Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

a. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

b. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

c. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

d. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

e. Живу и существую отдельно от нее (1).

f. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

a. Да, очень хотел бы перейти (1).

b. Скорее перешел бы, чем остался (2).

c. Не вижу никакой разницы (3).

d. Скорее всего остался бы в своей группе (4).

e. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

f. Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

a. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

b. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

c. Хуже, чем в большинстве классов (1).

d. Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

a. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

b. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

c. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

d. Не знаю. (1)

Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

a. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

b. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

c. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

d. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

• 15,1 баллов и выше – высокая;

• 11,6 – 15 балла – выше средней;

• 7- 11,5 – средняя;

• 4 – 6,9 – ниже средней;

• 4 и ниже – низкая.

Цель :определение уровня сплоченности между участниками

Время: 5-7 минут.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Рисование по инструкции

Инструкция

Участники садятся в круг, один выходит в центр. Ему предлагается карточка с изображением, приведенному на рисунке. Его задача инструктировать участников таким образом, чтобы они, не видя карточки, смогли бы воспроизвести ее изображение. Участники 1 раз могут задавать наводящие вопросы, 2 раз - нет Всего 2 карточки и 2 участника по очереди выходят в круг и объясняют то, что изображено на рисунке. Потом производится сравнение результатов. Выделяются, те, кто нарисовал наиболее схоже с рисунком. Далее идет обсуждение упражнения.

       
  Как бы вы оценили свою принадлежность к группе? - student2.ru   Как бы вы оценили свою принадлежность к группе? - student2.ru

Цель:дать участникам понять, насколько важна роль обратной связи в группе, развитие умений четко и однозначно излагать информацию, понимать, внимательно слушать идействовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Время: 10 минут.

2.2.Упражнение "Печатная машинка"

Инструкция: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Примеры фраз: «какое небо голубое», «я обязательно буду работать по профессии», «скоро практика, а программы так и нет»…

Цель упражнения: выработка навыков сплоченных действий.

Время: 10-15 минут.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

3.1 Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

3.2.Ширинг-круг

- Ребята, вспомните свое настроение «до» и «после» занятия?

- поделитесь своими впечатлениями от участия в упражнениях?

- какие упражнения привлекли ваше внимание?

На каких уроках в школе вы бы использовали эти упражнении ?

Или каким учителям-предметникам вы бы их порекомендовали?

Время:10 минут.

Занятие 2

Уровень совпадения эмоциональных привязанностей.

На этом уровне формируется эмоциональная сплоченность

В процессе становления группы или при одновременном вступлении в нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае речь идет о групповой сплоченности, т. е. процессе формирования в группе особого типа связей, которые позволяют превратить формальное объединение людей в действительную группу, функционирующую в соответствии с определенными целями и нормами и связанную устойчивыми эмоциональными отношениями.

Следует отметить, что близкие понятия «групповой сплоченности» и «совместимости», по сути дела, обозначают разные аспекты единого процесса. «Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью».

Разделить групповую сплоченность и совместимостьтак же, как «развести» эмоциональный и деятельностный аспекты, достаточно сложно. По-видимому, именно поэтому некоторые исследователи не отделяют групповую сплоченность от групповой совместимости. Так, в русле социометрического подхода межличностные отношения, имеющие эмоциональную основу, рассматриваются в качестве важнейшего компонента групповой сплоченности.

Ход работы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Разминка. Тактильные приветствия

Инструкция: Участникам предлагается встать по парам. Затем в каждой паре участники должны поприветствовать друг друга, обязательно прикасаясь к собеседнику. Задача пары состоит в том, чтобы придумать приветствие, которого еще не было ни в одной из других пар.

Цель упражнения:разогрев в начале тренинга, снятие напряжённости, коммуникативная разминка.

Время: 5-7 минут.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1 Упражнение «далекие-близкие»

Инструкция:

Действие 1.Один из участников становится лицом к стене, спиной ко всей группе ( необходимо большое пространство за спиной участника). Затем остальные члены группы становятся хаотично за спиной человека, основываясь на своей симпатии к нему ( чем сильнее эмоциональная привязанность- тем ближе к спине). Все участники должны запомнить свое место).

Действие2. Главный участник по-прежнему стоит лицом к стене. Остальные участники расходятся из своих мест в хаотичном порядке. Главный герой поворачивается . Теперь он расставляет всех так, как по его мнению, встали участники в действии1. Все запоминают свои места.

Действие 3. Участники занимают вновь позиции из действия 2. Теперь все видят, как воспринимают участники главного героя и как этот герой воспринимает остальных.

Таким образом главным героем должен побывать каждый участник

Цель упражнения: установить уровень эмоциональной привязанности между участниками группы

Время: 20-25 минут

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

3.1Упражнение - "Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").

Инструкция:Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет "три" дружно вскидывают руки вверх. Красиво и позитивно.

3.2 Ширинг-круг

- Ребята, вспомните свое настроение «до» и «после» занятия?

- поделитесь своими впечатлениями от участия в упражнениях?

- какие упражнения привлекли ваше внимание?

- с какими трудностями сегодня на занятии вы столкнулись?

Время: 10 минут.

Занятие 3

Ход работы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Упражнение «Встреча взглядами»

Инструкция: Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Цель упражнения: выработка навыков сплоченных действий.

Время: 5 минут.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1 Упражнение «Кто мне близок?»

Инструкция: Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение: вы должны будете образовать две подгруппы, которые могут включать в себя неодинаковое число участников. Встаньте сейчас с теми людьми, которые вам по той или иной причине близки. Что создает ощущение вашей общности, пусть каждый определит для себя сам. При этом важны два момента: во-первых, чтобы вы были честными по отношению к самим себе, и, во-вторых, чтобы вы выразили чувство близости, которое вы ощущаете именно в данный момент. Обращайте внимание на тех людей, которые присоединяются к вам. В зависимости от этого вы можете переходить из одной подгруппы в другую.

Вопросы для обсуждения:

— Объединяет ли членов каждой подгруппы что-то общее?

— Что отличает одну подгруппу от другой?

Цель упражнения: умение делиться на подгруппы

Время: 15-20 минут

2.2 Упражнение «Наклейки»

Инструкция: Я хотел бы предложить вам подумать над тем, в какой мере вы доверяете или не доверяете друг другу. Сейчас каждый получит от меня маленькую белую карточку, на которой он должен написать свое имя. После этого вы положите ее на пол перед собой. Затем каждый получит две наклейки: красную, которая означает доверие, и синюю, означающую недоверие. Ваше задание состоит в том, чтобы понять, кому из членов группы вы в наибольшей степени доверяете, а кому— не доверяете. Затем вы передадите соответствующие наклепки тем людям, которых вы выберете. Сначала прикиньте, сколько красных и сколько синих наклеек можете получить вы сами, и запишите эти числа на обороте вашей карточки. Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Сейчас я слегка толкну моего соседа справа. Он встанет и распределит свои наклейки. Вернувшись на свое место, он закроет глаза и слегка толкнет своего соседа справа, чтобы тот, в свою очередь, встал и распределил свои наклепки.

Вопросы для обсуждения:

— В какой мере ваш прогноз совпал с фактически полученным вами количеством наклеек?

Как вам думаете, от кого вы получили красные, а от кого — синие наклейки? Подтвердилось ли это предположение?

— Кто получил больше одной красной или больше одной синей наклейки? Как он к этому отнесся?

— Как реагировали участники, не получившие ни одной красной или ни одной синей наклейки?

— Какие выводы вы сделаете для себя из этого упражнения?

Цель упражнения: развитие потенциала доверия у членов группы друг к другу

Время: 20 минут

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1 Упражнение «Найди пару»

Инструкция: Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Цель упражнения: развить прогностические возможности и интуицию; сформировать у членов группы установки на взаимопонимание.

Время: 10-15 минут.


Занятие 4

Ход работы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Упражнение «Подарок»

Инструкция: Я хочу предоставить вам возможность выразить ваши дружеские чувства друг к другу. Вы можете сейчас выбрать кого-нибудь из членов группы, кому вы хотели бы сделать небольшой подарок. Не говорите заранее о том, кого вы выбрали. У вас есть 20 минут для того, чтоб придумать подарок. Это может быть что-то готовое или сделанное вашими руками. Важно только, чтобы вы сосредоточились, прежде всего, на человеке, которому вы хотите что-нибудь подарить. Теперь по очереди передайте друг другу свои подарки.

Вопросы для обсуждения:

— Как выглядел процесс вручения подарков?

— Кто не получил ни одного подарка? Как он на это отреагировал?

—Какими другими способами выражали члены группы свое расположение друг другу?

Цель упражнения: предоставление участникам группы поработать в направлении умения выражать свою симпатию к участникам коллектива.

Время: 10 минут

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1Упражнение «Путаница»

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три». После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов: 1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг). 2. Участники группы образуют два или больше независимых круга. 3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3—5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Вопросы для обсуждения:

- Что вам помогало справиться с поставленной задачей?

-Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?

- Что помешало быстрее справиться с поставленной задачей?

Цель упражнения: сплочение участников группы; формирование умения достигать общей цели

Время: 20 минут

2.1 Упражнение «Машина»

Инструкция: «Машина» строиться из членов группы. Необходимо построить любой действующий механизм, при чем все члены группы должны быть в нем задействованы. 10 минут дается на обсуждение задания, 10 минут на постройку модели машины, при этом все члены группы должны сохранять молчание. Затем идет представление моделей действующих механизмов.

Цель упражнения: сплочение участников группы; формирование умения достигать общей цели

Время: 20 минут

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1 Упражнение «Удовлетворенность работой группы»

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас показал, насколько он в данный момент удовлетворен работой группы. Сейчас я положу посередине комнаты книгу. После этого вы, не говоря ни слова, должны будете встать настолько близко к этой книге, насколько вы удовлетворены нашей работой. Тот, кто очень доволен работой, встает вплотную к книге, тот, кто очень недоволен, может встать, например, около стены. Все остальные могут занять любое место между этими двумя крайними позициями.

Позаботьтесь о том, чтобы во время выполнения этого задания никто не разговаривал. Когда каждый найдет себе место, попросите всех остаться на своих местах, посмотреть, где стоят другие, и затем коротко сказать, что они хотят выразить своим местоположением и как они относятся к позиции других.

3.2. Диагностика уровня сработанности членов коллектива. Опросник.

Участникам предлагается вновь пройти опросник, который был представлен в первом занятии. Затем можно проанализировать результаты и понять, была ли эффективна данная программа.

3.3 Ширинг – круг

— Если какой-то конкретный участник не удовлетворен работой группы, то хочет ли он при этом сам работать как-то иначе?

— Что мы все вместе хотим делать по-другому?

Цель упражнения: определение уровня удовлетворенности работой в группе

Время: 7 минут

Список источников для составления программы

1. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа. - 2002. - №3. - М.

2. Грецов А.Г./ Лучшие упражнения для сплочения команды/ учебно-методическое пособие.- СПб, СПбНИИ физической культуры, 2006г.

3. Занковский А.Н. / Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002.

4. Морозов А. В. Управленческая психология: Учебное пособие для студентов . – 2-е издание. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

5. В. Н. Парахина / Основы теории управления: учебное пособие / Под ред., Л. И. Ушвицкого. — М., 2004.

6. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие, 3-изд., перераб. и доп. . – М., 2006.

Для печати

Наши рекомендации