Цели, задачи и структура научно-исследовательской практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ»

(для студентов очного отделения)

Ростов –на – Дону

Методические указания по научно-исследовательской практике подготовлены кандидатом психологических наук, доцентом кафедры философии ДГТУ Короченцевой А.В., и кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры философии, ДГТУ Ежак Е.В.

Организация и руководство научно-исследовательской практикой

Поскольку научно-исследовательская практика предполагает проведение пилотажного исследования по выбранной теме, отвечающей научным интересам студента психолога, исследование может проводиться как в выбранном по желанию учреждении на его работниках.

Данный вид практики включает проведение организационной работы с персоналом в качестве помощников руководителей, выполнение исследовательской работы направленной на улучшение работы сотрудников предприятия. Научно-исследовательская практика также предусматривает проведение студентами консультаций, практических занятий и тренингов.

Содержание научно-исследовательской практики

В рамках научно-исследовательской деятельности студент может провести исследование, сообразующееся с темой дипломной работы и согласованное с руководителем. Наиболее интересные исследования могут быть представлены на итоговой конференции по практике и рекомендованы к печати.

Для профессионального выполнения этой работы студент должен выполнить ряд заданий по определенному образцу, согласованному с руководителями.

План заданий можно разделить на следующие блоки:

Выбор эмпирического объекта исследования (составление выборки испытуемых)

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки.

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.

Подведение итогов практики

В конце практики в сроки, обозначенные приказом по университету, проводится итоговая конференция студентов, на которой предоставляются и рассматриваются отчеты о научно-исследовательской практике.

Зачеты проводятся руководителем практики от университета, по результатам которых выставляется соответствующая оценка.

Оценка результатов практики производится по пятибалльной
системе и учитывается при переводе на последующие курсы и назначении
стипендий, наряду с оценками по учебным дисциплинам.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины, получившие неудовлетворительную оценку, не предоставившие отчет в установленные сроки, представляются к отчислению из университета как не выполнившие образовательную программу в установленные сроки.

Список рекомендуемой литературы

1. Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент IQ : [пер. с англ.] / Г. Й. Айзенк. - 2-е изд. - СПб. : Северо-Запад, 2005 ; Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 223 с. : ил. - ISBN 5-93835-016-6 : 36-00.

2. Анастази А. Психологическое тестирование = Psycological testing / А. Анастази, С. Урбина ; общ. науч. ред. А.А. Алексеева. - 7-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002. - 688 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-272-00106-0. - ISBN 0-02-303085-2 (англ.) : 115-00.

3. Баррет Дж. Проверь себя : тесты: [пер. с англ. яз.] / Баррет, Дж. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 247 с. : ил. - (Практическая психология). - ISBN 978-5-469-00433-2 : 146/07.

4. Большая энциклопедия психологических тестов / [авт.-сост. А. Карелин]. - М. : ЭКСМО, 2005. - 415 с. : ил. - ISBN 5-699-13698-3 : 233-00.

5. Бочарова Г.В. Психология. Тесты : учеб. пособие / Г. В. Бочарова, М. Г. Степанова ; Моск. психолого-социальный ин-т. - М. : Флинта: Изд-во МПСИ, 2006. - 158 с. - ISBN 5-89349-889-5 : 101-00.

6. Брайон М. Тесты для профессионального отбора / М. Брайон, С. Модха. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 142 с. - (Практическая психология). - ISBN 5-469-00184-9 : 63-00.

7. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2002. - 519 с. : ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-88782-336-4 : 95-00.

8. Ганзен В.А., Багин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство. - СПб., 1991.

9. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976.

10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента : учеб. пособ. для студ. вузов: пер. с англ. / Р. Готтсданкер. - М. : ACADEMIA, 2005. - 366 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2005-1 : 229-90.

11. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование.- СПб.: Питер, 2004.

12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2008. - 318 с. - (Учебник для вузов). - Доп. МО РФ. - ISBN 978-5-8046-0176-9 : 220-00.

13. Дружинин В.И. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993.

14. Еникеев М.И. Психологическая диагностика : Стандартизир. тесты / М. И. Еникеев. - М. : ПРИОР, 2002. - 283 с. : ил. - ISBN 5-7990-0754-9 : 94-00.

15. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития. //История становления и развития экспериментальной психологии. - М., 1990

16. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студентов высших учебных

заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.

17. Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках: современные методы : учеб. пособие: пер. с англ. / Д. Крамер. - М. : ACADEMIA, 2007. - 288 с. - Рек. УМО. - ISBN 978-5-7695-2878-1 : 269-50.

18. Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов : учебник: пер. с англ. / Л. Крокер, Алгина, Дж. - М. : Логос, 2010. - 667 с. - ISBN 978-5-98704-437-5 : 607-20.

19. Крылов А. А., Юрьев А. И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по общей, экспериментальной психологии

20. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., 1994.

21. Кушков Л. В. Психологическое исследование. - СПб.: Речь, 2001

22. Митина, О.В. Математические методы в психологии : практикум: учеб. пособие для вузов / О. В. Митина. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 237 с. : ил. - Рек. Советом по психологии УМО. - ISBN 978-5-7567-0485-3 : 283-80.

23. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005.

24. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

25. Популярные психологические тесты / сост. Е.А. Андреева. - М. : Мир книги, 2006. - 318 с. - ISBN 5-486-00597-0 : 103-00.

26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.

27. Практическая психодиагностика : методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах М, 2005. - 668 с. - ISBN 5-89570-005-5 : 175-00.

28. Психодиагностика персонала : методики и тексты. Т.1 / ред. сост. Д.Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2007. - 435 с. - (Менеджмент). - ISBN 978-5-94648-053-6 : 650-00.

29. Психодиагностика персонала : методики и тексты. Т.2 / ред. сост. Д.Я. Райгородская. - Самара : БАХРАХ-М, 2007. - 559 с. - (Менеджмент). - ISBN 978-5-94648-054-3 : 650-00.

30. Психологические тесты : [энцикл.] / [сост. С. Касьянов]. - М. : ЭКСМО, 2005. - 607 с. : ил. - (Полная карманная энциклопедия). - ISBN 5-699-03239-8 : 114-00.

31. Рассел, К. Протестируйте свой IQ : пер. с англ. / К. Рассел, Ф. Картер. - М. : ЭКСМО, 2006. - 157 с. : ил. - ISBN 5-699-17090-1 : 34-28.

32. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ»

(для студентов очного отделения)

Ростов –на – Дону

Методические указания по научно-исследовательской практике подготовлены кандидатом психологических наук, доцентом кафедры философии ДГТУ Короченцевой А.В., и кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры философии, ДГТУ Ежак Е.В.

Цели, задачи и структура научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика - один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в высшем учебном заведении. Любой Вуз готовит студентов к практической работе. Но успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с на­учных позиций. Сегодня это положение актуально как никогда. Ведь любая работа психолога представляет собой научное исследование, в ней никогда нет единых правил и догм, но всегда есть момент творческого осмысления психи­ческого с помощью общепринятых нормативов.

Это обстоятельство повышает значение самостоятельных, исследова­тельских форм в обучении психологов. Их выполнение предполагает умение не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их про­изводить. Такое умение составляет содержание методологической компетент­ности психолога как профессионала. Методологическая компетентность предполагает знание психологом-практиком определенных правил научного познания, умение применять их в процессе решения профессиональных задач. В творче­ском взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будуще­го специалиста, развивается умение решать актуальные проблемы, самостоя­тельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания. В результате ее выполнения студент должен показать го­товность вести исследовательскую деятельность. Для этого ему необходимо научиться пользоваться библиографическими указателями по психологии и смежным наукам; изучить определенный минимум литературы по теме и за­фиксировать ее; изложить состояние изучаемой проблемы в современной лите­ратуре; выполнить, фрагмент на­учно-исследовательской работы, проанализировать ее и сделать выводы.

Используя предлагаемый в пособии материал, студенты могут приоб­рести умения, необходимые им для решения практических исследовательских задач, научиться видеть проблему, выдвигать гипотезу, проводить эмпирическое исследование.

К основным целям научно-исследовательской практики относится:

- расширение и углубление психологических знаний студентов в рамках утвержденной специализации;

- ознакомление студентов с характером, структурой научно-исследовательской деятельности психолога;

- совершенствование умений применять теоретические знания для решения практических задач;

- приобретение навыков практической деятельности психолога на предприятии

приобретение профессиональных навыков.

Данный вид практики является частью учебного процесса, и позволяет не только развивать навыки необходимые для практической деятельности психолога, но и получить знания необходимые для ученого – исследователя. Научно-исследовательская практика предполагает проведение пилотажного исследования по выбранной теме, отвечающей научным интересам студента психолога.

В ходе прохождения научно-исследовательской практики перед студентами ставятся следующие задачи:

1. Обоснование актуальности исследования в научной и практической областях знания (его необычность, новизна, самобытность);

2. Формулировка цели исследования которая предполагает изучение закономерностей, механизмов, причинно-следственных связей лежащих в рамках предмета исследования, и раскрывается и конкретизируется в задачах исследования;

3. Определение объект исследования, который представляет собой совокупность психических явлений, на которые направлено внимание студента;

4. Формулировка предмета исследования, то есть, той части объекта, которая представляет для студента непосредственный интерес;

5. Выдвижение гипотезы исследования, которая представляет собой предположение о наличии или отсутствии взаимосвязи между изучаемыми явлениями, и представляет собой возможный результат эмпирического исследования;

6. Определение задач исследования, которые раскрывают и конкретизируют пути решения проблемы в рамках поставленной цели;

7. Описание выборки или эмпирического объекта исследования (количество человек, пол, возраст, образование и т.д.);

8. Обоснование и выбор методик исследования (описание методик и обоснование их использования в эмпирическом исследовании);

9. Если исследование проводится в несколько этапов, то описание процедуры исследования.

10. Обработка полученных данных с помощью методов математической статистики таких как T-критерий Стьюдента, Z-критерий Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена или Пирсона. Освоение компьютерной программы для математической обработки данных - «SPSS for Windows», широко используемой в различных социальных науках.

11. Качественный и количественный анализ полученных данных, обобщение основных результатов исследования в виде выводов.

Наши рекомендации