Дайте психологическое обоснование
Дайте психологическое обоснование
Ситуация 3. Исследователи отмечают, что если глухих детей начинать обучать речи после 3 лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие мышления.
Проанализируйте развитие речи глухого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи? Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психики ребенка (психические процессы, свойства, состояния).
Ситуация 4.Некоторые ученые утверждают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают.
Выскажите свое отношение к этому суждению.
Приведите примеры, подтверждающие вашу точку
Зрения.
Ситуация 5.Нина и Таня учатся во втором классе. Нина хорошо решает задачи, если они расписаны по этапам. Она последовательно рассуждает, но затрудняется разделить на этапы целую задачу, не может решить ее сразу. Таня, наоборот, хорошо решает задачи сразу, в целом виде, но затрудняется, если задача расчленена на части и необходимо рассуждать последовательно.
С чем связаны такие различия в освоении учебного материала?
Что необходимо делать, чтобы избежать подобных явлений?
Ситуация 6.Произвольная управляемая регуляция психической деятельности осуществляется работой головного мозга, в частности, в лобных его отделах. Морфологическое и функциональное развитие этих отделов мозга продолжается в среднем до 20лет.
На какие вопросы произвольной, управляемой регуляции психической деятельности ребенка необходимо обратить внимание при подготовке его к обучению в школе?
Ситуация 7.Ее предложил французский психолог А. Пьерон. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Всематериальные и культурные ценности сохранились.
Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет проходить психическое развитие детей?
Ситуация 8. Есть задачи, которые ребенок не может решить с помощью образного мышления. Они требуют логического мышления, использования понятий, и их нельзя представить в наглядной форме, а можно только обозначить словами. Это «задачи Жана Пиаже», когда ребенку требуется установить: изменится ли количество жидкости, если из двух пробирок с одинаковым уровнем жидкости перелить ее в пробирку, имеющую больший диаметр? Ребенок, как правило, скажет, что жидкости стало меньше. Ошибка ребенка объясняется тем, что он судит о количестве воды по высоте столба воды в пробирке. Дети не могут представить себе количество воды отдельно от ее уровня. Жан Пиаже утверждал, что детям младше 7—8 лет недоступны полноценные действия с числом, что логически мыслить они научаются только к 11 —12 годам.
Можно ли опровергнуть утверждение Ж. Пиаже? С помощью чего можно это сделать?
Ситуация 9. Алеша Панов в 4 года хорошо играл на фортепьяно. Каждый малыш в 3—5 лет владеет языком так же свободно, как Алеша владеет языком музыки.
В силу жизненных обстоятельств, музыка с колыбели стала для Алеши естественным языком общения.
Каким образом Алеша добился такого результата? Какую роль играет «эталон» и наличие обратной связи для развития речи?
Ситуация 10. Студентка педагогического училища выполняла курсовую работу на тему: «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста». Она отметила, что в старшей группе было много детей, которые, собираясь на прогулку, забывали, в какой последовательности надевать вещи. Их родители (и воспитатели тоже) считали, что эти дети или лентяи, или невнимательные. Взрослые обычно торопили детей, собиравшихся идти гулять. Студентка предложила следующее: она нарисовала каждую вещь и на большом плакате расположила картинки в определенной последовательности. Ситуация с одеванием детей резко изменилась в лучшую сторону.
Почему плакат с рисунками дал положительный эффект?
Ситуация 11. Выдающийся артист балета Н. Цискаридзе очень точно, остроумно и довольно зло комментирует чужие танцы. Поэтому многие артисты только при упоминании его имени расстраиваются, у них портится настроение.
Кто из двух мам прав?
Ситуация 27.Мишу (5 лет) с раннего детства баловали бабушки, дедушка. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел. Наблюдая со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика, что он любит? Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он? Миша был идеально послушен. Скажут «иди» -— идет, скажут «садись» — садится. А не скажут ничего — так и будет стоять столбом. Бабушек и дедушку это не тревожило. Наоборот, именно от «ку-кольности» мальчика они были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно. Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она общалась по воскресеньям. Бабушки решили освободить молодую женщину от излишних хлопот. «Хорошо бы давать Мише побольше самостоятельности, — предложили соседи. — Например, он уже может гулять один во дворе, под окном, конечно».
— Что вы! — ужаснулась троица нянек. —- Но ему скоро в школу.
— Ну и. что? Его маму мы и в школу, и в институт водили за руку.
Приведите случаи из жизни, когда родители окружают ребенка чрезмерной заботой.
Какие важные факторы психического развития ребенка в этом эпизоде не задействованы? Предположите возможные последствия подобного воспитания ребенка. Ваши советы подобным родителям.
Ситуация 28.В семье растут двое детей: Нина и Таня, совершенно разные по характеру и способностям.
Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают разными по характеру и способностям?
Ситуация 29.Во время занятий по развитию речи с детьми шести лет воспитатель знакомил их со свойствами разных сортов бумаги. Он предложил детям самим поэкспериментировать, определить свойства бумаги, смачивая, сминая ее и т.д.
Какие факторы психического развития детей были задействованы воспитателем?
Почему так получается?
Ситуация 41.Исследования показывают, что чувства, которые сформированы в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, придавая человеку особый стиль отношений с ними.
Прав ли психолог?
Ситуация 53.Дима (5 лет) должен в игре выполнять роль «шофера».
Что здесь произошло?
Ситуация 55.Развитие человеческой индивидуальности без обид, ссор, ошибок и разочарований, как правило, не происходит.
Правы, ли эти родители?
Ситуация 57. Охарактеризуйте кризис новорожденного. Каким должно быть поведение взрослого в этот период?
Ситуация 58. Появившись на свет, ребенок оказывается не в лучшем для него окружающем мире. Он испытывает много новых ощущений, в которых трудно разобраться. Кризис новорожденного заключается в том, что он отделился от матери физически, но не отделился от нее биологически и психологически. Ребенку нужно взаимодействовать с близким человеком — мамой. Но как?
Случаям.
Ситуация 75.Родители, имеющие детей-близнецов, стараются делать все, чтобы подчеркнуть их сходство и единство (одежда, игрушки, одинаковое поведение).
Дайте психологическое обоснование
Ситуация 3. Исследователи отмечают, что если глухих детей начинать обучать речи после 3 лет, то возникает отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов: не возникает сюжетно-ролевая игра, задерживается развитие мышления.
Проанализируйте развитие речи глухого ребенка. Как устранить недостатки в развитии речи? Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психики ребенка (психические процессы, свойства, состояния).
Ситуация 4.Некоторые ученые утверждают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают.