Диагностики нарушений развития у детей
Принципы | Содержание принципов |
Комплексное изучение | развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования. |
Системный подход | к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий. |
Динамический подход | к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в ; различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. |
Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка | этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий. |
Качественный анализ | результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры: - отношение к ситуации обследования и заданиям; - способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий; - соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции; - продуктивное использование помощи взрослого; - умение выполнять задание по аналогии; - отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений. Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий. |
Необходимость раннего диагностического изучения ребенка | позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение. |
Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениямиразвития. | Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка. |
Литература:
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984. – Т.5. – С.257-321.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей.- М., 1995.
3. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1998.
4. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
5. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко,
С.Д. Забрамной. – М., 2003.
6. Семаго И. Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. — М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.
2. Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И. Т. Власенко, Г.В.Чиркиной. — М., 1996.
3. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г.Шмелева. – Ростов н/Д, 1996.
4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.
Семинар 12.