Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Министерство образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования

МОСКВА 2007

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования

Учебное пособие

д.п.н., проф. Крившенко Лиина Полиракповна

к.п.н, проф. Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

к.п.н., доц. Юркина Лера Валерьевна

Рецензенты:

Д.п.н., проф. Меняев А.Ф.

Д.п.н., проф. Лямзин М.А.

Аннотация

Учебное пособие посвящено теории и практике активного проблемного обучения в учреждениях среднего общего, начального и среднего профессионального обучения. Раскрыты основные особенности проектирования исследовательской работы учащихся. Разработаны требования к применению проектного обучения, а также логико-содержательная модель проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Пособие содержит обширный практический материал по организации проектного обучения в учебных заведениях различного профиля. Может быть полезно учителям, воспитателям, педагогам, социальным работникам и родителям.

© МГОУ

Содержание

Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения................................................................................................................................................................................................... 4

Тема 2. История метода проектов....................................................................................................................................... 7

Тема 3. Возможности метода проектов сегодня.................................................................................................. 8

Тема 4. Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов.............. 9

Тема 5. Метод проектного обучения как сложное системное образование.......................... 10

Тема 6. Логико-содержательная модель проектного обучения учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального образования.................................................................... 14

Тема 7. Ориентировочные направления для проектных и научно-исследовательских работ в образовательных учреждениях....................................................................................................................................... 21

Тема 8. Примерная тематика исследовательских проектов для учащихся учреждений общего и начального и среднего профессионального образования................................................................ 24

Тема 9. Программа проектной деятельности для учащихся................................................................. 26

Тема 10. Методическое обеспечение проектных разработок............................................................... 40

Список рекомендованной литературы...................................................................................................................... 52



Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения

«…великая проблема подобна драгоценному

Камню, - тысячи проходят мимо, пока,

Наконец, один не поднимет его».

Ф.Ницше

Конец ХХ и начало ХХI века ознаменованы переходом развитых стран от индустриального общества к информационному. Это выражается в интенсивном совершенствовании технических средств обучения, средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий. Информатизация в полной мере охватила образование, науку, культуру, здравоохранение и другие социальные сферы.
В настоящее время предъявляются значительные требования к системе образования на всех ее уровнях. Построение в РФ информационного общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых задач, среди которых одной из важнейших является проблема формирования творческого, исследовательского потенциала личности. Российская система образования, еще со времен Петра I, традиционно славилась установками на запоминание и воспроизведение больших объемов информации различного профиля. Однако ХХI век требует изменения образовательной парадигмы в сторону формирования у учащихся не просто набора энциклопедических знаний, а еще и набора компетенций, т.е. умения работать с незнакомой информацией, с нестандартными задачами, сочетать логику с интуицией.

Динамизм современного мира обуславливает сокращение границ применения деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и освоенные технологии, и расширяет применимость инновационной активности. Основным назначением приобщения учащихся общего образования и начального и среднего звена профессионального образования к научно-исследовательской и проектной деятельности является наиболее раннее формирование человека с мышлением нового типа. Традиционно считается, что научно-исследовательская деятельность - это удел ВУЗа, но формирование типов и стилей мышления происходит значительно раньше. Умение видеть новое, представлять и рассматривать возможные альтернативы - важная грань процесса познания. Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не просто пользователь достижений научно-технической революции, а ее непосредственный участник и движитель.

Таким образом, формирование творческого исследовательского потенциала личности необходимо сегодня каждому человеку, а не только специалисту с высшим образованием, и формировать подобный стиль мышления необходимо как можно раньше, пока не начали еще возникать психологические барьеры репродукции. Моделирование научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, апробирование и внедрение этих моделей должно способствовать не только изменению стиля общего и профессионального образования, но и сближению теории и практики, что особенно важно в процессе становления человека новой формации и компетентного специалиста.

Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров. Проектное направление работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учеников с групповыми занятиями.

Схема 1.

Проектная методика обучения

Проектное обучение

Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru

В некоторых американских университетах с целью развития творческих навыков проводят конкурсы на нахождение иных, отличных от обыденных способов решения житейских проблем. В рамках этого мероприятия в одном из университетов был сконструирован прибор, который за 70 операций опускает компакт-диск в сидером. Это безусловно нестандартный подход, однако метод проектов подразумевает нахождение оптимального, т.е возможно необычного, но рационального и простого решения проблемы. Именно за оптимизацию решения отвечает последний компонент деятельностной подсистемы – компонент оптимизации выбора. Он позволяет судить о способности учащегося принимать решения и оптимизировать задачи. Таким образом, деятельностная подсистема решает задачу практического обучения по методу проектов на основе осознания полученных навыков.Представленная система является нелинейной, так как наличествующие в ней информационные связи имеют как прямой, так и обратный характер. Подсистемы осуществляют постоянный обмен информацией.

Тема 6. Логико-содержательная модель проектного обучения учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального образования

Проведенный нами анализ теории и практики обучения проектной методике стал предпосылкой создания принципиально новой модели этого процесса. Прежде всего, это диктуется новым социальным заказом: «стремлением сделать образование не только средством получения профессии, но и обретения смысла жизни, ощущения ее полноты и удовлетворенности ее»[Чудновский В.Э., 2004].

Моделирование, наряду с системным анализом и синтезом, является одним из ведущих методов научного исследования. Начальный этап научного исследования предполагает разработку модели – построение материальной или мысленной системы, которая функционирует аналогично исследуемому процессу и позволяет изучить его свойства в системе.Одним из видов мысленной модели является образно-процессуальная модель, представляющая собой совокупность представлений о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности, а также о целях и способах реализации этой деятельности.

Рассмотрев психолого-педагогические, теоретические и социальные предпосылки, а также исходя из задач проектной методики и научной гипотезы исследования, мы разработали модель проектного обучения учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального обучения. При разработке модели мы опирались на основы теории педагогических систем, сформулированные В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королевым, Н.В. Кузьминой, В.П. Симоновым и др.

Модель проектного обучения учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального обучения понимается нами как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический, обеспечивающих психолого-педагогическую готовность к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. (См. схему 3).

Целевой компонент модели ориентирован на активизацию и интенсификацию процесса обучения, формирование исследовательского поведения. Целевой компонент включает комплекс задач, решение которых подразумевает, что:

· Учащиеся составят целостное представление о проектировании исследовательских задач;

· У учащихся произойдет формирование основ исследовательского интереса;

· Сформируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

Содержательный компонент, который включает необходимые знания, умения и навыки, дает установку на реализацию намеченной цели. Содержательный компонент объединяет в себе принципы, функции и содержание. Обучение по методу проектов опирается на принципы системности, преемственности и деятельности. Системность подразумевает логическую связь всех элементов процесса формирования. Преемственность характеризует диалектический характер обучения, каждый содержательный этап открывает возможность для постижения нового. Последний принцип показывает на характер формирования исследовательского интереса – в процессе деятельности.

Функциями проектного обучения являются социализация и адаптация в различных сферах, формирование исследовательского поведения и способность синтезировать информацию, полученную из различных источников. Содержание отображает структуру заранее спроектированной познавательной деятельности:

· Выявление сущности и назначения самостоятельной исследовательской деятельности.

· Выявление глобальных проблем современности и проектирование возможных путей их решения.

· Выстраивание собственного стиля исследовательского поведения.

Содержательный компонент решает следующие задачи:

· Разрабатывает ряд умений, в том числе : наблюдать, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, определять, дифференцировать и классифицировать понятия, структурировать материал, работать с авторскими и собственными текстами, проводить различные эксперименты, делать выводы из увиденного, объяснять и отстаивать свои идеи;

· Развивает способность увидеть необычное в обыденном, находить реальные проблемы, требующие исследовательского решения;

· Способствует сохранению высокой познавательной мотивации учащихся;

· Развивает самостоятельный творческий подход к обучению и к решению в дальнейшем жизненных и научных задач;

· Поощряет и развивает критическое мышление, сохраняя при этом терпимое отношение к ошибкам и инакомыслию;

· Развивает навыки составления исследовательских отчетов;

Процессуальный компонент модели определяет выбор форм и методов воздействия на учащегося, а также условия реализации успешного обучения по методу проектов.

В качестве оптимальной системы методов мы избрали: 1) объяснительно-иллюстративный (вводные беседы) – для формирования представления о проектном методе; 2) методы совместной деятельности (мозговая атака, учебные дискуссии, наблюдения, опросы, и моделирование ситуаций), позволяющие учащимся самостоятельно, или под контролем преподавателя решать ситуативные задачи и получать комплекс необходимых исследовательских умений; 3) методы проблемного обучения (деловые игры, проблемные задания и коммуникативные тренинги), моделирующие реальные, понятные учащимся проблемные ситуации, возникающие в различных сферах нашей жизни; 4) репродуктивный метод (тестирование, итоговые обсуждения, конференции, презентации.) – для контроля за процессом обучения по методу проектов.

Условия реализации успешного обучения по методу проектов представлены тремя компонентами: содержательно-регулятивными, нормативно-организационными и психолого-педагогическими, логически отображающими структуру проектного обучения (См. схему 1). Так как составляющая условий реализации успешного обучения по методу проектов позволяет проследить связь теоретико-методологических положений с практическими аспектами, ее целесообразно представить отдельной схемой (См. схему 2). Для обеспечения формирования информационной подсистемы проектного обучения необходимо соблюдение содержательно-регулятивных условий, подразумевающих овладение комплексом знаний, включающим: 1) историю вопроса, дающую представление об историческом развитии метода проектов и позволяющую осознать смысл и назначение метода сегодня, в конкретной профессиональной сфере;

2) Следующая составляющая позволяет получить конкретные представления о глобальных проблемах современности и житейских проблемах, возникающих в нестандартных жизненных ситуациях; 3) Последняя составляющая отвечает за теоретическую подготовку исследователя в области методологии, методов и методик проведения конкретного научного исследования.

Для обеспечения формирования деятельностной подсистемы требуется соблюдение нормативно-организационных условий, объединяющих широкий спектр составляющих, необходимых для формирования умений и навыков исследовательского поведения, включающих: 1)наличие материальной базы исследования; 2) грамотную организацию исследовательской деятельности по методу проектов;

Для обеспечения психологической подсистемы необходимо соблюдение психолого-педагогических условий, отвечающих за 1) наличие исследовательского интереса, деятельностное отношение к миру, желание задавать вопросы и умение выявлять проблемы; 2) развитие различных типов мышления (ковергентного и дивергентного); 3) развитие волевой сферы, достаточное для принятия самостоятельных, иногда необычных решений.

Схема 2.

Проектная методика обучения

Условия успешного обучения по методу проектов Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru

Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru

Контрольно-диагностический компонентхарактеризует результат процесса обучения по методу проектов. За критерий результативности принимается психолого-педагогическая готовность учащихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. Структура психолого-педагогической готовности учащихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности может быть представлена в виде показателей, имеющих количественное выражение, а также различных уровней постижения культуры общения, подразумевающие комплексную диагностику. В качестве показателей нами предложены:

· Наличие исследовательского интереса.

· Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода.

· Способность проектировать исследовательскую программу.

· Умения и навыки применения исследовательских методов.

· Оценка результатов и выбор оптимального решения.

Контрольно-диагностический компонент позволяет осуществлять как комплексный, так и поэлементный контроль за процессом готовности учащихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности.

Представленную модель следует рассматривать в единстве всех ее элементов. Реализация на практике экспериментальной логико-содержательной модели приводит к достаточно глубоким и устойчивым изменениям в структуре личности учащегося, в связи с чем управление, коррекция и диагностирование должны осуществляться систематически в течение всего учебного проекта.

Уровни готовности к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности: высокий, средний и низкий. Низкий уровень готовности подразумевает, что учащийся способен принимать участие в отдельных стадиях проектной работы, в групповой деятельности, или выполняя конкретные функции по указанию руководителя работ.

Средний уровень готовности – отвечает за способность учащегося самостоятельно проектировать решения заданной руководителем или группой проблемы и воплощать их в жизнь, в процессе групповой деятельности или под руководством.

Высокий уровень -это самостоятельное вычленение реальных проблем, требующих решения, построение гипотез, проектирование исследования, активное использование исследовательских методов и способность критически оценивать результаты работы, находя оптимальные решения.

Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru

Тема 7. Ориентировочные направления для проектных и научно-исследовательских работ в образовательных учреждениях

Творческий характер метода проектов не позволяет дать исчерпывающую тематику учебных проектов. Сам характер метода говорит о постоянном движении и развитии тем и проблематики обучения. Важно, что изучаемая проблема должна быть реальной, понятной, но в то же время не подразумевающей простого, однозначного решения. Цель проектного метода обучения в формировании творческих способностей, развитии неординарного взгляда на мир, поэтому темой учебного проекта может стать, в первую очередь, любая глобальная проблема и практически любая реальная проблема обыденной жизни. Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения - student2.ru Нами предлагаются следующие направления для разработки исследовательских проектов:

· Социальные проблемы. Цель социального проекта - воспитание нравственности, гражданственности, социальной толерантности, стремление нести добро в окружающий мир, любовь к истории собственного народа, своей семьи, в сочетании с уважением к представителям других национальностей. Социальные проекты наиболее многогранны, чтобы лучше понять их направленность, мы обозначили примерную тематику социального проекта в следующем разделе.

· Проблемы психологии. Психология касается каждого из нас. Она задает вопрос: «Как мы можем более объективно взглянуть на свою жизнь, мысли и поступки?» Задача психологических проектов - показать учащимся, что ответ на этот вопрос можно получить в процессе вдумчивого размышления, наблюдения и исследования. Каждый человек – это вселенная, скопление миров. Возможно, наш мозг – самое сложное из существующих устройств, именно благодаря ему мы можем заниматься искусством, наукой, любить, ненавидеть, проявлять милосердие. Наши мысли, эмоции, действия – являются темами для исследовательских разработок в области психологии. Сократ сказал: «Познай себя», и хотя многие загадки вселенной лежат на глубине океана, находятся далеко в космосе, последний рубеж все же лежит намного ближе.

· Проблемы педагогики. Педагогика является с одной стороны областью научного знания, а с другой – основой трансляции знаний всех остальных наук – «всеобщее искусство учить всех всему». Соответственно проблемы педагогики, обучения, воспитания также касаются каждого из нас. Любой человек, вступающий в общение с другими людьми или группами людей, – уже педагог. Педагогика есть везде, где есть общение. Однако, основная цель педагогических проектов, на наш взгляд, - это мониторинг в сфере образования и воспитания. В то же время важно помнить, что многие темы социальных, психологических и других проектов неразрывно связаны с педагогикой.

· Экологические проблемы. Глобальная цель всех экологических проектов - показать учащимся, что возможная экологическая катастрофа не что-то отдаленное, а вполне реальная опасность. Многие опасности, с которыми столкнулось человечество в настоящее время, наступают очень медленно. Сюда входят накопление ядерного боезапаса, ухудшение состояния окружающей среды, глобальная вырубка лесов, глобальное потепление, озоновые дыры и прогрессирующий рост населения земли. Психологи называют многоступенчатые опасности, с которыми мы сталкиваемся, «синдромом вареной лягушки». Лягушки, помещенные в кастрюлю с медленно нагревающейся водой, не способны почувствовать постепенное повышение температуры. Они остаются спокойными до самой смерти. Подобно обреченным лягушкам, большинство людей не могут распознать плавно текущие, но смертоносные изменения. Цель экологических проектов – показать, что необходимы усилия большинства людей, чтобы повернуть вспять начавшиеся изменения, которые на современном этапе многие игнорируют.

· Проблемы химии. Учебные проекты в области химии призваны, прежде всего, показать, что химия – это не только учебная дисциплина, подобная второму языку – требует не только понимания, но и запоминания, а иногда и зубрежки, а органичная часть жизни любого человека, помогающая понять структуру мирозданья и разобраться в окружающей действительности. Химические технологии сегодня прочно вошли практически во все сферы нашей жизни, во многом облегчая ее, но одновременно и порождая многие проблемы, частично пересекающиеся с биолого-экологическими.

· Проблемы физики. Проектная деятельность в области физики имеет основной задачей показать учащимся систему межпредметных связей и помочь им увидеть, что физика – это не только язык формул, но и целая система, позволяющая описать многие необычные явления обыденной жизни.

· Проблемы биологии. В современной научной литературе проблемы биологии часто отождествляют с проблемами экологии, однако, это не так. Языком биологии сегодня говорят многие как гуманитарные, так и технические и технологические науки (химия, психология, педагогика, медицина, физиология и т.д.). Проекты в области данной науки призваны показать этот полиморфный характер биологических знаний.

· Проблемы математики. Язык математики – это международный язык технических и естественных наук. Постепенно математика проникает и в гуманитарное знание. Задача проектно-исследовательской деятельности в области математики – это обозначение межпредметных связей и развитие исследовательского интереса в данной области.

Несмотря на то, что предложена самая широкая тематическая ориентация, следует учитывать особенности различных возрастных групп учащихся и большую или меньшую степень их профессиональной ориентации.

Большое значение для понимания метода проектов имеет модель проектной деятельности учащегося.

Тема 8. Примерная тематика исследовательских проектов для учащихся учреждений общего и начального и среднего профессионального образования

Начальное и среднее звено общеобразовательной школы

1. «История моего имени и фамилии»

2. «Герб, флаг, гимн России».

3. «Вот она, какая моя Родина большая».

4. «Я - Россиянин».

5. «История моей улицы».

6. «Мои семейные реликвии».

7. « Славные сыны нашего Отечества».

8. «История моего города Москвы».

9. «Моя родословная».

10. «Обычаи и традиции русского народа».

11. «Правила поведения учащихся».

12. «Обычаи и традиции народов России».

13. «Дисциплина и ответственность».

14. «Красота русской природы».

15. «Что значит любить Родину?»

16. «Духовное наследие России».

17. «Мой родной край – Московская область».

18. «Наши права и обязанности».

Старшее звено средней школы

1. «Защищать Родину - это почетный долг».

2. «Отец, Отчизна, Отечество».

3. «Литературное наследие России».

4. «Праздники русского народа».

5. «Национальные праздники народов России».

6. «Что значит быть ответственным?»

7. «Религиозные праздники народов России».

8. «Искусство России и народные промыслы Золотого кольца».

9. «Великая Отечественная война: знаю, помню, горжусь».

10. «Отстаивая свои права, не забывай о правах других».

11. «Гражданин ли я России?»

12. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».

13. «Русские за границей».

Начальное и среднее профессиональное образование

1. «Обязанность, долг, присяга».

2. «Я патриот своей Родины?»

3. «Наши предки на защите Отечества».

4. «Семейные праздники и традиции».

5. «Можно ли меня назвать гражданином России?»

6. «Достижения русских ученых и изобретателей».

7. «Мои замечательные земляки».

8. «Памятные места и достопримечательности моего города».

9. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»

10. «За что я люблю Россию?»

11. «Народ и я - единая семья».

12. «Чем я могу помочь тем, кто в моей помощи нуждается?»

Общие черты

Оригинальность

Беглость речи

Относительно высокий интеллект

Хорошее воображение

Мыслительные способности

Применяет метафоры в мышлении

Принимает гибкие решения

Использует широкие категории

Делает независимые суждения

Использует психические образы

Легко справляется с чем-то новым

Рассуждает логически

Может сломать психологические барьеры

Находит порядок в хаосе

Стиль мышления

Подвергает сомнению предположения, спрашивает «почему?»

Ищет пробелы в знании

На основе существующего знания придумывает но­вые идеи

Предпочитает невербальную коммуникацию

Получает удовольствие от мысленных образов

Находит красоту в «хороших» проблемах и изящ­ных решениях

Пользуется случаем

Личностные характеристики

Склонен к интеллектуальному риску

Настойчиво разрешает задачи

Любопытен и открыт для нового опыта

Очень интересуется работой

Чувствует дискомфорт правил и ограничений

Стремится к компетентности и новым сложным проблемам

Толерантен к неопределенности

Широкий спектр интересов

Игриво относится к идеям

Ценит творчество и оригинальность

Обладает хорошей интуицией (Д.Кун, 2002)

Химический проект

Поставлена задача: исследовать и разработать методику химического нанесения платинового покрытия на различные поверхности. С одной стороны, процесс работы будет полезен для обучения креативности, а с другой стороны, результаты работы могут получить практическое применение в производстве.

Данная задача - небольшое по объему химическое исследование, поэтому для ее решения целесообразно привлечь группу учащихся первого курса учреждения среднего профессионального образования химико-технологического профиля и одного учащегося старшего курса для координации их действий. Весь ход работы находится под контролем научного руководителя-преподавателя.

Этапы выполнения работы:

1) Первоначальное совместное теоретическое обсуждение проблемы, определение методов ее решения. Руководитель кратко рассказывает младшим студентам о состоянии проблемы на тот момент времени, разъясняет планируемые усовершенствования исследуемой методики.

2) По указанию руководителя все студенты проводят обзор литературы в библиотеках и в Интернете, для того, чтобы найти сходные научные работы.

3) Экспериментальная часть исследования:

а) Получение серии промежуточных веществ и растворов. Основную работу выполняют младшие студенты (под руководством старшего), сами подбирают посуду и оборудование для работы, учатся их использовать, и сами проводят эксперименты.

б) Экспериментальное исследование состава и структуры полученных веществ. Данный этап связан с применением сложных методов анализа, поэтому его выполняет старший студент, обучая младших.

в) Переработка полученных веществ в образцы покрытий. Этап выполняется аналогично первому.

г) Окончательное исследование структуры получаемых покрытий отчасти выполняет старший студент с помощью младших. Для исследований, требующих специального оборудования, студенты отвозят образцы к специалистам и присутствуют при исследовании.

4) Студенты и руководитель совместно анализируют и сопоставляют результаты анализов, определяют наилучшие образцы и делают предположения о причинах различий результатов.

5) При необходимости, проводится повторное сокращенное экспериментальное исследование, для того, чтобы усовершенствовать методику синтеза и нанесения, по той же схеме.

6) Студенты совместно оформляют результаты в виде устного или стендового доклада на небольшой студенческой конференции, консультируясь с руководителем.

7) Руководитель ставит задачу нанесения покрытия на пористые поверхности, студенты, по возможности, предлагают способы совершенствования методики.

Педагогический проект. Проблема: Некоторые дети проводят много времени перед телевизором. Это вредно. Как быть?

Результат: практическое решение данной проблемы

Деятельность: групповая (от 10 человек); социальный статус участвующих в решении проблемы: студенты учреждений профессионального обучения педагогического и социального профиля.

Решение задачи проводится методом «мозгового штурма»

Последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение выдвинутых гипотез;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- выводы, выбор наилучшего решения;

Возможное решение: купить велотренажер, приладить к нему динамо-машину, отключить телевизор от сети и подключить к динамо-машине. Хочешь смотреть - крути!

Социальный проект. Проблема: Предложите бескровные способы подавления социальных конфликтов и освобождения заложников.

Результат: теоретическая проработка и практическое решение данной проблемы

Деятельность: групповая (от 10 человек); социальный статус участвующих в решении проблемы: учащиеся средних специальных учебных заведений органов МВД и МО.

Решение задачи проводится методом «мозгового штурма»

Последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение выдвинутых гипотез;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- выводы, выбор наилучшего решения;

Возможные решения :

1) Клейкие вещества, приклеивающие всё - танк, человека, дверь..;

2) Пена, быстро затвердевающая на воздухе, позволяющая поставить стену необходимой ширины и высоты и лишающая людей возможности двигаться;

3) Сверхскользкие вещества;

4) Зловонные бомбы;

5) Газы, вызывающие тошноту или слезы - нельзя стрелять;

6) Сильное электромагнитное поле, заглушающее радиосвязь и вызывающее непреодолимую сонливость...

Эколого-химико-экономический проект. Проблема: "Создание не пачкающейся и защищающей от неблагоприятного воздействия окружающей среды ткани".

Деятельность: групповая (от 20 человек); социальный статус участвующих в решении проблемы: учащиеся учреждений профессионального обучения химического направления или легкой промышленности.

Основные этапы деятельности: а) обработка накопленных литературных данных в данной области; б) разработка методик исследований; в) постановка эксперимента; г) обработка результатов; д) представление результатов.

Использующиеся исследовательские методы: а) выдвижение гипотез и их решение; б) обсуждение методов исследования; в) обсуждение способов оформления конечных результатов; г) сбор и систематизация полученных данных; д) подведение итогов, оформление результатов и их презентация е) выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Возможное решение. Создание ткани с использованием нанотехнологий. Разработка электростатически заряженных наночастиц, которые окружают волокна хлопка, создавая, таким образом, защитный слой. Такие свойства имеют наночастицы серебра и палладия.

Недостаток полученного результата - стоимость полученного продукта: квадратный метр ткани стоит более 10 000$.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Министерство образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования

МОСКВА 2007

Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования

Учебное пособие

д.п.н., проф. Крившенко Лиина Полиракповна

к.п.н, проф. Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

к.п.н., доц. Юркина Лера Валерьевна

Рецензенты:

Д.п.н., проф. Меняев А.Ф.

Д.п.н., проф. Лямзин М.А.

Аннотация

Учебное пособие посвящено теории и практике активного проблемного обучения в учреждениях среднего общего, начального и среднего профессионального обучения. Раскрыты основные особенности проектирования исследовательской работы учащихся. Разработаны требования к применению проектного обучения, а также логико-содержательная модель проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Пособие содержит обширный практический материал по организации проектного обучения в учебных заведениях различного профиля. Может быть полезно учителям, воспитателям, педагогам, социальным работникам и родителям.

© МГОУ

Содержание

Тема 1. Основные представления о проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения................................................................................................................................................................................................... 4

Тема 2. История метода проектов....................................................................................................................................... 7

Тема 3. Возможности метода проектов сегодня.................................................................................................. 8

Тема 4. Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов.............. 9

Тема

Наши рекомендации