Методы реализации эффективности программы.


Основные принципы, используемые при реализации программы.

1. Принцип «коммунотерапии» - организации процесса социализации средствами коллектива, индивиуальной и коллективной поддержки.

2. Принцип «мотивации на успех» - закрепление личных достижений подростка в рамках коллективной деятельности.

3. Принцип партнерства- организации равного и взаимоответственного участия подростков в деятельности, организуемой совместно и по согласованным правилам взаимоподдержки.

4. Принципдемократичности: -отношения ведущих с подростками должны быть доброжелательными, недопустима менторская позиция и порицание за неуспех.

5.Принцип самооценивания -большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы; самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны педагога - психолога.

6. Принцип индивидуализации воспитания -предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям , как—то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, представление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Содержание программы.

Блоки Цель Содержание Задачи Ожидаемый результат
1. Организационный Включение участников в процесс коллективной деятельности, формирование активного самосознания и навыков волевой саморегуляции. Знакомство с составом тренеров, принятие правил жизни в лагере. Осознание подростками установленных правил, принятие ответственности за их нарушение.   Знакомство участников между собой и с творчески-игровым пространством лагеря. Принятие общегрупповых правил и ответственности за их нарушение. Создание благожелательной атмосферы, мотивация участников на активное участие в мероприятиях и актуализация основных целей.
Подготовка представления отрядов, выбор командиров, разработка отрядной символики, флагов. Презентация целей и идей программы, включение участников в процесс коллективной деятельности.
Торжественное открытие лагерной смены, представление отрядов, подъем флагов, выдача отрядных поручений, дневников.
2. “Идем индейской тропой» Созние ситуации взаимодействия в группе, выработка моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения. Сплочение участников для повышения эффективности взаимодействия в процессе дальнейшей работы. Командная игра «Идем индейской тропой» Создание условий для развития способности принимать конструктивные групповые решения, умения учитывать различные мнения и прогнозировать то, как личные реше­ния могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.   Развитие жизненно необходимых навыков (общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций).   Сплочение участников.
3 «Пираты Карибского моря» Командная игра «Пираты Карибского моря»
4 .«Братья по разуму» Снятие эмоционального напряжения после физически и эмоционально напряженных первых блоков. Гармонизация межличностных отношений. Командная игра «Братья по разуму» Создание условий для развития способности нестандартно, творчески решать различные задачи, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей. Снятие эмоционального напряжения, активизация самораскрытия и самовыражения участников.
«Большой Костер» Проведение командных игр, обратная связь. Создание атмосферы доверия и принятия друг друга.
6. «Прощание с лагерем» Оценка опыта, приобретенного за время работы. Формирование навыков перспективного виденья. Закрытие смены. Награждение отрядов и участников. Спуск флагов. Подведение эмоциональных и рациональных итогов жизни лагеря. Моделирование будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей.
Ритуал прощания с лагерем и загадывания желаний Оценка опыта, приобретенного за время работы. Формирование навыков перспективного виденья.
7. «Сквозные» мероприятия программы   Утренний и вечерний сборы. Решение организационных вопросов, смена отрядных поручений. Утренний сбор - игровая настройка перед основными видами деятельности. Вечерний сбор-подведение эмоционального и содержательного итога дня, обмен впечатлениями, проговор. Развитие и закрепление сформированных навыков.
«Творческая мастерская» Создание условий для выражения неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний с помощью методов арт-терапии. Снятие эмоционального напряжения.
  Включение участников в процесс коллективной деятельности, способствование формирования навыков волевой саморегуляции. Активизация самораскрытия и самовыражения участников.  
  Обратная связь, оценка эффективности проведенных мероприятий, групповой динамики.  
Обсуждение игры дня общим сбором. Создание условий для развития навыков саморефлексии, понимания своего характера, своих достоинств, недостатков и желаний, стилей группового взаимодействия.
«Отрядные свечки». Экологичное завершение событий дня, cоздание условий для развития способности адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознание возможности принять людей такими, какие они есть. Отрядные свечки являются важным символом жизни в лагере, они вручаются капитанам отрядов на открытии, вокруг них собирается отряд каждый вечер для обсуждения итогов дня. Прощальный Костер зажигается от свечей отрядов, которые торжественно приносятся на место сбора.
Организация поддерживающей работы(индивидуальное психологическое консультирование). Помощь в решении проблем : -связанных с межличностными конфликтами; - переживаниями вследствие групповой динамики; -сильных реакций на личностные изменения и переживания.





6. Критерии эффективности программы:

Предложенная программа:

1) Рассчитана на детей различных возра­стов, что предполагает длительное (на протяжении нескольких лет) воздействие;

2) Обучает жизненным навыкам при помощи интерактивных методов;

3) Обучает навыкам противостояния негативному давлению в соответствии с уровнем развития подростков;

4) Прививает социально одобряемые нормы пове­дения;

5) Предполагает периодическую оцен­ку ее эффективности (ежедневная рефлексия, анализ дневников).

Оценка эффективности программы: для оценки эффективности программы необходимо сравнить, каким было состояние учащихся до начала реали­зации проекта и каким оно стало после его окончания.

В полном объеме в рамках выездного лагеря программа была реализована летом 2007 и 2008г. В реализации программы 2006-07уч.г. помимо 15 «социализированных» подростков принимали участие 15 «социально-уязвимых» подростка, учащиеся МОУ ЦППРК. У исследуемой группы подростков отмечались следующие особенности:

-непринятие общепринятых норм и правил;
- сформированная потребительская позиция;
- несформированность навыков межличностного общения;
- эмоционально-волевые нарушения (тревожность, агрессивность);
- ограниченность собственных интересов потребностями физиологического уровня;
- слабая саморегуляция;
- несформированность умений действовать по плану.

Психологи, работавшие с отрядами, отмечают, что подростки научились работать в команде, стали более открыты, с удовольствием принимали участие в конкурсах, поддерживали друг друга, нашли новых друзей из другой социальной среды. Кроме того, многие участники проявили лидерские качества, способность брать на себя ответственность за действия команды.

Отрывок из дневника участника: « Было очень не просто, но это всех нас очень сблизило, и многие поняли, что вместе мы сможем преодолеть любые трудности…в нашем отряде появилась сплоченность и каждый был готов подставить плечо в трудную минуту…».

Благодаря интенсивной нагрузке, за время сборов в лагере не было случаев употребления спиртных напитков и ухода с территории лагеря без разрешения начальника сборов.

Учащиеся Центра, ставшие участниками реализации программы, в течение следующего учебного года проявили лидерские качества, способность брать на себя ответственность за действия команды, помогали педагогам в организации мероприятий, принимали активное участие в коллективной творческой деятельности Центра. На сборах летом 2008г состав участников условно можно было разделить на 3 части- «социализированные» подростки из различных ОУ г.Челябинска, ученики МОУ ЦППРК, уже принимавшие участие в программе 07г., и новые участники из МОУ ЦППРК. «Костяк» участников, уже бывших на сборах 07г, активно участвовали в мероприятиях лагеря, проявляли инициативу в командных играх, вовлекали новых участников программы в жизнь лагеря.

Летом 2009г. помимо ставшего традиционным выездного тренинга жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации специалисты МОУ ЦППРК совместно с туристическим клубом и другими ОУ г. Челябинска планируют организацию сплава по реке Уфа с элементами экстремально-приключенческого тренинга. Участие в водном походе потребует от учащихся МОУ ЦППРК высокой организованности, умения подчиняться общим правилам, умения брать ответственность на себя и работать в команде.

План реализации программы.

Тема дня 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день
Знакомство с составом тренеров, принятие правил жизни в лагере «Идем индейской тропой» «Пираты Карибского Моря» «Братья по разуму» «День Большого костра» «Прощание с лагерем»
Мероприятия Утренний сбор. Утренний сбор.   Утренний сбор.   Утренний сбор.   Утренний сбор. .
Подготовка представления отрядов, выбор командиров, разработка отрядной символики, флагов. Командная игра «Идем индейской тропой»   Командная игра «Пираты Карибского моря»   Командная игра «Братья по разуму» «Творческие мастерские» «Встреча для девушек», «Обыкновенное чудо» «Творческая мастерская» «4 Стихии»
Обсуждение игры общим сбором. Обсуждение игры общим сбором. Обсуждение игры общим сбором. Закрытие смены. Награждение отрядов и участников. Спуск флагов
Отрядные свечки.
Торжественное открытие лагерной смены, представление отрядов, подъем флагов, выдача отрядных поручений, дневников. «Творческая мастерская» «Волшебный сад»   «Творческая мастерская» «Мой внутренний Дом» «Творческая мастерская» «3 причины для встречи»   Костер. Командные игры: «Парад монстров», «Орел-самурай-бабушка», «Воробьи-вороны»   Ритуал прощания с лагерем и загадывания желаний ( повязывание отрядных ленточек)
Вечерний сбор, смена поручений. Вечерний сбор, смена поручений.     Вечерний сбор, смена поручений.    
Отрядные свечки. Отрядные свечки. Отрядные свечки Отрядные свечки

Список литературы.

1 А.Я. Анцупов. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Владос, 2004

2 Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. – М.: Планетариум, 2002

3 И.В. Вачков. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2007.

4 И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. — М.:Ось-89 1999.

5 Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб, 2006

6 Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998

7 Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия.— СПб.: "Речь", 2000

8 И.С. Кон. Психология старшеклассника. – М.:Просвещение 1980.

9 М.В. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.:Речь, 2006

10 Козлов Н. Теория личности. – М.:Аст-Апрель, 2004

11 А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999

12 А.И. Копытин « Руководство по групповой арт-терапии», СПб, Речь, 2003.

13 Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

14 Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2004.

15 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.:Речь, 2005

16 Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том 3. – М.: Владос, 2000

17 Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под редакцией М.Р. Битяновой.– СПб, Питер,2002

18 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Владоспресс, 2003

19 Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. - Ярославль: Академия развития, 2004.

20 Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: Вако, 2006.

21 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Части 1-4.-М.: Генезис, 2006.

22 Царапкина Е.Б., Саначина О.Г., Пуговкина Н.И., Журин Ю.Н. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. – СПб, 2005

23 Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владоспресс, 2006.

Иллюстрации для оформления раздаточных материалов программы взяты из сборника клипартов HEMERA The Big Box of Art 04.

Все фотографии в презентации Power Point «Дневник тренинга жизненных навыков» - из архива МОУ ЦППРК, приложены с разрешения родителей учащихся МОУ ЦППРК, автор фотографий - Абрамова Е.А., Калашников Н.В.

Приложение 1.

Наши рекомендации