Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека

«<…> Среди многих проблем, которые оказываются актуальными при научном освещении особенностей развития человека именно на этой ступени, одной из наиболее значимых выступает проблема соотношения феноменов взрослости и зрелости.

В большинстве исследований, посвящаемых психологии развития, начало периода взрослости относится к 18—20-летнему возрасту человека. Вместе с тем, хотя предполагается, что к этому времени у человека должен быть сформирован организм, соответствующий нормативам зрелости, развиты личностные качества, за которыми стоят усвоенные им основные ценности жизни и культуры, и как субъект деятельности он готов полноценно трудиться, однако в действительности эта, так сказать, готовность явить себя взрослым всему своему окружению, если сравнивать разных людей, дает нам очень пеструю картину, особенно если выявлять уровни их развития, сопоставляя показатели хронологического, биологического, социального и психологического возрастов, достигнутые каждым из них.

…Несовпадение хронологического, биологического, социального и психологического возрастов при вступлении и прохождении людьми ступени ранней взрослости свидетельствует о том, что обычно такая глобальная особенность человека, как его зрелость, представляет собой феномен, содержательные характеристики которого не только не однородны, но и от случая к случаю могут сильно варьировать по степени своей сформированности. Так, один человек, дойдя до ступени взрослости, может быть не зрелым физически, но зрелым социально и психологически, а другой может, наоборот, оказаться зрелым физически, но незрелым социально и психологически и т. д.

Вместе с тем, определяя степень сформированности физических, социальных и психологических характеристик человека и соответствие их эталону зрелости, всегда надо иметь в виду, что критерий зрелости, конкретное содержательное наполнение этого понятия неодинаковы у народов, принадлежащих к разным культурам и жившим в разные исторические эпохи.

…Для акмеологии первостепенное значение имеет оцениваемое в единстве всех его составляющих развитие человека на протяжении его жизни.

Однако, анализируя этот процесс на всем длиннике бытия человека, акмеология особое внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя ее, большинство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды, личности и реализуют себя как профессионалы.

И как раз потому, что, став взрослым и пребывая в этом качестве до наступления старости, большинство людей активно осуществляют свои гражданские обязанности, производят на свет и воспитывают на смену себе новое поколение и своим трудом приумножают в их материальном и духовном выражении основные ценности жизни и культуры, эту ступень в развитии человека часто обозначают как зрелость.

Вместе с тем прослеживание и сравнение степени сформированности индивидных, личностных и субъектных ипостасей человека, а также образующих их структуры компонентов и свойств, как в начале взрослости, так и дальше, …не позволяет содержательно отождествлять взрослость и зрелость.

Хронологически достигнутому возрасту взрослости у разных людей обычно соответствуют до неодинаковой степени развитые индивидные, личностные и субъектные характеристики, в одних случаях больше, в других случаях меньше совпадающие, а иногда и вовсе несовпадающие с эталонами зрелости, сформировавшимися у народа, к которому принадлежат эти люди».

«Акме» в контексте жизненного пути человека

«<…> Идеи Б.Г. Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновения современной комплексной научной дисциплины — акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека — «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», — ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах. Существенную роль в дальнейшем сыграло выделение им как специальных форм активности человека, понятий «субъекта деятельности», «субъекта познания», «субъекта жизненного пути».

…С.Л.Рубинштейн разрабатывает понятие «субъект жизненного пути», в качестве которого (только при определенных условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками. Критериями личности как субъекта жизненного пути являются:

1) способность к согласованию внутренней организации и условий, требований, обстоятельств жизни. Это и есть способ жизни, вырабатываемый и осуществляемый субъектом в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями;

2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений

3) способность к движению по жизненному пути «по восходящей», т. е. к развитию как совершенствованию.

…Структура жизненного пути – это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни. …Жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни.

Понятие «жизненная позиция» в данном содержании не имеет ничего общего с … «активной жизненной позицией»… В отличие от субъективных отношений, смыслов, концепции жизни и т. д., позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет и дальнейший ход жизни.

Наши рекомендации