Тема 10. Методическое обеспечение проектных разработок

При всей широте выбора тематики учебных проектов, они должны быть ориентированы на определенные возрастные и профессиональные группы. В качестве конкретного примера можно рассмотреть ряд проектных разработок, рекомендованных для учащихся учреждений начального и среднего профессионального обучения. В качестве примера представлены проекты, разработанные студентами пятого курса МИТХТ им. М.В. Ломоносова.

Экологический проект. Для младшего и среднего школьного возраста можно рекомендовать следующую тематику проектов:

1. Тема: газоны на придомовой территории. Проблема: Почему трава гораздо лучше растет там, где нет дворника с метлой. Что происходит, когда при уборке территории сметается верхний плодородный слой почвы? Что происходит при кошении травы? При сборе и сжигании осенних листьев? Деятельность групповая: один или два класса. Проект предполагает три этапа: постановка проблемы; наблюдение; обсуждение и выдвижение возможных решений; Метод: мозговая атака или дискуссия. Результатом может быть красочно оформленный доклад, снабженный фотографиями, который можно отправить в местные органы исполнительной власти.

2. Аналогично можно разработать проект по теме: парковые газоны. Проблема: почему в городских парках, как правило, не совпадают дорожки, которые протаптывают гуляющие и те, которые прокладывают централизованно. Стихийные дорожки перекапываются и вновь засеиваются, но это напоминает сизифов труд.

Химический проект. Может быть рекомендован для старшего школьного возраста или для учебных заведений начального профессионального образования. У современной химии много проблем, но одна из особенно очевидных – проблема утилизации отходов.

1. Тема: утилизация бытовых или промышленных отходов. Проблема: Куда деть отходы производства и деятельности, которые вредно сжигать и бесполезно закапывать (т.е. небиоразлагаемые), например автомобильные покрышки. Деятельность групповая: один или два класса. Возможно соревнование на лучшее решение между различными учебными заведениями. Проект предполагает три этапа: постановка проблемы; обсуждение, построенное в виде игры: придумай как можно больше самых разнообразных способов решения проблемы; обсуждение результатов; Метод: групповая дидактическая игра. Каждый участник записывает наибольшее количество способов использования предложенного предмета, затем выясняется, кто придумал больше – этот учащийся зачитывает свои способы, остальные слушают и вычеркивают совпавшие, не совпавшие решения оглашаются дополнительно. Затем голосованием выбираются лучшие проектные решения. Результатом может быть красочно оформленный доклад, стенгазета, сообщение в прессу и т.д.

Социальный проект. Может быть рекомендован для старшего школьного возраста или для учебных заведений начального профессионального образования. За основу берется одна из глобальных социальных проблем современности, например, кризис семьи, который по данным социологов охватил практически весь мир, за исключением исламских стран.

1. Тема: Семья – как основная форма организации жизни и ее кризис.. Проблема: Главенствующая роль семьи в воспитании детей, в общественном строительстве и т.д. и растущее количество разводов и «гражданских браков». Деятельность групповая: количество участников неограниченно. Проект предполагает четыре этапа: постановка проблемы; сбор информации в литературе о состоянии дел в нашей и других странах. Возможно проведение социологического опроса в своем населенном пункте и ранжирование мнений в различных возрастных группах; графическое и статистическое оформление результатов исследования; групповое обсуждение результатов; продумывание способов решения проблемы: прогнозирование проблем для дальнейшего исследования; Метод: работа с литературой и виртуальными источниками, наблюдение, опрос, статистические и табличные методы, дискуссия. Результатом может быть красочно оформленный доклад, стенгазета, сообщение в прессу и т.д.

2. Для младшего школьного возраста может быть рекомендован проект «Моя семья». Проблема аналогичная. Деятельность индивидуальная и групповая: в одном классе. Ребятам предлагается цветными карандашами изобразить свой выходной день в семье. Оценивается цветовое решение, с опорой на цветовые тесты Люшера и композиция рисунка: где, с кем, при каких обстоятельствах изобразил себя ребенок. Результатом может быть обсуждение рисунка и последующее обсуждение выявленных проблем с его родителями.

3. Для младшего школьного возраста может быть рекомендован проект «Моя школа». Проблема: адаптация первоклассников к школе. Деятельность индивидуальная и групповая: в одном классе. Ребятам предлагается цветными карандашами изобразить свой рабочий день в школе. Оценивается цветовое решение, с опорой на цветовые тесты Люшера и композиция рисунка: где, с кем, при каких обстоятельствах изобразил себя ребенок (с друзьями, одного, на перемене или на уроке). Результатом может быть обсуждение рисунка и последующее решение поставленных рисунком проблем.

Психологический проект. Одной из ключевых проблем психологии, касающейся непосредственно почти каждого молодого человека, является проблема общения, (культура и легкость общения). Для среднего и старшего школьного возраста, а также для учащихся учреждений профессионального образования может быть рекомендован проект «Ассоциация».

1. Тема: Для продуктивного диалога важно, в том числе, и представлять как тебя видят другие. Проблема: То, как мы представляем себя, часто не совпадает с мнением других о нас. Деятельность групповая: не более 25 человек. Проект предполагает три этапа: постановка проблемы; обсуждение, построенное в виде игры; рефлексия; Метод: групповая дидактическая игра. Из группы играющих общим голосованием выбирают тех учащихся, которые, по мнению большинства, не испытывают трудностей в общении (3-4 человека), они покидают класс. Остальные загадывают какого-то человека из оставшихся в аудитории или ушедших. Вернувшиеся ведущие игроки продумывают серию вопросов, которые позволят им угадать человека, который был загадан. Допустимы вопросы: с чем ассоциируется этот человек (с каким цветком, временем дня, года, стилем в одежде, в музыке и т.д.) Группа дает ответы, полученные в процессе коллективного обсуждения. Итогом игры является обсуждение ее результатов. Те, кого загадывали, оценивают, что стало для них неожиданностью и т.д. Непременным условием игры является доброе отношение к друг другу, учитель должен следить и направлять работу.

2. Тема:Предложите варианты того, что изображено на рисунке. Рекомендовано для развития воображения и навыков общения у учащихся начальной школы,

Тема 10. Методическое обеспечение проектных разработок - student2.ru

Результат: преодоление барьеров общения, развитие навыков работы в группе;

Деятельность: групповая (15 человек); социальный статус участвующих в решении проблемы: учащиеся начальной школы;

Решение задачи проводится методом «круглого стола»;

Последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение выдвинутых гипотез;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- выводы, выбор наилучшего решения;

Варианты ответов: 1) человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта, 2) бабочка, взбирающаяся по веревке вверх, 3) треугольник, целующий свое отражение в зеркале, 4) флюгер на крыше дома, 5) песочные часы, стоящие на столе, 6) два громкоговорителя на столбе, 7) шкаф с ручками, 8) коробка для шахмат, 9) дамский кошелек - вид сверху, 10) туристическая палатка с антенной - вид сверху и т.д.

3. Рассматривается проблема общения подростков с родителями. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что между подростками и родителями часто возникают конфликтные ситуации, нет взаимопонимания.

Изучение данной проблемы предлагается подросткам в возрасте от 14 до 17 лет. Исследование вышеуказанной проблемы имеет практическую значимость предполагаемых результатов.

Предполагаемым результатом проблемы общения подростков с родителями является выработка бесконфликтного способа поведения подростков в различных ситуациях, формирование умения договариваться с родителями.

Для решения данной проблемы используется групповая деятельность (8-12 человек).

Методы решения проблемы: 1). 1 этап. Анализ конфликтных ситуаций, выявление причин конфликтов, определение области конфликтов.

Метод: групповое обсуждение проблемы подростками.

Результат: выявление области и причин конфликтов

2). 2 этап. Выработка бесконфликтного поведения.

Метод: «мозговая атака».

Результат: выработка правил общения с родителями (умение договориться).

3) 3 этап. Использование выработанных правил в жизненных ситуациях общения с родителями.

Методы: драматизация и практическое применение.

Результат: формирование навыка бесконфликтного поведения с родителями. 4. Проблема межличностных взаимоотношений в коллективе и в семье. Учащимся предлагается написать поздравление накануне какого-нибудь праздника самому близкому для них человеку. Это поздравление должно содержать не менее 20 слов. Такое задание может даваться как в школе (10, 11 класс), так и в профессиональных учебных заведениях. Из написанных поздравлений можно узнать:

- кто для учащегося является самым близким человеком и, следовательно, сделать предположения о его отношениях к семье или друзьям;

- экстраверт он или интроверт;

- искренен он и пишет правду, либо он лгун или является закрытым человеком.

Используется индивидуальная деятельность учащихся, в проекте принимает участие весь класс (или группа). Исследовательский метод - сбор, систематизация и анализ полученных данных.

Педагогический проект. Темами педагогических проектов могут стать различные острые вопросы преподавания и обучения. Качество преподавания, воспитательная работа в учреждении и т.д. Для среднего и старшего школьного возраста, а также для учащихся учреждений профессионального образования может быть рекомендован проект «Социологические исследования».

1. Тема: качество преподавания, мотивации и интерес к предмету. Проблема: От чего зависит интерес к обучению: от способностей и старания ученика, от учителя, от предмета или … ? Деятельность групповая: количество участников неограниченно. Проект предполагает три этапа: постановка проблемы; разработка опросных листов; распространение анкет; сбор анкет; обработка результатов; обсуждение результатов; Метод: методы социологической работы и обработки информации. Результатом может быть красочно оформленный доклад, стенгазета, сообщение в прессу или проведение мониторингов.

Химический проект

Поставлена задача: исследовать и разработать методику химического нанесения платинового покрытия на различные поверхности. С одной стороны, процесс работы будет полезен для обучения креативности, а с другой стороны, результаты работы могут получить практическое применение в производстве.

Данная задача - небольшое по объему химическое исследование, поэтому для ее решения целесообразно привлечь группу учащихся первого курса учреждения среднего профессионального образования химико-технологического профиля и одного учащегося старшего курса для координации их действий. Весь ход работы находится под контролем научного руководителя-преподавателя.

Этапы выполнения работы:

1) Первоначальное совместное теоретическое обсуждение проблемы, определение методов ее решения. Руководитель кратко рассказывает младшим студентам о состоянии проблемы на тот момент времени, разъясняет планируемые усовершенствования исследуемой методики.

2) По указанию руководителя все студенты проводят обзор литературы в библиотеках и в Интернете, для того, чтобы найти сходные научные работы.

3) Экспериментальная часть исследования:

а) Получение серии промежуточных веществ и растворов. Основную работу выполняют младшие студенты (под руководством старшего), сами подбирают посуду и оборудование для работы, учатся их использовать, и сами проводят эксперименты.

б) Экспериментальное исследование состава и структуры полученных веществ. Данный этап связан с применением сложных методов анализа, поэтому его выполняет старший студент, обучая младших.

в) Переработка полученных веществ в образцы покрытий. Этап выполняется аналогично первому.

г) Окончательное исследование структуры получаемых покрытий отчасти выполняет старший студент с помощью младших. Для исследований, требующих специального оборудования, студенты отвозят образцы к специалистам и присутствуют при исследовании.

4) Студенты и руководитель совместно анализируют и сопоставляют результаты анализов, определяют наилучшие образцы и делают предположения о причинах различий результатов.

5) При необходимости, проводится повторное сокращенное экспериментальное исследование, для того, чтобы усовершенствовать методику синтеза и нанесения, по той же схеме.

6) Студенты совместно оформляют результаты в виде устного или стендового доклада на небольшой студенческой конференции, консультируясь с руководителем.

7) Руководитель ставит задачу нанесения покрытия на пористые поверхности, студенты, по возможности, предлагают способы совершенствования методики.

Педагогический проект. Проблема: Некоторые дети проводят много времени перед телевизором. Это вредно. Как быть?

Результат: практическое решение данной проблемы

Деятельность: групповая (от 10 человек); социальный статус участвующих в решении проблемы: студенты учреждений профессионального обучения педагогического и социального профиля.

Решение задачи проводится методом «мозгового штурма»

Последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение выдвинутых гипотез;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- выводы, выбор наилучшего решения;

Возможное решение: купить велотренажер, приладить к нему динамо-машину, отключить телевизор от сети и подключить к динамо-машине. Хочешь смотреть - крути!

Социальный проект. Проблема: Предложите бескровные способы подавления социальных конфликтов и освобождения заложников.

Результат: теоретическая проработка и практическое решение данной проблемы

Деятельность: групповая (от 10 человек); социальный статус участвующих в решении проблемы: учащиеся средних специальных учебных заведений органов МВД и МО.

Решение задачи проводится методом «мозгового штурма»

Последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение выдвинутых гипотез;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- выводы, выбор наилучшего решения;

Возможные решения :

1) Клейкие вещества, приклеивающие всё - танк, человека, дверь..;

2) Пена, быстро затвердевающая на воздухе, позволяющая поставить стену необходимой ширины и высоты и лишающая людей возможности двигаться;

3) Сверхскользкие вещества;

4) Зловонные бомбы;

5) Газы, вызывающие тошноту или слезы - нельзя стрелять;

6) Сильное электромагнитное поле, заглушающее радиосвязь и вызывающее непреодолимую сонливость...

Эколого-химико-экономический проект. Проблема: "Создание не пачкающейся и защищающей от неблагоприятного воздействия окружающей среды ткани".

Деятельность: групповая (от 20 человек); социальный статус участвующих в решении проблемы: учащиеся учреждений профессионального обучения химического направления или легкой промышленности.

Основные этапы деятельности: а) обработка накопленных литературных данных в данной области; б) разработка методик исследований; в) постановка эксперимента; г) обработка результатов; д) представление результатов.

Использующиеся исследовательские методы: а) выдвижение гипотез и их решение; б) обсуждение методов исследования; в) обсуждение способов оформления конечных результатов; г) сбор и систематизация полученных данных; д) подведение итогов, оформление результатов и их презентация е) выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Возможное решение. Создание ткани с использованием нанотехнологий. Разработка электростатически заряженных наночастиц, которые окружают волокна хлопка, создавая, таким образом, защитный слой. Такие свойства имеют наночастицы серебра и палладия.

Недостаток полученного результата - стоимость полученного продукта: квадратный метр ткани стоит более 10 000$.

Наши рекомендации