Методы реализации эффективности программы.
Основные принципы, используемые при реализации программы.
1. Принцип «коммунотерапии» - организации процесса социализации средствами коллектива, индивиуальной и коллективной поддержки.
2. Принцип «мотивации на успех» - закрепление личных достижений подростка в рамках коллективной деятельности.
3. Принцип партнерства- организации равного и взаимоответственного участия подростков в деятельности, организуемой совместно и по согласованным правилам взаимоподдержки.
4. Принципдемократичности: -отношения ведущих с подростками должны быть доброжелательными, недопустима менторская позиция и порицание за неуспех.
5.Принцип самооценивания -большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы; самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны педагога - психолога.
6. Принцип индивидуализации воспитания -предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям , как—то: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, представление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Содержание программы.
Блоки | Цель | Содержание | Задачи | Ожидаемый результат |
1. Организационный | Включение участников в процесс коллективной деятельности, формирование активного самосознания и навыков волевой саморегуляции. | Знакомство с составом тренеров, принятие правил жизни в лагере. | Осознание подростками установленных правил, принятие ответственности за их нарушение. | Знакомство участников между собой и с творчески-игровым пространством лагеря. Принятие общегрупповых правил и ответственности за их нарушение. Создание благожелательной атмосферы, мотивация участников на активное участие в мероприятиях и актуализация основных целей. |
Подготовка представления отрядов, выбор командиров, разработка отрядной символики, флагов. | Презентация целей и идей программы, включение участников в процесс коллективной деятельности. | |||
Торжественное открытие лагерной смены, представление отрядов, подъем флагов, выдача отрядных поручений, дневников. | ||||
2. “Идем индейской тропой» | Созние ситуации взаимодействия в группе, выработка моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения. Сплочение участников для повышения эффективности взаимодействия в процессе дальнейшей работы. | Командная игра «Идем индейской тропой» | Создание условий для развития способности принимать конструктивные групповые решения, умения учитывать различные мнения и прогнозировать то, как личные решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом. | Развитие жизненно необходимых навыков (общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций). Сплочение участников. |
3 «Пираты Карибского моря» | Командная игра «Пираты Карибского моря» | |||
4 .«Братья по разуму» | Снятие эмоционального напряжения после физически и эмоционально напряженных первых блоков. Гармонизация межличностных отношений. | Командная игра «Братья по разуму» | Создание условий для развития способности нестандартно, творчески решать различные задачи, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей. | Снятие эмоционального напряжения, активизация самораскрытия и самовыражения участников. |
«Большой Костер» Проведение командных игр, обратная связь. | Создание атмосферы доверия и принятия друг друга. | |||
6. «Прощание с лагерем» | Оценка опыта, приобретенного за время работы. Формирование навыков перспективного виденья. | Закрытие смены. Награждение отрядов и участников. Спуск флагов. | Подведение эмоциональных и рациональных итогов жизни лагеря. | Моделирование будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей. |
Ритуал прощания с лагерем и загадывания желаний | Оценка опыта, приобретенного за время работы. Формирование навыков перспективного виденья. | |||
7. «Сквозные» мероприятия программы | Утренний и вечерний сборы. | Решение организационных вопросов, смена отрядных поручений. Утренний сбор - игровая настройка перед основными видами деятельности. Вечерний сбор-подведение эмоционального и содержательного итога дня, обмен впечатлениями, проговор. | Развитие и закрепление сформированных навыков. | |
«Творческая мастерская» | Создание условий для выражения неосознаваемых внутренних конфликтов и переживаний с помощью методов арт-терапии. Снятие эмоционального напряжения. | |||
Включение участников в процесс коллективной деятельности, способствование формирования навыков волевой саморегуляции. Активизация самораскрытия и самовыражения участников. | ||||
Обратная связь, оценка эффективности проведенных мероприятий, групповой динамики. | ||||
Обсуждение игры дня общим сбором. | Создание условий для развития навыков саморефлексии, понимания своего характера, своих достоинств, недостатков и желаний, стилей группового взаимодействия. | |||
«Отрядные свечки». | Экологичное завершение событий дня, cоздание условий для развития способности адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознание возможности принять людей такими, какие они есть. Отрядные свечки являются важным символом жизни в лагере, они вручаются капитанам отрядов на открытии, вокруг них собирается отряд каждый вечер для обсуждения итогов дня. Прощальный Костер зажигается от свечей отрядов, которые торжественно приносятся на место сбора. | |||
Организация поддерживающей работы(индивидуальное психологическое консультирование). | Помощь в решении проблем : -связанных с межличностными конфликтами; - переживаниями вследствие групповой динамики; -сильных реакций на личностные изменения и переживания. |
6. Критерии эффективности программы:
Предложенная программа:
1) Рассчитана на детей различных возрастов, что предполагает длительное (на протяжении нескольких лет) воздействие;
2) Обучает жизненным навыкам при помощи интерактивных методов;
3) Обучает навыкам противостояния негативному давлению в соответствии с уровнем развития подростков;
4) Прививает социально одобряемые нормы поведения;
5) Предполагает периодическую оценку ее эффективности (ежедневная рефлексия, анализ дневников).
Оценка эффективности программы: для оценки эффективности программы необходимо сравнить, каким было состояние учащихся до начала реализации проекта и каким оно стало после его окончания.
В полном объеме в рамках выездного лагеря программа была реализована летом 2007 и 2008г. В реализации программы 2006-07уч.г. помимо 15 «социализированных» подростков принимали участие 15 «социально-уязвимых» подростка, учащиеся МОУ ЦППРК. У исследуемой группы подростков отмечались следующие особенности:
-непринятие общепринятых норм и правил;
- сформированная потребительская позиция;
- несформированность навыков межличностного общения;
- эмоционально-волевые нарушения (тревожность, агрессивность);
- ограниченность собственных интересов потребностями физиологического уровня;
- слабая саморегуляция;
- несформированность умений действовать по плану.
Психологи, работавшие с отрядами, отмечают, что подростки научились работать в команде, стали более открыты, с удовольствием принимали участие в конкурсах, поддерживали друг друга, нашли новых друзей из другой социальной среды. Кроме того, многие участники проявили лидерские качества, способность брать на себя ответственность за действия команды.
Отрывок из дневника участника: « Было очень не просто, но это всех нас очень сблизило, и многие поняли, что вместе мы сможем преодолеть любые трудности…в нашем отряде появилась сплоченность и каждый был готов подставить плечо в трудную минуту…».
Благодаря интенсивной нагрузке, за время сборов в лагере не было случаев употребления спиртных напитков и ухода с территории лагеря без разрешения начальника сборов.
Учащиеся Центра, ставшие участниками реализации программы, в течение следующего учебного года проявили лидерские качества, способность брать на себя ответственность за действия команды, помогали педагогам в организации мероприятий, принимали активное участие в коллективной творческой деятельности Центра. На сборах летом 2008г состав участников условно можно было разделить на 3 части- «социализированные» подростки из различных ОУ г.Челябинска, ученики МОУ ЦППРК, уже принимавшие участие в программе 07г., и новые участники из МОУ ЦППРК. «Костяк» участников, уже бывших на сборах 07г, активно участвовали в мероприятиях лагеря, проявляли инициативу в командных играх, вовлекали новых участников программы в жизнь лагеря.
Летом 2009г. помимо ставшего традиционным выездного тренинга жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации специалисты МОУ ЦППРК совместно с туристическим клубом и другими ОУ г. Челябинска планируют организацию сплава по реке Уфа с элементами экстремально-приключенческого тренинга. Участие в водном походе потребует от учащихся МОУ ЦППРК высокой организованности, умения подчиняться общим правилам, умения брать ответственность на себя и работать в команде.
План реализации программы.
Тема дня | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день |
Знакомство с составом тренеров, принятие правил жизни в лагере | «Идем индейской тропой» | «Пираты Карибского Моря» | «Братья по разуму» | «День Большого костра» | «Прощание с лагерем» | |
Мероприятия | Утренний сбор. | Утренний сбор. | Утренний сбор. | Утренний сбор. | Утренний сбор. . | |
Подготовка представления отрядов, выбор командиров, разработка отрядной символики, флагов. | Командная игра «Идем индейской тропой» | Командная игра «Пираты Карибского моря» | Командная игра «Братья по разуму» | «Творческие мастерские» «Встреча для девушек», «Обыкновенное чудо» | «Творческая мастерская» «4 Стихии» | |
Обсуждение игры общим сбором. | Обсуждение игры общим сбором. | Обсуждение игры общим сбором. | Закрытие смены. Награждение отрядов и участников. Спуск флагов | |||
Отрядные свечки. | ||||||
Торжественное открытие лагерной смены, представление отрядов, подъем флагов, выдача отрядных поручений, дневников. | «Творческая мастерская» «Волшебный сад» | «Творческая мастерская» «Мой внутренний Дом» | «Творческая мастерская» «3 причины для встречи» | Костер. Командные игры: «Парад монстров», «Орел-самурай-бабушка», «Воробьи-вороны» | Ритуал прощания с лагерем и загадывания желаний ( повязывание отрядных ленточек) | |
Вечерний сбор, смена поручений. | Вечерний сбор, смена поручений. | Вечерний сбор, смена поручений. | ||||
Отрядные свечки. | Отрядные свечки. | Отрядные свечки | Отрядные свечки |
Список литературы.
1 А.Я. Анцупов. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Владос, 2004
2 Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. – М.: Планетариум, 2002
3 И.В. Вачков. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. — М.: Эксмо, 2007.
4 И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. — М.:Ось-89 1999.
5 Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб, 2006
6 Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: "Златоуст", 1998
7 Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия.— СПб.: "Речь", 2000
8 И.С. Кон. Психология старшеклассника. – М.:Просвещение 1980.
9 М.В. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.:Речь, 2006
10 Козлов Н. Теория личности. – М.:Аст-Апрель, 2004
11 А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
12 А.И. Копытин « Руководство по групповой арт-терапии», СПб, Речь, 2003.
13 Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
14 Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2004.
15 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.:Речь, 2005
16 Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том 3. – М.: Владос, 2000
17 Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под редакцией М.Р. Битяновой.– СПб, Питер,2002
18 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: Владоспресс, 2003
19 Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. - Ярославль: Академия развития, 2004.
20 Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: Вако, 2006.
21 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Части 1-4.-М.: Генезис, 2006.
22 Царапкина Е.Б., Саначина О.Г., Пуговкина Н.И., Журин Ю.Н. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. – СПб, 2005
23 Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владоспресс, 2006.
Иллюстрации для оформления раздаточных материалов программы взяты из сборника клипартов HEMERA The Big Box of Art 04.
Все фотографии в презентации Power Point «Дневник тренинга жизненных навыков» - из архива МОУ ЦППРК, приложены с разрешения родителей учащихся МОУ ЦППРК, автор фотографий - Абрамова Е.А., Калашников Н.В.
Приложение 1.