Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.
В результате прохождения практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
- общекультурные компетенции (ОК-11);
- профессиональные компетенции (ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6);
- компетенции психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-4, ПКПП-8);
- социально-педагогической деятельности (ПКСП-2, ПКСП-6).
Студент-практикант в результате прохождения летней педагогической практики должен знать:
- систему организации и планирования работы с детьми в детском оздоровительном лагере;
- специфику работы и функциональные обязанности отрядного вожатого;
- особенности формирования коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и способы решения конфликтных ситуаций.
После прохождения практики студент должен освоить следующие группы умений:
- Гностические – умение ориентироваться в методической литературе, умение квалифицированно решать педагогические задачи, умение эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы в практической деятельности.
- Конструктивные – умение определять цели и задачи деятельности отрядного вожатого, умение составлять план деятельности отряда на сезон, на день с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, возможностей вожатого, общего плана работы смены, специфики детского оздоровительного лагеря.
- Коммуникативные – умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение управлять коллективом детей; умение проявлять чуткость, заботу, душевное отношение к детям; умение выстраивать деловые и конструктивные отношения с коллегами, с руководством лагеря.
- Организаторские – умение создавать оптимальные условия для активного отдыха детей в условиях детского оздоровительного лагеря; умение организовать свой труд; умение организовать коллективно-творческое дело любой направленности, в зависимости от возраста детей, их интересов; умение организовать (спланировать и провести) отрядные и общелагерные мероприятия интеллектуального, развлекательного, спортивного характера.
- Информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение чётко предъявлять педагогические требования.
7. Структура и содержание производственной практики.
Производственная практикаимеет определённую структуру и включает в себя следующие этапы (таблица 1).
Таблица 1.
Этапы производственной (летней педагогической) практики
Неделя | Разделы (этапы) практики | Виды деятельности | Формы текущего контроля |
1. Подготовительный этап. 1.1.Познакомиться с программой практики, целями, задачами. 1.2.Распределение по базам. 1.3.Разъяснение заданий. 1.4.Инструктаж по технике безопасности. | Участие в установочной конференции. Определение целей и задач практики, содержание заданий. | Явка на установочную конференцию. | |
1.5.Самостоятельное изучение теоретического материала. | Освоение теоретического материала по особенностям временного детского коллектива, основам организации летнего лагеря, культурно-творческой деятельности. Подготовка игротехник, упражнений. | В дневнике практики зафиксировать понятие «временной детский коллектив», понятие «КТД», краткое изложение основ организации летнего лагеря. Разработать примерный план работы с детским коллективом во время летней практики и приложить к отчёту. | |
1 неделя | 2. Ознакомительный этап. 2.1. Знакомство с профессиональной деятельностью вожатого. 2.2.Знакомство с категорией детей, с которыми предстоит работать. | Выявить общие сведения об учреждении (кол-во воспитанников, вожатых и т.д., его структуру, состав специалистов, их обязанности, каковы основные проблемы учреждения. Определить направления работы, основные проблемы. Определить особенности группы детей (отряда), с которой предстоит работать. | Зафиксировать в дневнике: общие сведения о лагере (детской площадке), его (ее) структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях; составить список детей со следующими основными сведениями (ФИО, год рождения, интересы, проблемы). |
3. Исследовательский этап. Исследование сплочённости коллектива. | Проведение и обработка методики на выявление уровня сплоченности коллектива. | Результаты «Социометрической методики» (составить социограмму, социоматрицу.) или другой, направленной на выявление сплоченности, приложить. | |
неделя | 4. Культурно-творческие мероприятия с отрядом. | Организация игровой деятельности детей: подготовить и провести с детьми различные игры: познавательные, развивающие, музыкальные, иммитационные, деловые, игры-упражнения. Организация оздоровительно-спортивной деятельности детей: разработать и провести спортивные игры и эстафеты в лагере, на местности. Организация трудовой деятельности детей: научить детей различным формам трудовой деятельности: дежурство в столовой, по лагерю, благоустройство территории, шефская помощь младшим отрядам; Организация художественно-творческой деятельности детей: подготовить и провести с детьми концерты, смотры, конкурсы, дни творчества, музыкальные фестивали, дискотеки. | Отразить в дневнике по практике типологию игр, описать содержание проведенных игр и ответную реакцию детей, их поведение по время игры. привести в дневнике результаты наблюдений о процессе усвоения ребенком основных трудовых навыков и навыков самообслуживания. |
5. Заключительный этап. 5.1.Обобщение полученных на практике результатов. 5.2. Подготовка к итоговой конференции. | Подвести итоги организации деятельности временного детского коллектива. Проанализировать выполнение задач, поставленных творческой программой работы отряда. В дневнике практики определить и оформить структуру и содержание деятельности педагога-психолога в условиях летнего отдыха детей и подростков. Подготовка отчета, тезисов. | Подготовка всех необходимых отчетных документов. Студент присылает на проверку материалы (всё в одном файле WORD, файл должен называться соответственно фамилии учащегося) курсовому руководителю факультета[email protected] Студент сдаёт папку с документацией практики на проверку курсовому руководителю факультета в первый день после выхода на занятия. | |
6. Итоговая конференция. Проведение конференции (в течение 2-х недель после окончания практики) | Явка на итоговую конференцию. | Защита практики. Получение оценки. |
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике.
Проведение групповых занятий, диагностики коллектива, наблюдение и беседы, технологии развивающей работы.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.
Осуществляется свободный доступ практикантов к библиотечным фондам и базам данных ВУЗа / отдельных кафедр, по содержанию программы практики. Практиканты обеспечиваются необходимым комплектом методических материалов (дневник, методические рекомендации по практике и др.).
В качестве обязательной документации, предъявляемой студентом курсовому руководителю практики по итогам практики, является:
1. Дневник практики (с индивидуальным планом), (прил.1);
2. Характеристика (прил.2);
3. Заключение по диагностике сплочённости коллектива (в сравнительном аспекте);
4. Конспекты занятий трудовой, игровой, художественно-творческой, спортивной деятельности детей (с самоанализом), (прил.3);
5. Аналитический отчёт по практике (прил.4).