Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 6. Процедурные и методические вопросы
тестирования (семинарское занятие – 4 часа)
Ключевые понятия: инструкция, тестовые задачи, форма вопросов (утверждений), ключ к тесту, первичные ("сырые") оценки.
Вопросы для обсуждения:
1. Психодиагностическое обследование (тестирование) и его этапы. Условия тестирования.
2. Начальный этап тестирования: инструкция.
3. Материал, используемый для тестирования.
4. Фиксация результатов тестирования.
5. Этап обработки данных тестирования.
6. Психологическое заключение.
7. Требования, предъявляемые к тестовым методикам.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 40-41.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 15-16, 51-54, 89, 98-102, 113, 177.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 23-24, 62-63, 67, 106-111, 119, 212-213, 232-236, 267-268, 327, 417-419.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 19-20.
(или) Нормативные предписания к разработчикам и пользователям психодиагностических методик // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 177-178.
(или) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 177.
Тема 7. Компьютеризация психодиагностики
(семинарское занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: компьютерная психодиагностики, базы психодиагностических данных, "ручная" методика, компьютерный тест, объект-субъектный образ компьютера.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы современных технологий компьютеризированного психологического тестирования.
2. Этапы компьютеризации психодиагностики.
3. Психологические последствия компьютеризации психодиагностической деятельности.
4. Изучение объект-субъектного образа компьютера.
Литература
1. Арестова О.Н. Влияние компьютеризации эксперимента на валидность психодиагностических методик // Психол. журн. – 1990. – Т. 11. – № 6. – С. 86-93.
2. Бабанин Л.Н. Компьютерная методика исследования совместной деятельности // Психол. журн. – 1993. – Т. 14. – № 6. – С. 96-102.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 109-110.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 257, 337.
4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб., 1994. – С. 20-30, 45-54.
5. Мельников А.В. О применении персональных компьютеров в психологии // Психол. журн. – 1989. – Т. 10. – № 1. – С. 56-61.
6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 103-110.
7. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 187-196, 330-341.
8. Суходольский Г.В. Компьютер в психодиагностике // Психол. журн. – 1995. – Т. 16. – № 4. – С. 133-135.
9. Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психол. журн. – 1989. – Т. 10. – № 2. – С. 33-45.
10.Тихомиров О.К., Собчик Л.Н., Гурьева Л.П. и др. Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики (на примере MMPI) // Вопр. психологии. – 1990. – № 12. – С. 136-143.
11.Ходош А.М. Методика изучения объект-субъектного образа компьютера // Вопр. психологии. – 1991. – № 6. – С. 149-154.
Часть 3. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Тема 8. Построение первичной формы тест-опросника
и оценка его объективности (практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: тестовая задача, закрытая / открытая задача, надежная задача, валидная задача, концепт задачи (группы задач).
Вопросы для обсуждения:
1. Тест-опросники, их общая характеристика.
2. Открытые и закрытые тестовые задачи: сравнительная характеристика.
3. Процедура составления первичной формы тест-опросника: алгоритм, основные требования.
Практическое задание: построение первичной формы тест-опросника для исследования экстраверсии – интроверсии и оценка его объективности.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 2. – С. 122-153.
2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 5-8.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 6-9.
Тема 9. Построение и проверка репрезентативности
тестовых норм (практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: репрезентативная выборка, первичные ("сырые") результаты, частотное распределение показателей, нормальное распределение, устойчивость распределения.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие тестовых норм. Их репрезентативность.
2. Алгоритм построения тестовых норм.
Практическое задание: построение и проверка репрезентативности тестовых норм на материале арифметического теста ригидности А. Лачинса и семантического теста ригидности А.У. Хараша.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 66-90.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 88-89, 120.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 207-211, 282.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 53-57, 60-63, 65-67.
Тема 10. Стандартизация шкал теста
(практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: сопоставимость результатов, процентильная шкала, интервальная нормализация (z–трансформация), линейное преобразование, стандартные шкалы.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие стандартизации теста и диагностической процедуры.
2. Алгоритм нормализации и стандартизации шкал теста.
Практическое задание: нормализация и стандартизация шкал теста на материале арифметического теста ригидности А. Лачинса и семантического теста ригидности А.У. Хараша.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн. 1. – С. 66-90.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 133-135.
(или) Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 313-314.
3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – С. 57-60, 63-64.
4. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 148-154.
5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л., 1990. – С. 13-18.
(или) Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997. – С. 15-20.
6. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997. – С. 45-49.
Тема 11. Первичная обработка тестовых задач:
расчет индексов трудности (практическое занятие – 2 часа)
Ключевые понятия: первичная обработка пунктов методики, трудность задания, сила вопроса, статистическая трудность, индекс трудности.
Вопросы для обсуждения: