Разыгрывание ролевых ситуаций
Ткачева В.В.
Т48 Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Издательство "Гном-Пресс", 1999 г. -64 с. (В помощь психологу.)
ISBN 5-89334-110-4
Данная работа является первой попыткой создания методики психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Автор пособия последовательно, шаг за шагом вводит читателя в мир переживаний и проблем родителей аномальных детей и предлагает пути их преодоления.
Книга может стать необходимым помощником психологу, работающему в специальном учебном учреждении, другим специалистам, а также родителям детей, имеющим проблемы здоровья.
Рецензенты:
Левченко И.Ю.— кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ.
Петрова В.Г.— доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук.
Введение
В последнее время все большую популярность у нас в стране приобретает работа психотерапевтических и психокоррекционных групп. Цели и задачи создания таких групп различны и многообразны. В большинстве случаев они определяются теми социальными проблемами, которые существуют в нашем обществе.
Однако отечественной психотерапии и специальной психологии не известны примеры создания групп, в которых бы осуществлялась работа по коррекции психо-травмирующих ситуаций, возникающих в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Родители такого ребенка, столкнувшиеся с подобной бедой, испытывают множество трудностей различного характера.
Предпринимаемые вспомогательные меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами в специальных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности кор-рекционной работы с семьей аномального ребенка можно назвать и собственные, личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации, препятствуют установлению гармоничного контакта с ним и с окружающим миром. К ним могут быть отнесены: неприятие личности больного ребенка, ожидание и вера в чудо или волшебного исцелителя, который в одно мгновение сделает ребенка здоровым, рассмотрение рождения больного ребенка как наказания за что-либо, нарушение взаимоотношений в семье после его рождения. Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, также могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые оказывается погружен родитель больного ребенка.
В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм психокоррекционной работы, с помо-
щью которых могли бы быть успешно преодолены многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей В этом смысле наш практический опыт представляется пионерским.
В основе замысла создания методики лежит твердое убеждение автора в необходимости проведения психо-коррекционной работы с родителями детей с отклонениями в развитии. Апробация предлагаемой методики осуществлялась на базе специальных коррекционных учреждений г. Москвы, в которых обучаются дети с тяжелой степенью умственной отсталости и выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП. В работе психокоррекционной группы принимали участие матери больных детей.
Предлагаемое пособие может быть использовано в качестве основы для проведения практических занятий с родителями больных детей в специальных детских учреждениях, а также в центрах психолого-педагогической помощи аномальным детям и их родителям. Этим пособием могут пользоваться специалисты различных профилей, психологи, работающие в специальных образовательных учреждениях и родители больных детей.
Цели и задачи
В качестве целипредлагаемой психокоррекционной работы мы рассматриваем
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК В СОЗНАНИИ РОДИТЕЛЕЙ.
В связи с этим психокоррекционный процесс включает следующие задачи.
- реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
- оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений,
- гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами;
- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии;
- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детейсотклонениями в развитии. В рамках предлагаемого подхода выделяются невротич-ный, авторитарный и психосоматичный типы родительниц.
Содержание психокоррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная формаработы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих инди-
видуальных занятий психолога с матерью больного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик. Индивидуальные занятия, позволяют психологу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей болезни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка).
На групповом этапеработьпсихокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц. Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям.
Первое направление : гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком. Второе направление : гармонизация внутрисемей-ных отношений.
Третье направление: оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять этапов работы:
Разминка
• Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнасти-
ческие упражнения, настраивающие родительниц на определенный вид внутренней психологической работы. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Начинается разминка с приветствия.
Основная часть
Этот этап занятия полностью нацелен на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Для реализации основной цели психологической коррекции — изменения жизненного стереотипа матери больного ребенка — нами была разработана специальная форма проведения занятий, позволившая обсуждать определенные жизненные ситуации,особо значимые для группы. Применяемые психокоррекционные приемы, используются для подведения участниц к инсайту и катарсису и соответствуют психокоррекционным техникам, оказывающим воздействие на высшие уровни базальной эмоциональной регуляции (3-й уровень экспансии и 4-й уровень контроля по В.В. Лебединскому). Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и собственные умозаключения родительниц по поводу той или иной ситуации.
Психокоррекционный эффект при проведении дискуссии достигается с помощью специально написанных рассказов. Эти рассказы, лишенные бытовых фраз и жаргонных выражений, являются литературной обработкой «житейских» историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участниц группы, а также предлагаемые психологом новые (для матерей) философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц.
В рассказе описывается типичная ситуация, в которой матерям детей-инвалидов приходится или при-
ся или приходилось часто бывать Эта ситуация обычно включает типичные личностные и поведенческие реакции как родительниц, так и лиц их окружающих
Одновременно рассказ используется как ведущий механизм коррекционного воздействия, при котором обсуждение или проигрывание конфликтной ситуации осуществляется не от первого, а от третьего лица.
Написанный крупным шрифтом текст рассказа помещается перед участницами группы таким образом, чтобы каждая из них могла бы его хорошо видеть. Этот текст затем прочитывается психологом вслух. Каждый рассказ завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации. С их помощью начинается обсуждение участницами группы ситуации, изложенной в рассказе. Цель обсуждения, которая ставится психологом перед каждой родительницей, изложить свою точку зрения по поводу происходящих событий и дать рекомендации персонажам рассказа по исправлению сложившегося положения.
Ознакомившись с текстом рассказа, каждая из участниц группы должна проявить собственную позицию по данной проблеме, отвечая на вопрос психолога: «А как бы Вы поступили на месте героев рассказа?» Высказываемые точки зрения в группе могут быть полярными, что в большей степени способствует организации дискуссии. В конце обсуждения психолог делает вывод, подводя общий итог сказанному.
По характеру построения, а также воспроизведения жизненных ситуаций выделяется два типа рассказов:
- рассказ-образец (он отмечается звездочкой*), в котором повествуется о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и между отдельными ее членами (например, рассказы «Воскресенье — день общения», «Стоит ли тратить всю свою жизнь на больного ребенка?» и др.);
- «проблемный» рассказ, в котором нет готовых советов и члены группы должны подсказать главным персонажам выход из сложной ситуации на основе личного опыта (например, «Непреодолимая преграда»).
Вспомогательные формы психокоррекции, использующиеся в большинстве случаев в основной части тренинга, решают те же психокоррекционнные задачи, что и дискуссия, но с применением уже иных психокоррек-ционных техник. Некоторые из них, а именно, тематические опросники являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам.
Тематические опросники
Эта форма работы позволяет в большей степени вербализовать и структурировать позиции участниц, способствует их собственному осознанию своих проблем, ведет к переоценке жизненных установок, а также подготавливает к запланированным дискуссиям.
Проективный рисунок
Изображение собственных ощущений и переживаний с помощью краски и карандаша помогает родительницам избежать порою трудновербализируемых личных проблем и их описания. Для воспроизведения своих ощущений и восприятий на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним затем обсуждаются в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит рассказать об этом. Затем своими мыслями и ощущениями о нарисованном делится и автор рисунка.
Такая форма работы позволяет переключать участниц группы с невербального уровня осмысления своих проблем на вербальный, а также выявлять некоторую скрытую от самих участниц глубину собственных чувств. Применение арттерапии материализует переживания родительниц, способствует их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них.
Аутотренинг
На этом этапе применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом, занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
Музыкальная релаксация
Эта часть занятия представлена четырьмя формами.
Музыкотерапия и библиотерапия.Под отрывки из классических произведений отечественных и зарубежных авторов психологом читается текст с целью создания в сознании родительниц представлений, связанных с созерцанием природы (1 уровень эмоциональной регуляции) или направленных на восстановление приятных воспоминаний прошлого. Обязательное наполнение текста оптимистичным содержанием позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и образы, вызывающие положительные, оптимистичные ощущения и настроения.
Известно коррекционное воздействие библиотерапии, которое проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений у испытуемых, способствует замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направляет их по новому руслу, к новым целям. Кроме текста музыкальной разминки или
поэтических произведений родительницам также предлагаются для чтения на занятии или дома специально подобранные отрывки из классических литературных произведений философского содержания, имеющие афористическую направленность. Именно такая форма осуществления библиотерапии помогает родительницам вносить порядок в собственные ощущения, помогает переосмыслять собственное бытие, находить радость в мелочах повседневной жизни.
Характер музыкального текста подбирается с учетом той же структуры, которая присутствует и в литературном тексте (наличия тревоги, сильного протеста, счастливого разрешения и умиротворения). Для прослушивания лучше избирать классические произведения отечественных и зарубежных композиторов.
На этапе музыкальной релаксации члены группы сидят или лежат в свободной позе с закрытыми глазами. После окончания звучания музыки осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые . возникли в их сознании при проведении этого этапа занятия. Не всегда предлагаемый психологом для воображения образ будет совпадать с возникающими представлениями у членов группы. Это также становится предметом дискуссионного обсуждения.
Хореотератшя. Известно, что музыкально-ритмическая активация способствует оживлению психомотори-ки, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у пассивных и инертных матерей, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых хореотерапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют ос- -вежить ощущения и позитивный настрой родительниц, сделать их более яркими и более стойкими. Этот вид психокоррекции может более позитивно использоваться в конце занятий, для закрепления максимальной самоактуализации в движении, ощущения полной свободы и
собственного совершенства. Для этих целей лучше избирать небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих четкий ритм.
Важным этапом музыкальной терапии является и совместное пение — вокалотерагшя. Пение (a capella) осуществляется также под руководством психолога, который на начальных этапах может быть и зачинателем этого процесса. Обязательным условием пения является расположенный перед глазами уча_стниц текст песен. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего психологического дискомфорта у родительниц, развитию чувства .свободы и чувства самоактуализации. Одновременно совместный процесс пения способствует развитию чувства сплоченности, поддержки и эмпатии.
Подведение итогов занятия
Осуществляется психологом с помощью участниц группы. Получение домашнего задания:
- продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;
- проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной в рассказе, и записать ее;
- вести дневник своих ощущений. Записи в дневнике просматриваются психологом и в необходимых случаях выносятся на обсуждение.
Рекомендации к формированию и
КОНСПЕКТЫ
Основная часть
а) Сообщение психолога о Правилах работы группы (см. Введение). Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждой участницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.
б) Тематический опросник «Мой жизненный путь.
Мои успехи и мои неудачи».
Участницам группы раздаются бланки опросника для заполнения. Психолог раскрывает родительницам смысл проводимого задания и предлагает им приступить к выполнению этой работы. После окончания проводится очень подробное обсуждение ответов каждой из участниц. Работа над этим опросником является весьма важной, так как она не только представляет собой продолжение этапа знакомства друг с другом участниц группы, но и одновременно служит осознанию целей проводимого тренинга.
В том случае, если родительницы назовут в качестве своей неудачи рождение больного ребенка, психолог должен найти аргументы, чтобы опровергнуть иЛи подвергнуть сомнению эти высказывания (только для специалиста).
Аутотренинг
Психолог называет новый этап урока и знакомит участниц с его целью и содержанием. Затем предлагает всем сесть поудобнее и закрыть глаза. Читая текст, психолог изменяет звучание своего голоса. Он приобретает оттенки внушения и суггестии:
«Займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)... И вы отдохнули... Открывайте глаза. Как вы себя чувствуете?»
Затем психолог проводит опрос каждой из участниц,
определяя степень ее включенности в данную форму
работы.
Музыкальная релаксация
Психолог:
«Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто
будете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, такими, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните молодость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите радость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали». Звучит вальс «Голубой Дунай»И. Штрауса. Участницы группы танцуют под музыку.
Подведение итогов занятия
Психолог:
«Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих про-блем,а главное, от проблем, связанных со своим ребенком. Надеюсь, что занятие также заинтересовало и вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.Для того чтобы сохранить ваши впечатления от каждой нашей встречи, а затем их сравнить, прошу вас начать вести дневник. Пусть это будет самая обыкновенная тет-рать, но ей вы сможете доверить свои сокровенные мысли и надежды».
Прощание. Психолог:
«А теперь на прощание хочу сказать, что мне было очень приятно работать с вами. А вам? (Участницы группы выражают свое мнение). Благодарю всех за содействие». Психолог предлагает всем встать в круг, сказать друг другу добрые слова на прощание и выразить при этом необходимость в повторной встрече.
1. Разминка |
Приветствие Психолог:
«Отключились от всех проблем. Все проблемы оставили за дверью. Каждая внутренне улыбнулась себе, а затем всем присутствующим. Молодцы!
Я вновь рада видеть всех вместе , видеть ваши глаза и ваши улыбки!»
Психолог вновь обращает внимание на Правила работы группы. Они прочитываются вслух кем-либо из участниц или психологом.
а) упражнения на развитие контакта в группе. Игра «Передай другому свои положительные эмоции и чувства» (тактильный контакт); игра «Отгадай чувства твоего партнера» (тактильный контакт). Оба упражнения проводятся по аналогии с упражнениями занятия № 1;
б) чтение текста «Зарядки позитивного мышления ИМЕННО СЕГОДНЯ», пункт №1.
Основная часть
Тематический опросник «Моя точка опоры в жизни. Что мне помогает и что мне мешает». Психолог:
« Мы продолжаем большую и серьезную работу над собой. У каждого из нас есть достаточное число достоинств и недостатков, которые помогают или мешают нам в жизни. Давайте мы их обозначим и определим, ответив на поставленные вопросы». Затем психолог раздает подготовленные бланки опросника для заполнения участницам группы. На ответы дается не более 5-7 минут. Полученные результаты обсуждаются. В том случае, если кто-либо из участниц не желает оглашать ту или иную свою позицию, она может быть помечена галочкой или крестиком. Психолог ее не зачитывает и не представляет на обсуждение. Однако психологу следует обратить особое внимание именно на эти позиции, так как они как раз и выражают проблемы участниц. Подобные проблемы следует отработать позже с помощью других коррекционных техник.
Аутотренинг
Проводится так же, как и на занятии №1.
Музыкальная релаксация
Тема«Летнее утро». Музыкальное сопровождение: один из вальсов Ф. Шопена. Психолог,:
«Это новая форма работы. Сейчас Вы вновь закроете глаза и постараетесь представить себе те образы и те картины, которые я буду описывать. Постарайтесь отключиться от ваших проблем и сосредоточьтесь на том, что вы услышите. Итак, начали»...
Текст:«Летнее утро. Солнышко уже поднялось. Вы лежите на поляне. Запах цветущих полевых цветов и трав слегка дурманит голову. Слышно щебетанье птиц и стрекотание кузнечиков. Постепенно начинает припекать. В вышине голубое, голубое небо. Снизу от земли оно кажется бесконечным. Отдельные небольшие облака стоят как будто на месте, словно прилепленные к небосводу. В траве жарко. На вашем лбу выступают капельки пота. Вы вытираете их рукой. (Проведите рукой по лбу — вам очень жарко. Вытрите пот.) Затем Вы приподнимаетесь — наконец-то освежающий ветерок дует в лицо. Вы ощущаете негу во всем теле. Приятно греет солнце, приятно холодит кожу и шевелит волосы легкий ветерок. Вы отдыхаете, отдыхаете, отдыхаете. (Вздохните глубоко, глубоко). Все в вашей жизни прекрасно, прекрасно, прекрасно! Как прекрасна эта поляна, цветы, это небо и солнце. Но самое главное — прекрасны ВЫ! Вы прекрасны, прекрасны, прекрасны! Ваша жизнь прекрасна, прекрасна, прекрасна! Повторяйте за мной не открывая глаза: МОЯ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА!.. Откройте глаза...Расскажите, что вы видели и ощущали?».
После проведения музыкальной релаксации психолог задает следующие вопросы каждой из родительниц: Смогли ли вы отключиться от реальных проблем и на какое время?
Смогли ли отдохнуть во время релаксации? Возникли в вашем сознании предлагаемый психологом образ?
Какие другие образы возникли во время релаксации? Каков характер этих образов: положительный или отрицательный?
Подведение итогов занятия
Домашнее задание: выучить текст аутотренинга и каждый вечер перед сном прочитывать его наизусть про себя; результаты отмечать в дневнике.
Прощание.
1. Разминка |
Приветствие.
Использование нестандартной формы приветствия. Предложить участницам проявить творческую смекалку и приветствовать друг друга каким-либо неординарным образом (пение песни, чтение стихов, реверанс или другое). Пример показывает сам психолог. а) упражнения на сокращение эмоциональной дистанции между участницами группы.
Игра «Спина к спине». Участницы группы садятся на ковер, соприкасаясь спинами. Им дается установка передать своему партнеру душевное тепло и поддержку через телесный контакт. Затем вся процедура обсуждается. Передаваемые и получаемые чувства сверяются партнерами.
б) зарядка «Именно сегодня», пункт №2.
в) упражнения на развитие самоутверждения и повышение самооценки с использованием техник гешталът-терапии. Психолог:
«Сегодня мы будем играть в игру, которая называется «Диалог между сторонами моего Я», в которой раскрываются положительные и отрицательные качества каждой из участниц.
В каждом человеке существует как бы два противоположных начала. Смысл игры заключается в том, что-
бы уравновесить их. Чаще всего человек испытывает проблемы от того, что не может разумно объединить эти два начала — преобладает то одно, то другое. Давайте попробуем их объединить. Вот перед вами два стула. Левый стул служит для того, чтобы на нем изображать те качества, которые помогают в преодолении проблем. Правый — те, которые вам мешают. Цель: научиться обходиться только одним стулом, объединив при этом все собственные побуждения».
Исполнение этого задания психологу следует начать с наиболее способной участницы или же показать, как это делается, самому. Затем провести вместе со всеми анализ увиденного. Не следует выполнять это упражнение с каждой родительницей на этом уроке, т.к. напряжение, которое возникает у них как при исполнении, так и при просмотре может, вызвать негативные эмоции и в дальнейшем отказ от проведения данного упражнения.
Основная часть
Арттерапия. Рисование на тему: Мой герб. Моя
Проблема.
Психолог:
«А теперь мы на некоторое время замолчим и выразим наши чувства с помощью карандаша и краски. Я предлагаю нарисовать вам символ (цель) вашей жизни, собственный герб. Не пугайтесь вашего неумения, отсутствия у вас техники рисования. Главное — искренность и желание определить ОБРАЗ этого символа».
После завершения рисования психолог представляет на обсуждение все рисунки и просит каждую из участниц кроме автора рисунка раскрыть его содержание. Затем увиденное сравнивается с намерениями автора.
По тому же сценарию проводится рисование на тему «Моя проблема».
В том случае, если кто-либо из участниц группы нарисует в виде проблемы своего больного ребенка, то пси-
холог должен снизить значимость непреодолимости проблем ребенка в сознании его матери. Нужно сказать ей: «Да, есть ребенок с проблемами, но и такой ребенок не ПРОБЛЕМА для матери, ПРОБЛЕМА — это совсем иное и т.д». Если же родительница будет настаивать, то можно использовать прием «зачеркивания» и перечеркнуть ее рисунок с ПРОБЛЕМОЙ. Его можно порвать у нее на глазах, убрать или спрятать, сказав при этом:»Вот и нет ПРОБЛЕМЫ . Есть Ребенок, но ПРОБЛЕМЫ НЕТ».
Аутотренинг
Проводится по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Вокалотперапия.
Психолог предлагает участницам группы пение одной или двух популярных песен под запись на магнитофоне. Текст песен предварительно помещается перед участницами группы. Важно, чтобы все члены группы проявляли активность и не ссылались на отсутствие голоса или слуха. Психолог объясняет, что это не музыкальное занятие, а психокоррекционое, и поэтому петь нужно всем.
Подведение итогов занятия
Домашнее задание: психолог предлагает родительницам сформулировать собственное жизненное кредо, затем записать его формулу в дневнике.
Прощание.
Разминка
Приветствие. ,
а) упражнение на развитие внимания участниц
группы.
Музыкальная зарядка. Психолог показывает простые физические упражнения, а группа повторяет их за ним. Темп выполнения этих упражнений может увеличиваться (можно делать их на время). Целесообразнее заниматься под музыку.
б) упражнение на развитие самоутверждения и повышения самооценки.
Игра «Диалог между сторонами моего Я».В работу включаются теперь те родительницы, которые были до этого лишь зрителями.
в) зарядка «Именно сегодня», пункт №3.
Основная часть
Приступая к новой форме работы (рассказу), психолог объясняет ее содержание.
Обсуждениерассказа «Велосипед».
«Солнце в этот день выглянуло рано. Тучи, еще вчера тяжелыми гроздьями висевшие над домами, с утра куда-то исчезли. Небо выглядело чистым и умытым.
Настроение у Светланы было таким же светлым и свежеумытым как и утро. «Сегодня нужно обязательно пойти погулять на улицу с Ксюшей,»— подумала она, глядя на детскую площадку через оконное стекло.
Крамольная мысль подкралась неожиданно: «Может удастся Ксюше поиграть с кем-либо из детей? «. Светлана почувствовала собственную настороженность и сомнение. Она подумала: «Может лучше пригласить Таню с Юлечкой на прогулку?» Но звонить подруге почему-то не захотелось, и Светлана решила не комплек-совать и действовать решительнее.
Как только Светлана сказала дочери о том, что нужно собираться на прогулку, Ксюша мгновенно поковыляла в коридор. Там в углу стоял новенький велосипед. Его недавно купил свекор. Вручая подарок внучке, он торжественно произнес:
— Учись кататься! Научишься — сможешь лучше ходить.
Светлана хотела воспротивиться и сказать, что это неразумно. Но свекор и муж были непреклонны. Они
как бы и не замечали проблем, которые все больше и больше возникали у Ксюши.
Светлана остановилась в нерешительности. Она не знала как поступить: взять ли с собой велосипед на улицу или нет.
Прогулки с Ксюшей всегда были затруднительны. На детской площадке Ксюша почти не общалась с детьми. Ее сверстники уже хорошо разговаривали и могли подолгу болтать друг с дружкой. Ксюшин же лексикон был очень беден и состоял всего из нескольких исковерканных слов, почти всегда непонятных окружающим.
Когда дети не понимали Ксюшу, а она не могла им объяснить то, что хочет, Ксюша хватала их игрушки, ломала, бросала их или била. Дети убегали от нее и начинали в отместку ее дразнить («бе—бе—бе, ме—ме— ме»), показывали ей язык, кривлялись.
Все это очень ранило Светлану. Она пыталась, в меру собственных знаний, как-то объяснять дочери то, как следовало бы играть, и что нужно для этого. Но в присутствии детей и их мам (а для Ксюши и двух, трех человек было слишком много), она становилась возбужденной и необузданной.
Так случилось и на этот раз. Ксюша судорожно вцепилась в руль велосипеда, но катить его спокойно не могла: мешали ноги. Она все время спотыкалась. Чтобы дочь не упала, Светлана поддерживала ее и помогала катить велосипед. Девочка изо всех сил тянула мать в сторону детской площадки. «Наверное, хочет похвастаться,»— решила Светлана.
На дорожке возле детской площадки катались на велосипедах двое детей. Одна девочка подъехала к Ксюше и остановилась. Она стала внимательно разглядывать Ксюшу и ее новенький велосипед.
Ксюше захотелось показать, что она может. Она попыталась сесть на велосипед. Светлана стала ей помогать. Но Ксюшины ножки соскальзывали с педалей, и ничего не получалось. Ксюша стала бессмысленно хохотать и хлопать ладошками по рулю. Из уголков ее рта
тонкой струйкой потекла слюна. Подошли еще дети, а за ними подтянулись и ...их мамы.
Одна из них, уже знакомая Светлане своей словоохотливостью, сразу же выступила:
— Ой, да за чем же ты ее на велосипед-то усадила. Ходить-то не ходит, думаешь поедет?
Светлане стало не по себе от этих слов. Кровь прилила к лицу, язык словно присох. Она промолчала, опустив глаза.За нее ответила другая мама:
— Ну и что же, ребенок есть ребенок. Что же делать, если он хочет, а не может.
— Да, беда с таким ребенком, — продолжила первая.
— Вот у нас в доме раньше жил такой мальчик, так он...
Но Светлана уже ничего не слышала. Она смотрела в лица детей, сравнивая их с Ксюшей. Дочерина мордашка казалась ей наивно-глупой и почти святой, а лица детей — колючими и даже злыми.
Она схватила в охапку дочь, подхватила велосипед и помчалась домой. Ей казалось, что в ее спину буквально «вонзились» любопытствующие и безжалостные взгляды детей и их матерей.
Дома Ксюша, получив серию шлепков, захныкала и отправилась в свою комнату. А Светлана бросилась в спальню и, уткнувшись в подушку, залилась слезами. Сегодня день был испорчен». Психолог:
Каковы ваши ощущения после прочитанного? Считаете ли вы ситуацию реальной? Вылили вы хотя бы один раз в жизни в подобной ситуации? Поделитесь вашими ощущениями. Расскажите о ней подробнее.
Как вы поступили в подобной или сходной ситуации?
Как вы считаете можно было бы исправить ситуацию?
Что можно посоветовать героине рассказа? Какой полезный вывод для себя вы сделали после обсуждения этого рассказа?
Аутотренинг
Проводится по той же схеме.
Музыкальная релаксация
Использование ритмичного танца и современных танцевальных мелодий для снятия напряжения и эмоциональных зажимов.
Подведение итогов занятия
Домашнее задание: записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты, и с чем они были связаны.
Прощание.
1. Разминка |
Приветствие.
а) упражнения на снятие напряжения в группе. Использование приемов пантомимы. Психолог предлагает участницам группы изобразить себя (и проиграть эту сценку перед всеми) спешащими домой после работы, едущими в переполненном транспорте, входящими в кабинет к начальнику и др.
б) упражнения на развитие самоутверждения и повышение самооценки.
Игра «Диалог между сторонами моего Я: ласковая мама и строгая мама». Психолог:
«Итак, первое задание: нужно изобразить ласковую, нежную, внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Ее никогда не раздражае