Тема 6. Дефицитарное психическое развитие
Клинико-психологическая характеристика дефицитарного развития.
6.1 Этиология дефектов слуха. Клинико-психологическая структура дефекта при нарушениях слухового анализатора. Роль времени и степени выраженности дефекта для психического развития детей с недостатками слуха. Систематика нарушений слуха у детей. Нарушения психического развития при недостатках слуха у детей. Компенсаторные возможности развития детей с нарушениями слухового анализатора.
6.2. Этиология дефектов зрения. Клинико-психологическая структура дефекта при нарушениях зрительного анализатора. Классификация нарушений зрения. Роль нарушения зрения в психическом развитии детей. Асинхрония развития слепых детей. Использование внутрисистемной и межсистемной компенсации у детей с нарушениями зрения.
6.3. Этиология речевых нарушений. Классификация нарушений речи. Психофизиологические механизмы речевых нарушений. Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями. Психологическая помощь детям с отклонениями в речевом развитии.
6.4. Этиология нарушений развития двигательной сферы. Особенности клинико-патофизиологической структуры нарушений моторной сферы.
Формы детского церебрального паралича по К.А. Семеновой. Клинические и психологические аспекты нарушений развития у детей с ДЦП. Возможности абилитации и психологической помощи детям с ДЦП.
Тема 7. Искаженное психическое развитие
Клинико-психологическая характеристика детей с РДА. Различные подходы к этиологии РДА.
Основные проявления РДА. Классификация РДА по О.С. Никольской. Возрастная динамика психического развития при аутизме.
Психокоррекционные подходы при работе с аутичными детьми.
Тема 8. Дисгармоническое психическое развитие
Клинико-психологическая структура дисгармонического развития. Систематика психопатий. Этиология психопатий. Роль темперамента в формировании психопатий. Трудности диагностики психопатий в детском возрасте.
Классификация видов патологического формирования личности.
Психокоррекционные подходы оказания помощи при дисгармонии психического развития у детей и подростков.
РАЗДЕЛ 3. Психологическая помощь детям с нарушениями развития
Тема 9. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
Медицинское, педагогическое, логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития.
Психологическое изучение детей с нарушениями развития:
Методы психологического изучения детей с нарушениями развития.
Экспериментально - психологическое изучение детей с нарушениями развития. Тесты. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития.
Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияния на развитие ребенка.
Тема 10.Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития
Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей с нарушениями развития.
Психокоррекционные технологии при разных видах дизонтогенеза. Психологическая коррекция родительско-детских отношений.
Литература
Основная
1. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2005.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
5. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
6. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2005.
7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
8. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской.- М., 2002.
9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
10. Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
12. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.,2000.
13. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.
14. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М., 2001.
Дополнительная
1. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М., 1999.
3. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М., 1983.
4. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 2001.
5. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига» - 2002.
6. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
7. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская.- М., «Когито-Центр», 2000.
8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.
9. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999.
10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.
11. Замский Х. Умственно отсталые дети. – М., 1995.
12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1996.
13. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.
14. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб., 2001.
15. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб.: Речь, 2003.
16. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.
17. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985. С.117-124.
18. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПБ., 1995.
19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.
20. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов, 1997.
21. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.
22. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
23. Максимова Н.Ю., Милютина Е Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов н/Д., 2000.
24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-П., 2001.
25. Маринчева Г. С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях.- М.: Медицина, 1988.
26. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.
27. НикольскаяО.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 2005.
28. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – М., 1996.
29. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.- М., 2002.
30. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М., 1996.
31. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2001.
32. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.
33. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003.
34. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – С-П., 2002.
35. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003.
36. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
37. Сорокин В.М. Специальная психология.-С-П., 2003.
38. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общей ред. С.Ю. Циркина. – СПБ., 2001.
39. СемагоН.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст – М., 2000.
40. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. – М., 1989.
41. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1997.
42. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
43. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
44. Шамарин Т.Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. – Калуга, 1996.
45. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. Лебединского В.В. – М., 1990.
ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – очная
Лекции –32 часа
Семинары – 28 часов
Самостоятельная работа – 90 часов
Экзамен – 8 семестр
Всего – 150 часов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Виды учебных занятий | Самостоят. работа | |
Лекции | Практич. | ||||
Раздел 1. Общие закономерности психического дизонтогенеза | |||||
1. | Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития | ||||
2. | Общие закономерности психического дизонтогенеза | ||||
Раздел 2. Основные патопсихологические закономерности развития детей при разных видах дизонтогенеза | |||||
3. | Психическое недоразвитие | ||||
4. | Задержанное психическое развитие | ||||
5. | Поврежденное психическое развитие | ||||
6. | Дефицитарное психическое развитие | ||||
7. | Искаженное психическое развитие | ||||
8. | Дисгармоническое психическое развитие | ||||
Раздел 3. Психологическая помощь детям с нарушениями развития | |||||
9. | Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития | ||||
10. | Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития | ||||
Итого: |
ВСЕГО: 150 часов.
Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ.
1. Теоретические и прикладные задачи изучения закономерностей нарушений развития психики.
2. Вклад патопсихологии, дефектологии и клиники в исследование аномалий развития в детском возрасте.
3. Исторические аспекты изучения нарушений психического развития у детей.
4. Количественный и качественные подходы в психологических исследованиях детей с отклоняющимся развитием.
5. Социальные факторы нарушений в психическом развитии.
6. Основные принципы построения классификаций нарушений психического развития.
7. Понимание сущности феномена нарушенного развития с точки зрения разных психологических школ.
8. Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.
9. Причины отклонений в развитии детей и подростков с нарушениями в развитии.
10. Основные направления профилактики нарушений в развитии лиц в ограниченными возможностями.
11. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
12. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.
13. Творческие возможности лиц с проблемами в психическом развитии.
14. Формирование личности в условиях нарушенного развития.
15. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
16. Эмоциональное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
17. Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
18. Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Нарушения психического развития ребенка».
1. Предмет, задачи и история изучения закономерностей нарушений развития психики ребенка.
2. Понятие дизонтогенеза. Этиология дизонтогений.
3. Возрастные уровни нервно-психического реагирования в ответ на вредности по В.В. Ковалеву.
4. Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития (три блока мозга по А.Р. Лурия).
5. Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
6. Виды дизонтогенеза по В.В.Лебединскому
7. Систематика умственной отсталости, ее сопоставление со степенями олигофрении.
8. Этиология умственной отсталости.
9. Особенности ВНД умственно отсталых детей.
10. Структура дефекта при олигофрении. Основные закономерности олигофрении по Г.Е. Сухаревой.
11. Формы олигофрении по Г.Е. Сухаревой.
12. Возможности коррекции детей с умственной отсталостью.
13. Особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости.
14. Особенности познавательной сферы у детей с ЗПР.
15. Классификация ЗПР по К.С. Лебединской.
16. Нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР.
17. Диагностические критерии ЗПР.
18. Коррекционные подходы к детям с ЗПР различной этиологии
19. Этиология органической деменции.
20. Классификация деменции по Г.Е. Сухаревой.
21. Сравнительная характеристика структуры дефекта при ЗПР, олигофрении и органической деменции.
22. Общая характеристика дефицитарного развития.
23. Нарушения двигательной сферы при поражении подкоркового и кортикального уровней мозга.
24. Этиология нарушений при ДЦП.
25. Формы ДЦП по К.А. Семеновой.
26. Вторичные нарушения моторики, пространственного гнозиса у детей с ДЦП.
27. Нарушения эмоциональной сферы при ДЦП.
28. Общая характеристика искаженного развития.
29. Этиология РДА. Основные проявления РДА.
30. Группы РДА по О.С. Никольской.
31. Коррекционные подходы к детям с РДА.
32. Общая характеристика дисгармонического развития.
33. Характеристика конституционных психопатий.
34. Патологическое формирование личности..
35. Модели психологической помощи детям и подросткам.
36. Принципы психологической помощи.
37. Особенности психологического консультирования семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Лекции
Лекция 1. Предмет, задачи и история изучения детей с нарушениями развития.
Лекция 2. Общие закономерности психического дизонтогенеза
Лекция 3.Психическое недоразвитие у детей.
Лекция 4. Дети с задержкой психического развития.
Лекция 5. Поврежденное психическое развитие у детей.
Лекция 6. Общая характеристика дефицитарного развития. Нарушения развития при недостаточности зрения и слуха.
Лекция 7. Психологические особенности развития детей при речевых нарушениях.
Лекция 8. Общая характеристика психического развития при ДЦП.
Лекция 9. Искаженное психическое развитие у детей.
Лекция 10. Психологические особенности детей при дисгармоническом развитии.
Лекция 11.Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
Лекция 12. Психокоррекционные технологии для детей с нарушениями развития