Типология девиантного поведения.
В современных психолого-педагогических исследованиях существует множество подходов к типологизации девиантного поведения (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, А.С. Белкин, Л.М. Зюблин, И.А. Невский, Г.Д. Молодцова, Р.В. Овчарова, А.М. Печенюк и др.). Не останавливаясь на анализе различных типологий, мы в качестве возможного варианта используем подход, в основу которого положен важный основополагающий признак — степень устойчивости стереотипа девиантного поведения подростков, позволивший выделить следующие три группы.
Первую группусоставляют подростки со сложившейся системой аморальных ценностей и стойким стереотипом девиантного поведения. Они, как правило, являются лидерами групп с асоциальной направленностью. Формы девиантного поведения таких подростков: разбой, набеги на дачи, проституция, алкоголизм и др.
Ко второй группемы относим подростков с несложившейся системой ценностей и неустойчивым стереотипом поведения. Склонность к ситуативному поведению, чрезмерная подверженность внешнему влиянию зачастую находят свое выражение в бродяжничестве, воровстве и др.
Третью группусоставляют подростки, страдающие неадекватной (аффективной) реакцией на любые стимульные воздействия и жизненные ситуации. Типичные формы правонарушений таких подростков, как правило, связаны с ничегонеделанием, наркоманией, токсикоманией и др.
Сложен и специфичен процесс самоутверждения подростка в неблагоприятной среде. И.А. Невский ввел в науку понятие «механизм протекания отклонений в поведении». Нам близка в организации работы Центра позиция этого крупного ученого. По его мнению, данный механизм включает пять последовательных этапов, характеризующих, с одной стороны, социально-психологическое состояние подростка, а с другой, — степень отклонений в его поведении.
I этап— дезориентация ребенка в новых, непривычных для него социальных условиях, где наработанные за предшествующий период жизни ребенка привычные способы поведения его теряют свою эффективность, а новые в его поведенческом арсенале еще не выработаны.
II этап— дестабилизация ребенка, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с одной стороны, приводит к социально-психологическому истощению и возникновению неуверенности в собственных силах, а с другой — к росту раздражения и неприятия окружающей среды, что формирует базу для обращения ребенка к социально негативным формам поведения.
III этап— дезадаптация, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для него ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. При этом поведение ребенка теряет последовательность и логичность, становится слабо предсказуемым и объяснимым, носит порой импульсивный, аффективный характер.
IV этап— деструктивное поведение, характеризующееся воспроизведением ребенком негативных поведенческих реакций с одновременным осознанием его «запрещенности», что сопровождается состоянием психологического перенапряжения и самообвинением. Иногда следствием этого могут быть психологические и биологические нарушения (бессонница, невроз, психоз).
V этап— асоциальное (негативное) поведение на основе его осознанного принятия, которое не противоречит нравственной сфере воспитанника, а воспроизводится с целью достижения личной выгоды, утверждения себя и своей роли среди сверстников.
По нашим наблюдениям, поведение детей и подростков с девиантным поведением характеризуется:
1) ситуативностью, при которой отдельные актуально складывающиеся ситуации социального взаимодействия не обобщаются и не категоризируются (т.е. не имеют выхода на уровень сознательной регуляции, а воспринимаются «здесь-и-сейчас»);
2) преобладанием своих потребностей над социальными ценностями;
3) таким уровнем эмпатии, при котором другие люди воспринимаются не более, чем объекты, препятствующие или способствующие достижению актуальной цели;
4) преобладанием внешнего локуса контроля.
Для исследуемой группы подростков характерны следующие особенности:
-непринятие общепринятых норм и правил;
- сформированная потребительская позиция;
- низкий уровень толерантности (дети нетерпимо относятся к недостаткам других, высмеивают друг друга);
- несформированность навыков межличностного общения;
- эмоционально-волевые нарушения (тревожность, агрессивность);
- ограниченность собственных интересов потребностями физиологического уровня;
- низкий уровень познавательной активности;
- несформированность умений действовать по плану.
Мы считаем целесообразным рассматривать девиантное поведение, как проявление нарушений социальной адаптации, то есть как устойчивую неприспособленность индивида к влияниям его окружения, а также неспособность производить действия, доступные его возрастному уровню развития.
2.3 Социальная адаптация- приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля.
Индивид с девиантными формами поведения может быть адаптирован к микрогрупповым нормам, как к нормам, отвечающим его индивидным потребностям, но нарушать нормы социальные, которые не усваиваются им. Нормы социальные предполагают отказ от определённых индивидуальных потребностей в пользу потребностей общественных. Общественные нормы призваны регулировать поведение индивида в социуме, то есть ограничивать его в удовлетворении собственных потребностей. Присвоенные нормы становятся ценностями. Согласно Д.А.Леонтьеву, «если ценности не занимают в структуре мотивации соответствующее им место..., то происходит нарушение процесса социализации, что приводит индивида к непринятию (или незнанию) социальных норм, а затем и к их нарушению».
Специфические особенности всего комплекса социальных навыков во многом определяются своеобразием различных культур, но в современном мире, где культуры достаточно тесно соприкасаются на базе делового взаимодействия и все нарастающего информационного бума, можно выделить ряд общекультурных навыков. Эти навыки являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры.
2.4. Жизненно важные навыки — комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и
Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности— способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
Навыки позитивного общения— способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
Навыки саморефлексии и понимания других— способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других (инвалиды, больные СПИДом, наркоманы в период лечения).
Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями— осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях— способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
Навыки продуктивного взаимодействия— способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
Навык самостоятельного принятия решений— способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
Навык решения проблемных ситуаций— помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.
Навыки работы с информацией— способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
Навыки творчества— способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Существуют многие причины, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо в школе. Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и прочее. Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.
Во-вторых, такое обучение должно проводиться как можно раньше, еще до того, как подростком приняты установки асоциального поведения. Обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, более положительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.
Целевая группа, на которую расчитана программа– дезадаптивные подростки, попавшие в трудные жизненные ситуации и требующие реабилитации в связи с ярко выраженными проблемами и особенностями первичной социализации (в семье), а также с трудностями в принятии социального воспитания (в школе).
3. Цель и задачи программы:
Цель программы - развитие у подростков со сложностями социальной адаптации жизненно-необходимых навыков через взаимодействие с социально-адаптированными сверстниками (методами экстремально-приключенческих игр), раскрытие себя с помощью методов арт-терапии, предоставление информации, вследствие чего подростки смогут адаптироваться в социальной среде, противостоять рискованным жизненным ситуациям.
Задачи программы:
1) Раскрытие и развитие личностных ресурсов подростков (эмоциональная сфера, личностные особенности, творческие способности).
2) Развитие жизненно необходимых навыков (навыков общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций).
3) Формирование ценностного отношения к себе, другим людям, своему здоровью, жизни, жизненным ценностям и целям.