Дайте психологическое обоснование

Дайте психологическое обоснование

Ситуация 3. Исследователи отмечают, что если глухих детей начинать обучать речи после 3 лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие мыш­ления.

Проанализируйте развитие речи глухого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи? Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами пси­хики ребенка (психические процессы, свойства, состоя­ния).

Ситуация 4.Некоторые ученые утверждают, что неиспользован­ные возможности, заложенные в организме, довольно быстро уга­сают.

Выскажите свое отношение к этому суждению.

Приведите примеры, подтверждающие вашу точку

Зрения.

Ситуация 5.Нина и Таня учатся во втором классе. Нина хорошо решает задачи, если они расписаны по этапам. Она последователь­но рассуждает, но затрудняется разделить на этапы целую задачу, не может решить ее сразу. Таня, наоборот, хорошо решает задачи сразу, в целом виде, но затрудняется, если задача расчленена на части и необходимо рассуждать последовательно.

С чем связаны такие различия в освоении учебного материала?

Что необходимо делать, чтобы избежать подобных явлений?

Ситуация 6.Произвольная управляемая регуляция психической деятельности осуществляется работой головного мозга, в частно­сти, в лобных его отделах. Морфологическое и функциональное развитие этих отделов мозга продолжается в среднем до 20лет.

На какие вопросы произвольной, управляемой регуля­ции психической деятельности ребенка необходимо об­ратить внимание при подготовке его к обучению в школе?

Ситуация 7.Ее предложил французский психолог А. Пьерон. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Всематериальные и культурные ценности сохранились.

Что в этом случае стало бы с человечеством, с исто­рией человечества? Как будет проходить психическое развитие детей?

Ситуация 8. Есть задачи, которые ребенок не может решить с помощью образного мышления. Они требуют логического мышле­ния, использования понятий, и их нельзя представить в наглядной форме, а можно только обозначить словами. Это «задачи Жана Пиаже», когда ребенку требуется установить: изменится ли количе­ство жидкости, если из двух пробирок с одинаковым уровнем жид­кости перелить ее в пробирку, имеющую больший диаметр? Ребе­нок, как правило, скажет, что жидкости стало меньше. Ошибка ребенка объясняется тем, что он судит о количестве воды по высоте столба воды в пробирке. Дети не могут предста­вить себе количество воды отдельно от ее уровня. Жан Пиаже утверждал, что детям младше 7—8 лет недоступны полноценные действия с числом, что логически мыслить они науча­ются только к 11 —12 годам.

Можно ли опровергнуть утверждение Ж. Пиаже? С помощью чего можно это сделать?

Ситуация 9. Алеша Панов в 4 года хорошо играл на фортепья­но. Каждый малыш в 3—5 лет владеет языком так же свободно, как Алеша владеет языком музыки.

В силу жизненных обстоятельств, музыка с колыбели стала для Алеши естественным языком общения.

Каким образом Алеша добился такого результата? Какую роль играет «эталон» и наличие обратной свя­зи для развития речи?

Ситуация 10. Студентка педагогического училища выполняла курсовую работу на тему: «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста». Она отметила, что в старшей груп­пе было много детей, которые, собираясь на прогулку, забывали, в какой последовательности надевать вещи. Их родители (и вос­питатели тоже) считали, что эти дети или лентяи, или невнима­тельные. Взрослые обычно торопили детей, собиравшихся идти гулять. Студентка предложила следующее: она нарисовала каж­дую вещь и на большом плакате расположила картинки в опреде­ленной последовательности. Ситуация с одеванием детей резко изменилась в лучшую сторону.

Почему плакат с рисунками дал положительный эф­фект?

Ситуация 11. Выдающийся артист балета Н. Цискаридзе очень точно, остроумно и довольно зло комментирует чужие танцы. По­этому многие артисты только при упоминании его имени расстраи­ваются, у них портится настроение.

Кто из двух мам прав?

Ситуация 27.Мишу (5 лет) с раннего детства баловали бабуш­ки, дедушка. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел. Наблюдая со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика, что он любит? Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он? Миша был идеально послушен. Скажут «иди» -— идет, скажут «садись» — садится. А не скажут ничего — так и будет стоять столбом. Бабушек и дедушку это не тревожило. Наоборот, именно от «ку-кольности» мальчика они были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно. Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она обща­лась по воскресеньям. Бабушки решили освободить молодую жен­щину от излишних хлопот. «Хорошо бы давать Мише побольше самостоятельности, — пред­ложили соседи. — Например, он уже может гулять один во дворе, под окном, конечно».

— Что вы! — ужаснулась троица нянек. —- Но ему скоро в школу.

— Ну и. что? Его маму мы и в школу, и в институт водили за руку.

Приведите случаи из жизни, когда родители окружа­ют ребенка чрезмерной заботой.

Какие важные факторы психического развития ребен­ка в этом эпизоде не задействованы? Предположите возможные последствия подобного вос­питания ребенка. Ваши советы подобным родителям.

Ситуация 28.В семье растут двое детей: Нина и Таня, совер­шенно разные по характеру и способностям.

Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают разными по характеру и способ­ностям?

Ситуация 29.Во время занятий по развитию речи с детьми ше­сти лет воспитатель знакомил их со свойствами разных сортов бу­маги. Он предложил детям самим поэкспериментировать, опреде­лить свойства бумаги, смачивая, сминая ее и т.д.

Какие факторы психического развития детей были за­действованы воспитателем?

Почему так получается?

Ситуация 41.Исследования показывают, что чувства, которые сформированы в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая человеку особый стиль отноше­ний с ними.

Прав ли психолог?

Ситуация 53.Дима (5 лет) должен в игре выполнять роль «шо­фера».

Что здесь произошло?

Ситуация 55.Развитие человеческой индивидуальности без обид, ссор, ошибок и разочарований, как правило, не происходит.

Правы, ли эти родители?

Ситуация 57. Охарактеризуйте кризис новорожденного. Каким должно быть поведение взрослого в этот период?

Ситуация 58. Появившись на свет, ребенок оказывается не в лучшем для него окружающем мире. Он испытывает много новых ощущений, в которых трудно разобраться. Кризис новорожденного заключается в том, что он отделился от матери физически, но не отделился от нее биологически и психологически. Ребенку нужно взаимодействовать с близким че­ловеком — мамой. Но как?

Случаям.

Ситуация 75.Родители, имеющие детей-близнецов, стараются делать все, чтобы подчеркнуть их сходство и единство (одежда, игрушки, одинаковое поведение).

Дайте психологическое обоснование

Ситуация 3. Исследователи отмечают, что если глухих детей начинать обучать речи после 3 лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие мыш­ления.

Проанализируйте развитие речи глухого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи? Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами пси­хики ребенка (психические процессы, свойства, состоя­ния).

Ситуация 4.Некоторые ученые утверждают, что неиспользован­ные возможности, заложенные в организме, довольно быстро уга­сают.

Наши рекомендации