Задачи педагога – психолога.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ.
Перечень программ, технологий, пособий | 1. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого- педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ И.В. Лапина.- Волгоград: Учитель, 2011. 2.Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.- Волгоград: Учитель, 2012. 3. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Вако, 2010. 4.Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.- сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.- Волгоград: Учитель, 2012. 5.Колесникова О. В. Развитие ребенка от 2 до 3 лет. Тематический план, конспекты занятий, игры и сценарии.- М.: Школьная Пресса, 2007. 6.Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста ( 3-4 года).- Спб.: Паритет, 2008. 7. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- Спб.: ООО Издательство « Детство- Пресс», 2009. 8.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003. 9.Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2006. 10.Злобенко М.П., Ерофеева О.Н., Морозова И.В., Мишуткина Э.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.- Волгоград: Учитель,2011. 11.Психологическая работа в ДОУ( компакт-диск).Волгоград: Учитель, 2009. 12. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2013. Программы: 1. Программа «Играем и учимся» для детей 6-7 лет. 2.Развивающая программа подготовки к школе « В школу с радостью!» для детей 6-7 лет. 3. Авторская программа по психологической подготовке детей к школе « Лаборатория профессора Ума» ( М.Р.Григорьева). |
Приложение 2
План работы педагога-психолога.
Задачи педагога – психолога.
1.Сохранение и укрепление психологического здоровья детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.
2.Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.
3. Исследование особенностей личностного развития дошкольников.
4. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-
педагогической компетентности.
Психодиагностическая деятельность.
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения | |
ДЕТИ | ||||
I младшая группа | Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп. | Групповая | Сентябрь – октябрь. По мере поступления. | |
Все группы | Наблюдение с целью заполнения психолого - педагогических карт. | Групповая | Сентябрь Май | |
2 смешанная группа | Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе , изучение социометрического статуса ребенка по методике « Маски». | Индивидуальная | Ноябрь | |
Подготовительная группа | Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе (методика Н.И. Гуткиной « Домик» ( умение действовать по образцу),тест Л.Бендера,( зрительно- моторная координация), тест «Веселый-грустный»( эмоциональное отношение к школе), модифицированный тест Керна- Йирасека ( вербальное мышление). | Индивидуальная | Март- апрель | |
1 смешанная группа | Определение степени позитивного и негативного психического состояния ребенка, психологического климата в группе. Методика « Паровозик». | Индивидуальная | Февраль | |
ПЕДАГОГИ | ||||
Все педагоги | Изучение творческого потенциала педагогов. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» | Индивидуальная | Декабрь | |
Все педагоги | Психодиагностика личности педагога, коллектива. | Индивидуальная | По запросам в течение года | |
РОДИТЕЛИ | ||||
Родители всех возрастных групп | Тест «Достаточно ли вы уделяете внимание своему ребенку?» | Индивидуальная | Январь | |
Подготовительная группа | Тестирование «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» | Индивидуальная | Апрель | |
Консультирование.
С кем проводится | Вид работы | Форма проведения | Время проведения |
ПЕДАГОГИ | |||
Педагоги всех возрастных групп | Консультации с педагогами по результатам диагностики. | Индивидуальная | В течение года |
Педагоги всех возрастных групп | Консультации по возникшим вопросам педагогов (ителлектуального, психического развития, эмоциональной сферы ребенка, сферы общения). | Индивидуальная Групповая | По запросам в течение года |
РОДИТЕЛИ | |||
Родители всех возрастных групп | Консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка. | Индивидуальная | По запросам в течение года |
Родители всех возрастных групп | Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком, имеющим ЗПР. | Индивидуальная | В течение года |
Подготовительная группа | Консультации по результатам диагностики психологической готовности детей к школе. | Индивидуальная | Май |
Родители всех возрастных групп | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения. | Индивидуальная | В течение года |
Приложение 3
КАРТА усвоения дошкольниками социальных норм и правил .
Возраст | Социальные нормы и правила |
3-4 | Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции. |
4—5 | В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения. Формируются представления об особенностях полового поведения. |
5-6 | Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями. |
6-7 | Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникамвзаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми. |
Используемые методики.
№ п/п | Название методики | Цель | Группа Возраст |
1. | Графический диктант. | Выявление уровня сформированностипроизвольности | Подготовительная к школе группа |
2. | Методика « Маски». | Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе , изучение социометрического статуса ребенка. | 2 смешанная группа |
3. | Методика « Паровозик». | Определение степени позитивного и негативного психического состояния ребенка, психологического климата в группе. | 1 смешанная группа |
4. | Модифицированный тест Керна- Йирасека. | Определение уровня вербального мышления. | Подготовительная к школе группа |
5. | Методика «Беседа о школе»(разработана Т. А. Нежновой) . | Определение «внутренней» позиции школьника | Подготовительная к школе группа |
6. | Методика Н.И. Гуткиной « Домик». | Умение действовать по образцу | Подготовительная к школе группа |
7. | «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург. | Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности | Подготовительная к школе группа |
8. | Тест«Веселый-грустный» . | Эмоциональное отношение к школе. | Подготовительная к школе группа |
9. | Тест «Бендер». | Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу | Подготовительная к школе группа |
10. | Методика «Несуществующее животное». | Изучение проблем взаимоотношений с окружающим миром,детской тревожности. | 5-7 лет |
11. | Методика «Рисунок семьи». | Выявление эмоциональных проблем и тудностей взаимоотношений в семье. | 4-7 лет |
12. | Методика эмоционального отношения к школе. (Л.Б.Эльконин,А.Л.Венгер) | Определение характера эмоционального отношения к школе. | Подготовительная к школе группа |
13. | Методика «Секрет» («Подарок»). | Социометрический статус ребенка в группе,степень доброжелательности детей друг к другу. | 4-7 лет |
14. | Методика «Два домика». | Исследование сферы общения ребенка. | 4-7 лет |
15. | Графическая методика «Кактус» | Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка,наличия агрессии,ее направленности. | 4-7 лет |
16. | Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. | Выявление общего уровня психического развития,уровень развития мышления,умения слушать, выполнять задания по образцу,произвольности мышления. | Подготовительная к школе группа. |
Приложение 4
Программы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Приложение 5
Лаборатория
Профессора Ума
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Составитель:
педагог – психолог Спасских Л.В.
Данная программа разработана на основе авторской программы
« Лаборатория профессора Ума» М. Р. Григорьевой.
Пояснительная записка.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети больше всех нуждаются в профессиональной помощи педагога-психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.
Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, в процессе выполнения упражнений, развиваются его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Использование большого количества красочного наглядного материала, элементов технологий (ТРИЗ, ИКТ, «Логические блоки Дьенеша») позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Цель: формирование и развитие компонентов психологической готовности к школе.
Задачи:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие внимания, наглядно-образного, элементов логического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Развитие изобретательской смекалки, творческого воображения, фантазии, диалектического мышления, поисковой активности, стремления к новизне, чувства цвета.
4. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
5. Профилактика нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
Принципы работы по программе:
· принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка навыка;
· принцип положительного подкрепления;
· принцип доверия;
· учет зоны ближайшего развития.
Формы работы: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Педагог-психолог организует работу детей в групповой форме (7-8 человек). Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку, простой карандаш; у педагога-психолога - демонстрационный, раздаточный, дидактический материал.
Продолжительность:
Курс составляет: 30 занятий (по плану).
Одно занятие: 30 минут.
Календарно-тематическое планирование.
Дата | № занятия | Тема | Количество часов |
1 – неделя октября | Вводное занятие. Знакомство. | ||
2 – неделя октября | Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума. | ||
3 – неделя октября | Попробуй, разберись! | ||
4 – неделя октября | Наш первый эксперимент. | ||
1 – неделя ноября | Продолжаем эксперимент. | ||
2 – неделя ноября | Перепутанные буквы. | ||
3 – неделя ноября | Ассоциации. | ||
4 – неделя ноября | Сравнение . | ||
1 – неделя декабря | Синтез . | ||
2 – неделя декабря | Логические задачки от Профессора Ума . | ||
3– неделя декабря | Что спрятано? | ||
4 – неделя декабря | День в лаборатории работы с клеткой . | ||
3 – неделя января | Тренируем зрительную память . | ||
4 – неделя января | Тренируем слуховую память. | ||
1 – неделя февраля | Тренируем механическую память. | ||
2 – неделя февраля | Что на что похоже? | ||
3 – неделя февраля | В лаборатории Ума. | ||
4 – неделя февраля | В гостях у сказки. | ||
1 – неделя марта | Учимся думать . | ||
2 – неделя марта | Учимся думать. | ||
3 – неделя марта | Заколдованные слова. | ||
4 – неделя марта | И снова сказки! | ||
1 – неделя апреля | Царство геометрических фигур. | ||
2 – неделя апреля | Волшебный лес. | ||
3 – неделя апреля | Умники и умницы. | ||
4 – неделя апреля | Город мастеров . | ||
1 – неделя мая | Увлекательный лабиринт . | ||
2 – неделя мая | Школа арифметики . | ||
3 – неделя мая | Умники и умницы. О чем говорит линейка роста? | ||
4 – неделя мая | Заключительное. |
Структура занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 9 блоков упражнений.
№ п/п | Упражнение | Задачи | Время |
1. | Приветствие (ритуал) | Создание положительного настроя на работу. | 3 мин. |
2. | Интеллектуально-развивающие игры и упражнения | Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия. | 5 мин. |
3. | Дыхательно-координационные упражнения | Активизация работы стволовых отделов головного мозга, снятие мышечного напряжения. | 3 мин. |
4. | Подвижная игра | Снятие эмоционального и двигательного напряжения. Развитие внимания, сдержанности, двигательного контроля. | 4 мин. |
5. | Симметричные рисунки | Развитие координации движений и графических навыков, активизация структур мозга и межполушарного взаимодействия. | 2 мин. |
6. | Графические диктанты | Развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. | 3 мин |
7. | Пальчиковая гимнастика | Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. | 2 мин. |
8. | Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления | Профилактика заболевания глаз. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. | 3 мин. |
9. | Прощание (ритуал) Что ты чувствуешь? | Формирование групповой сплоченности, фиксация на позитиве. Развитие умения осознавать свои чувства, рассказывать о них. | 4-5 мин. |
Продолжительность занятия | 30 мин. |
Ожидаемые результаты.
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 1 года. Результаты работы можно оценить, используя набор диагностических методик готовности ребенка к школе (Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова « Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет»).
Литература:
1. Григорьева М. Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель. 2009.
2. Останкова Ю.В.Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Волгоград: Учитель. 2007.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М.: АРКТИ. 2008.
4. Шевелев К. В. Готовимся к школе: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Часть 1, 2 . М.: Ювента. 2009.
5. Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей кшколе: игры, задачи, основы письма и рисования /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ: Астрель, 2005.
6.Гаврина, С. Е. Рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М.: РОСМЕН, 2002.
7. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Т. Н. Образцова. - М.: ООО «Этрол», 2005.
8.Ю.А.Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова « Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет».- В.:Учитель,2012.
9. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.учреждений: 3-е изд.-Минск: ИВЦ Минфина,2007.
10. Печерога А.В.Развивающие игры для дошкольников.-М.:ВАКО,2010.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ.
Перечень программ, технологий, пособий | 1. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого- педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ И.В. Лапина.- Волгоград: Учитель, 2011. 2.Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.- Волгоград: Учитель, 2012. 3. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Вако, 2010. 4.Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.- сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.- Волгоград: Учитель, 2012. 5.Колесникова О. В. Развитие ребенка от 2 до 3 лет. Тематический план, конспекты занятий, игры и сценарии.- М.: Школьная Пресса, 2007. 6.Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста ( 3-4 года).- Спб.: Паритет, 2008. 7. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- Спб.: ООО Издательство « Детство- Пресс», 2009. 8.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003. 9.Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2006. 10.Злобенко М.П., Ерофеева О.Н., Морозова И.В., Мишуткина Э.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.- Волгоград: Учитель,2011. 11.Психологическая работа в ДОУ( компакт-диск).Волгоград: Учитель, 2009. 12. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2013. Программы: 1. Программа «Играем и учимся» для детей 6-7 лет. 2.Развивающая программа подготовки к школе « В школу с радостью!» для детей 6-7 лет. 3. Авторская программа по психологической подготовке детей к школе « Лаборатория профессора Ума» ( М.Р.Григорьева). |
Приложение 2
План работы педагога-психолога.
Задачи педагога – психолога.
1.Сохранение и укрепление психологического здоровья детей и создание необходимых условий для их психоэмоционального развития.
2.Развитие у дошкольников психических познавательных процессов и формирование психологической готовности к школьному обучению.
3. Исследование особенностей личностного развития дошкольников.
4. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-
педагогической компетентности.