем же детям предлагается через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется.
Дети должны изготовить два вида предметов: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются о том, что они будут делать, для чего и кому адресованы продукты их труда. Одно и то же задание выполняется ими при различных мотивировках: сделать подарок маме, подарок для маленьких детей; для предстоящей игры со сверстниками; игры в мастерскую, отображавшую труд взрослых. Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действий, кроме того, 2 раза в тех же экспериментальных условиях дети могут заниматься тем, что их привлекает больше всего.
Методика Н.А.Самарина имеет своей целью оценить зависимость волевого усилия от степени осознанности и мотивации установки.
Предполагается, что волевое усилие ребенка зависит от степени осознанности установки и ее мотивации.
Детям предлагается перенести кубики, которые стоят на линейке в три ряда — башенкой и изображают домик с трубой сверху (два кубика, поставленных один на другой). При этом им говорится, что домик нужно перенести на скамейку, к кукле (расстояние 5—6 м). Всякий раз, как кубики упадут, нужно восстановить первоначальную постройку и продолжать путь к цели.
Фиксируется: общее время переноса кубиков, количество падений кубиков (количество попыток) и достижение или недостижение цели.
Методика Ш.Н.Чхартишвили позволяет оценить степень волевой активности детей при выполнении задания. Автор считает, что запреты, выступающие в немотивированном виде, вызывают противоположные действия в поведении ребенка.
Ребенку предлагается альбом из 12 листов. На белой левой стороне каждого листа в центре и внизу расположены два кружка диаметром 3 см. На правой стороне — цветные картинки во всю величину страницы (пейзажи и портреты).
Инструкция: «Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний, затем на нижний, и так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя».
Задание дается индивидуально.
Фиксируется: зрительные реакции на каждую страницу (не взглянул, взглянул, посмотрел при переворачивании), т.е. выполнил требование, не выполнил или выполнил частично; характер поведения (напряженно, старательно, не прибегая к вспомогательным средствам; старательно с применением вспомогательных средств, заслоняя лицо рукой, отворачиваясь от картинки; не старательно).
Оценивается по 3 уровням: 1 — высший; 2 — средний; 3 — низший.
Методика Б.Ф.Эльконина выявляет способность к выполнению задания (требующего волевых усилий), сохраняя ясность конечной цели на протяжении всего хода ее достижения.
Детям (4—5 лет, 5—6 лет, 6—7 лет) предлагается сложить куб Л инка (из 27 кубиков с разноцветными гранями, каждая грань окрашена в красный, синий или желтый цвета), так чтобы все стороны его были бы одного цвета. Чтобы у детей не возникло ощущения сложности или непосильной задачи, сперва взрослый сам складывает куб на глазах у ребенка, объясняя принципы подбора кубиков. Затем ребенку предлагается самому сложить куб.
Фиксируется: время, активность, обращение за помощью взрослого, отказ от цели (с сожалением, огорчением), не хватило времени.
При анализе выполнения данного задания можно выделить три вида целенаправленности:
1. Стойкая деятельная целенаправленность.
2. Малоактивная целенаправленность, нуждающаяся в руководстве.
3. Нестойкая целенаправленность (отказ от попыток решения при столкновении с трудностями).
Контрольные вопросы:
1. В чем преимущество вашей методики?
2. Как определить валидность и надежность вашей методики.
Темы рефератов или докладов
1. Детерминанты волевой регуляции человеческого поведения.
2. Основные подходы к пониманию природы воли.
3. Структура волевого акта и ее характеристика.
4. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.
5. Особенности воспитание воли в школьном возрасте.
6. Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности педагога.
7. Развитие эмоций в онтогенезе.
8. Особенности интерпретации эмоциональной экспрессии лица в педагогическом процессе.
9. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
10. Взаимосвязь особенностей развития эмоциональной сферы и воображения .
11. Влияние стресса на личность.
Список рекомендуемой литературы к модулю II
Основная литература:
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личнос