Тема 1.1 Предмет, задачи и методы детской психологии.Детство как научная проблема
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО МГПУ имени И. П. Шамякина
________________ Н. А Лебедев
(подпись) (И.О.Фамилия)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-________________/уч.
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(название учебной дисциплины)
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности:
1-01 01 01 Дошкольное образование
(код специальности) (наименование специальности)
2015 г
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине«Детская психология», утв. 20.08.2014, рег. № ТД – А. 500/тип.
СОСТАВИТЕЛИ:
Л.А. Калач, кандидат психологических наук, доцент
(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой практической психологии и дефектологии
(название кафедры-разработчика)
Протокол № ___ от ____________
Заведующий кафедрой________________ Л. Н. Иванова
(подпись) (И.О.Фамилия)
Научно-методическим советом факультета дошкольного и начального
(название факультета - разработчика)
образованияУО МГПУ имени И. П. Шамякина
Протокол № ___ от ____________
Председатель НМС факультета
________________ А. В. Солохов
(подпись) (И.О.Фамилия)
Научно-методическим советом УО МГПУ
Протокол № ___ от ____________
Председатель НМС УО МГПУ
________________ Н. А. Лебедев
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Детская психология» предназначена для студентов факультета дошкольного и начального обучения, обучающихся по специальности «Дошкольное образование».
В данной программе отражены актуальные проблемы детской психологии не только с точки зрения науки, но и практики современных учреждений дошкольного образования. Психологическая подготовка студентов при изучении данной дисциплины направлена на осознание ими необходимости знаний по психологии детства, развитие осознанного отношения к проблемам воспитания и обучения детей, потребности в непрерывном профессиональном развитии и самосовершенствовании.
В основу программы положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как социальном наследовании, как активном присвоении ребенком материальной и духовной культуры и развитии у него высших психических функций.
Содержание курса представлено в 5разделах.
В первом разделе студенты знакомятся с предметом, задачами и проблемами детской психологии. Рассматриваются концептуальные подходы к проблеме изучения принципов, закономерностей, факторов, возрастной периодизации психического развития личности.
Второй раздел посвящен изучению психологических особенностей развития ребенка в младенческом и раннем возрасте, включая развитие психики в пренатальном периоде.
В третьем разделе представлена психология дошкольного возраста: общая характеристика психического развития дошкольника, психологическая характеристика видов деятельности, познавательное развитие,развитие личности, межличностные отношения и общение.
В четвертом разделе акцент сделан на вопросах психологической готовности детей к обучению в школе.
Последний, пятый раздел посвящен психологии младшего школьного возраста.
Цель учебной дисциплины «Детская психология»:развитие профессиональной компетентности студентов в области детской психологии, формирование у них готовности к осуществлению педагогической деятельности на принципах личностно-ориентированной модели воспитания и обучения в эпоху детства.
Задачи учебной дисциплины:
- показать непреходящую самоценность дошкольного детства и его роль в становлении и развитии личности на всех этапах онтогенеза;
- раскрыть динамику, закономерности, факторы и условия психического развития личности;
- представить целостную картину развития ребенка на разных этапах онтогенеза;
- сформировать психолого-педагогическую наблюдательность студентов, практические умения использования методов изучения психического развития ребенка, детской группы.
Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины «Возрастная и педагогическая (детская) психология» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названном стандарте указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психологических знаний и умений, составляющих профессиональную компетентность выпускника вуза. Таким образом, будущие педагоги должны
а) знать:
· основные подходы к пониманию психического развития в зарубежной и отечественной психологии;
· сущность основных законов развития психики;
· характеристики качественных новообразований и закономерности изменений всех психических функций на этапе детства;
б) уметь:
· осуществлять психологический анализ реальных жизненных ситуаций и проблем в процессе социализации ребенка;
· обосновывать выбор методов изучения особенностей развития и индивидуальных характеристик психики ребенка, взаимоотношений в дошкольной группе;
· обеспечивать условия расширения «зоны ближайшего развития» ребенка, владеть приемами коррекционно-развивающей работы с детьми;
в) владеть:
· содержанием и соотнесением определений специальных понятий, раскрывающих природу психического развития человека;
· применением этих понятий для осмысления различных этапов развития в детском возрасте, анализов фактов обыденной жизни.
Требования к компетентности специалиста:
Академические (АК):
- уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
- уметь работать самостоятельно;
- владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
Социально-личностные (СЛК):
- быть способным к социальному взаимодействию;
- быть способным осуществлять самообразование и совершенствовать профессиональную деятельность;
- быть способным к реализации ценностно-ориентационной деятельности.
Профессиональные (ПК):
- управлять учебно-познавательной деятельностью;
- осуществлять оптимальный отбор и эффективно реализовывать технологии воспитания;
- организовывать самостоятельную работу детей дошкольного возраста;
- эффективно реализовывать воспитательную деятельность;
- использовать оптимальные методы, формы и средства воспитания;
- формировать базовые компоненты культуры личности воспитанника;
- эффективно реализовывать развивающую деятельность в качестве педагога;
- предупреждать и преодолевать нарушения в процессах социализации детей дошкольного возраста;
- осуществлять профилактику нарушений в развитии эмоциональной и поведенческой сфер детей дошкольного возраста;
- эффективно реализовывать ценностно-ориентационную деятельность с воспитанниками и родителями;
- оценивать учебные достижения детей дошкольного возраста, а также уровни их воспитанности и развития;
- осуществлять самообразование и самосовершенствование профессиональной деятельности.
Дисциплина «Детская психология»
Наименование специальности (перечисляются все спец-ти, перечисленные на титульнике) | Форма обучения | Всего часов по учебной дисциплине по учебному плану | Курс | Семестр | Количество академических часов | Курсовая работа (указать семестр) | Форма текущей аттестации | № карты | ||||||||||||||
Аудиторных часов по учебной дисциплине по учебному плану | Из них | |||||||||||||||||||||
Лекции / на УСРС | Лабараторные / на УСРС | Практические/ на УСРС | Семинарские/ на УСРС | |||||||||||||||||||
Дошкольное образование | дневная | - | - | - | Зачёт | № 1 | ||||||||||||||||
- | - | - | ||||||||||||||||||||
- | - | - | Экз. | № 2 | ||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
Дошкольное образование | заочная | - | - | - | - | - | № 3 | |||||||||||||||
- | - | - | Зачёт | № 4 | ||||||||||||||||||
- | - | |||||||||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | Экз. | - | |||||||||||||||
Заведующий кафедрой ___________________ Л. Н. Иванова
(подпись) (И.О.Фамилия)
Председатель НМС УО МГПУ ___________________ Н. А. Лебедев
(подпись) (И.О.Фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1 Общие вопросы теории психического развития
Требования к курсовой работе
Специальность - «Дошкольное образование» (дневное и заочное отд.).
Объём работы: не менее 30 страниц, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта 14, интервал 1,2
Количество наименований в списке литературы 15-20.
Структура работы: Работа должна включать введение, теоретическую главу, экспериментальное исследование, заключение и библиографический список. Каждая глава имеет своё название и состоит из двух или более параграфов. Главы обознаются римскими цифрами (1.1, 2.1 и т.д.) и также имеют названия. Названия глав, параграфов и работы в целом не должны совпадать.
Во введениидолжны быть описаны:
§ Актуальность исследования,
§ Цель,
§ Задачи,
§ Объект исследования,
§ Предмет исследования
§ Методы
§ База исследования
В теоретической главеприводится анализ основных понятий, концепций и теоретических подходов, имеющих отношение к теме работы. Текст должен быть написан научным стилем. Приводя данные из литературы, необходимо обязательно указывать источники. При этом мнения разных авторов можно приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки ( в конце цитируемого предложения в скобках пишется номер и страница цитируемого источника в соответствии со списком литературы в конце работы, например, [4,с.86 ]. Можно также передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник, но без указания страницы, например, [5]. При отсутствии точного цитирования необходимо указывать автора в тексте с помощью формулировок типа «Л.С. Выготский полагает» и т.п. Не должно быть безличных утверждений типа «Существует четыре типа…», вместо них необходимо указывать авторов , ,например , «Н.М. Лебедева выделяет…». Если одновременно делается ссылка на нескольких авторов без цитирования, то надо перечислить источники, например (2,3,6). Если первоисточник не используется, необходимо упомянуть автора, чьи материалы использованы: «О.Ф. Обухова отмечает, что Ж. Пиаже…» Использование источника без обозначения ссылки считается плагиатом.
Необходимо дать определение всех ключевых понятий исследования, указав источники, и обозначить границы возрастных периодов, если они упомянуты в теме работы. В конце главы сделать выводы.
Экспериментальная главадолжна включать как минимум два параграфа:
2.1. Описание и обоснование методов исследования
2.2. Анализ результатов и рекомендации
В параграфе 2.1. необходимо:
Перечислить использованные методы и методики, обосновать их выбор и указать источники, из которых они взяты. Методики должны быть изложены подробно в тексте или бланк должен быть приведён в Приложении.
Описать программу исследования (этапы и т.д.).
Описать базу исследования и выборку испытуемых, указав их социально – психологические характеристики (пол, возраст, социальное положение и т.п.).
Охарактеризовать условия (включая даты и место проведения) эксперимента, его этапы и процедуры, упомянув обстоятельства, которые могли повлиять на результат.
В параграфе 2.2 необходимо привести изложение (без теоретической интерпретации) полученных экспериментальных фактов; сводные таблицы первичных результатов, а также графики, диаграммы, схемы с пояснением под каждым из рисунков. Все таблицы, диаграммы, схемы и т.п. должны иметь название и номер. Если какие-то из этих материалов занимают много места, их можно поместить в Приложении. Параграф завершается интерпретацией смысла полученных экспериментальных данных с привлечением теоретических знаний, а также общими выводами по работе. Завершив формулировку выводов, необходимо сформулировать рекомендации.
В заключении должны излагаться основные выводы по работе. Заключение строится как ответ ведению и опирается на формулировку задач: «Решая первую задачу, раскрыли… , показали…» В заключении также необходимо описать возможные дальнейшие направления исследований или практическое применение полученных данных.
Библиографический список должен быть выстроен в алфавитном порядке.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ № 1
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | ||||
лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная работа студента | ||||||
Р.1 | Раздел I. Общие вопросы теории психического развития. Тема 1.1. Предмет, задачи, методы детской психологии. Детство как научная проблема. 1. Предмет, задачи детской психологии. 2. Связь детской психологии с другими науками 3. История детской психологии. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] | |||||||
Тема 1.1. Предмет, задачи, методы детской психологии. Детство как научная проблема. 1. Методологические принципы изучения психологии ребенка. 2. Наблюдение, его виды. 3. Эксперимент в детской психологии, его виды. Методы психологической диагностики: тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей. 4. Опросные методы изучения психики ребенка. 5. Беседа: особенности ведения. 6. Проективные беседы (дополнение незаконченных рассказов, предложений, рассказы детей по картинкам и т.п.). 7. Изучение продуктов деятельности детей. Анализ детских рисунков, результатов и процесса конструирования, труда и т.п. 8. Близнецовый метод исследования факторов, влияющих на вариативность индивидуальных различий детей. 9. Методы изучения взаимоотношений и общения в группе сверстников. Социометрический эксперимент. 10. Основные приемы математической обработки фактического материала. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Тема 1.2. Теории психического развития. 1. Анализ теорий психического развития. Биологизаторская концепция развития психики: теория рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон Э.Геккеля, теория трех ступеней К.Бюллера, теория эмпирического эволюционизма А.Гезелла. 2. Социологизаторская концепция развития психики: теория научения Э.Торндайка, Б.Скиннера, Н.Миллера, К.Халла. Бихевиоризм Дж.Уотсона. 3. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [19.21.22.27.] | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Тема 1.2. Теории психического развития. 4. Концепция социального научения. 5. Психоаналитические теории детского развития: З.Фрейд, М.Клейн, А.Фрейд. 6. Идея спонтанного развития психики в трудах Ж.Пиаже, К.Левина, А.Валлона. Ортогенетическая концепция Х. Вернера.. Эпигенетическая теория Э.Эриксона. 7. Л. С Выготский – создатель новой теории психического развития ребёнка.Теория культурно-исторического развития высших психических функций. 8 . Вопросы теории развития психики в трудах А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, Д. Б. Эльконина. | Проверка конспектов, опрос | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [19.21.22.27.] | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Тема 1.3. Закономерности и динамика психического развития. Факторы психического развития. 1. Предпосылки и условия психического развития. 2. Психическое развитие и деятельность. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [19.21.22.27.] | Проверка конспектов, опрос. | ||||||
Тема 1.3. Закономерности и динамика психического развития. Факторы психического развития. 3. Обучение и воспитание в психическом развитии. 4. Психическое развитие и общение. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [19.21.22.27.] | Проверка конспектов, опрос. | ||||||
Тема 1.4. Возрастная периодизация психического развития. 1. Общая характеристика возраста, физическое и психическое развитие. 2. Основные подходы к построению возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии. 3. Проблема возраста и возрастной периодизации в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [18. 19.21.22.27.] | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Тема 1.4. Возрастная периодизация психического развития. 4. Принципы и основания построения возрастной периодизации психического развития в детском возрасте (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). 5. Кризисные периоды психического развития, причины возрастных кризисов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.). 6. Возникновение новообразований в психическом развитии | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [18. 19.21.22.27.] | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Р.2 | Раздел II. Психологические особенности развития ребенка в младенческом и раннем возрасте. Тема 2.1. Развитие психики в пренатальном периоде 1.Жизнь до рождения. Проблемы перинатальной психологии. 2.Формирование нервной системы в период внутриутробного развития. 3. Рецепторы к моменту рождения. Психологическая связь плода с матерью. 4.Влияние образа жизни матери на психическое развитие до рождения. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [20.23.34] | Проверка конспектов, опрос Проверка конспектов, опрос. | |||||
2.2. | Тема 2.2 . Психическое развитие ребенка в период новорожденности 1. Первый кризис – кризис рождения. 2.Содержание психической жизни новорожденных. 3.Основные новообразования. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [14.21.22.23.24.26] | ||||||
2.3. | Тема 2.3 . Психическое развитие в младенческом возрасте. 1.Общая характеристика младенческого возраста 2. Развитие социальных потребностей ребенка и формы их проявления. 3. Понятие эмоциональной депривации и её последствия для психического развития ребёнка. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | [ 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.] [14.18.20.24. 29.33.] | Проверка конспектов, опрос. | |||||
4.Эмоциональное общение со взрослыми как ведущий вид деятельности в младенчестве. 5. Основные линии развития в младенческом возрасте. 6. Основные достижения младенческого возраста. | [ 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [16.21.23.] | ||||||||
2.4. | Тема 2.4. Психическое развитие в раннем возрасте. 1. Значение раннего детства для развития ребенка. 2. Предметная и другие виды деятельности. Тема 2.4. Психическое развитие в раннем возрасте. 3. Социальная ситуация развития. 4. Предпосылки формирования личности. 5. Проблемы кризиса трех лет. | Схемы, таблицы . Стимульный материал. Схемы, таблицы . Стимульный материал. | [ 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [16.18.23.24.25. 29.31.33.] [ 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10] [16.18.23.24. 29.33.] | Опрос. Зачёт | |||||
Р.3 | Раздел 3. Психология дошкольного возраста | ||||||||
Тема 3.1.Общая характеристика психического развития дошкольника 1. Переход от раннего детства к дошкольному. 2. Анализ социальной ситуации развития. 3.Общие условия психического развития дошкольников. | Схемы, таблицы . Стимульный материал. | [ 1.3.4.5.] [18.19.20.] | Проверка конспектов, опрос. | ||||||
Тема 3.2.Психлогическая характеристика видов деятельности дошкольника | |||||||||
Тема 3.2.1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте: 1. Игровая деятельность. 2. Анализ теорий игры. 3. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роли, правила, игровые действия, игровой материал. 4. Этапы, уровни игры. | [ 1.3.4.5.] [2.19.43.] | Проверка конспектов, опрос. | |||||||
Тема 3.2.2.Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте 1. Изобразительная деятельность. 2. Формирование предпосылок изобразительной деятельности. 3. Этапы и выразительные средства. 4. Диагностика возможностей. 5. Конструктивная деятельность дошкольников, ее специфика, этапы развития. | Схемы, таблицы . Стимульный материал. | ||||||||
Тема3.2.3. Психологическая характеристика элементарной трудовой деятельности в период дошкольного детства 1. Формирование предпосылок трудовой деятельности детей. 2.Представления о труде взрослых в структуре психологической подготовки детей к труду. Интерес к профессиональной деятельности взрослых. 3.Влияние трудовой деятельности детей на развитие их личности, эмоционально-волевой и познавательной сферы. 4. Роль взрослых в становлении элементарной трудовой деятельности детей. | Схемы, таблицы . Стимульный материал. | ||||||||
Тема 3.2.4. Особенности начальных форм учебной деятельности в дошкольном возрасте 1. Специфика учебной деятельности дошкольников. 2. Психологический анализ содержания и методов обучения детей дошкольного возраста. 3.Обучаемость как общая способность к усвоению знаний, ее уровни. 4.Социально-психологические условия эффективной организации учебной деятельности в период дошкольного детства. | |||||||||
3.3 Познавательное развитие в дошкольном возрасте | |||||||||
Тема 3.3.1.Сенсорное развитие дошкольников 1. Сенсорное развитие дошкольников. Современные исследования сенсорных способностей дошкольников. 2. Этапы сенсорного развития. | [ 1.3.4.5.] [2.19.43.] | Проверка конспектов, опрос. | |||||||
Тем3.3.2.Развитие внимания детей в дошкольном возрасте 1.Возрастные особенности внимания детей. 2.Способы организации внимания детей. 3.Расстройства внимания, способы их предупреждения и коррекции. | Схемы, таблицы . Стимульный материал. | [ 1.3.4.5.] [7.12.15.] | |||||||
Тема3.3.3. Развития памяти в дошкольном возрасте 1.Особенности мнемической деятельности. 2.Индивидуальные особенности памяти. 3.Приёмы развитие памяти. | [ 1.3.4.5.] [18.19.42.] | Проверка конспектов, опрос. | |||||||
Тема3.3.4 Развитие речи в дошкольном возрасте 1. Становление речи в дошкольном возрасте. 2.Развитие форм и функций речи у дошкольников. 3.Усвоение грамоты в процессе обучения. | [ 1.3.4.5.] [12.16.42.] | Проверка конспектов, опрос. | |||||||
Тема 3.3.5. Развитие мышления в дошкольном возрасте 1.Развитие мышления у детей дошкольного возраста. 2.Поэтапное формирование умственных действий и понятий. 3.Индивидуальные различия. | |||||||||
Тема 3.3.6.Развитие воображения в дошкольном возрасте 1.Развитие воображения в дошкольном детстве. Зависимость воображения от опыта ребенка. 2.Особенности воображения дошкольников: наглядность, подвижность, изменчивость фантастических образов, их яркая эмоциональная окраска. 3.Освоение приемов создания образов воображения. 4.Возможные отклонения в развитии воображения у детей. Профилактика и пути коррекции отклонений. |
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №4
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия | Наглядные, методические пособия | Литература | Формы контроля знаний | ||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа студента | ||||||
Р.3.4 | Развитие личности в дошкольном возрасте | Таблицы, схемы, стимульн. материал | [1,3,4,5.]6,7,8,9,10]; [1,3,6.]; | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Т.3.4.1 | Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольника 1.Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе. 2.Условия развития высших чувств у детей.. 3.Особенности развития волевого поведения детей. 4.Пути коррекции эмоционально-волевой сферы в дошкольном детстве. | |||||||||
Т.3.4.2 | Развитие индивидуального самосознания в дошкольном возрасте 1.Структура личностной индивидуальности ребенка дошкольника. 2.Формирование психологического образа «Я». 3.Развитие самосознания, самооценки и уровня притязаний. 4.Роль позитивной «Я» – концепции в развитии личности дошкольника. | Проверка конспектов, опрос. | ||||||||
Т.3.4.3 | Темперамент и характер в дошкольном детстве 1.Развертывание темперамента в дошкольном детстве. 2.Психологическая характеристика детей разных типов темперамента. 3.Учёт индивидуальных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе. 4.Развитие характера. | [1,3,4,5,6,7,8,9.] [] | ||||||||
Т.3.4.4 | Развитие способностей в дошкольном возрасте 1.Анализ концепций способностей. 2.Проблема способностей и одаренности в детском возрасте в современных психологических исследованиях. 3.Развитие у дошкольников практических и познавательных способностей. | |||||||||
Р3.5 | Межличностные отношения и общение в дошкольном возрасте | Таблицы схемы, стимульн. материал. | [1,3,4,5,6,7,8,9.] | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Т.3.5.1 | Развитие общения в дошкольном возрасте 1.Развитие внеситуативно-личностного и внеситуативно-познавательного общения у детей дошкольного возраста. 2.Развитие мотивов и средств общения. Специфика общения в разных видах деятельности. 3.Психологический анализ трудностей общения. 4.Преодоление трудностей общения между детьми, коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе. | - | ||||||||
Т.3.5.2 | Межличностное взаимодействие в детской группе 1. Группа детского сада как первая официальная социальная группа ребенка. 2. Структура межличностного взаимодействия в дошкольной группе. 3.Половая дифференциация в системе отношений. | - | ||||||||
Т.3.5.3 | Психологический конфликт в детской группе 1.Психологический анализ трудностей общения. 2.Психологический конфликт в системе межличностных отношений у дошкольников 3.Коррекция межличностного взаимодействия в дошкольной группе. | - | ||||||||
Р.4 | Социально-психологические проблемы подготовки детей к обучению в школе | Таблицы, схемы, стимульн. материал | [1,3,4,5,6,7,8,9.]; [1,3,6.]; | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Т4.1 | Психологическая характеристика переходного периода в развитии детей 6 - 7 лет. Кризис 7 лет 1. Психологическая характеристика переходного периода в развитии детей 6 – 7 лет. 2. Содержание основных фаз переходного периода. 3.Проблема кризиса семи лет. Ведущие новообразования личностного и психического развития шестилеток. | - | ||||||||
Т.4.2 | Психологическая готовность к обучению к школе 1.Социально-психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе 2.Мотивационно-волевая готовность к школе. 3. Интеллектуальная готовность к обучению в школе. 4.Проблема адаптации первоклассников к новым условиям деятельности и общения | |||||||||
Р. 5 | Психология младшего школьника | Таблицы, схемы, стимульн. материал | [1,3,4,5,6,7,8,9.]; [1,3,6.]; | Проверка конспектов, опрос | ||||||
Т.5.1 | Социальная ситуация развития младшего школьника 1. Общая характеристика возраста. 2. Социальная ситуация развития. 3. Развитие интеллектуально-познавательных функций. 4. Современные проблемы психологии обучения младших школьников. | |||||||||
Т.5.2 | Развитие личности и межличностное взаимодействие в младшем школьном возрасте 1.Факторы психосоциального развития. 2.Возрастные особенности формирования индивидуального сознания. 3.Особенности межличностных отношений в школьном классе. 4.Педагогические конфликты и способы их разрешения. | |||||||||
экзамен |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ № 3
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | ||||
лекции | практические (семинарские) занятия | лабораторные занятия | управляемая самостоятельная работа студента | ||||||
Р.1 | Раздел I. Общие вопросы теории психического развития. Тема 1.1. Предмет, задачи, методы детской психологии. 1. Краткий исторический очерк развития детской психологии. 2. Возникновение детской психологии как самостоятельной отрасли знания. 3. Первые систематические наблюдения за детьми. 4. Экспериментальная детская психология. 5. Наблюдение, его виды. | 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. //Избранные психологические труды в 2-х томах. – М., 1980. 2. Божович Л.И. Личность и ее . формирование в детском возрасте. М., 1968. 3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопр. психол. – 1978, № 4; 1979, № № 2,4.Эриксон Э. Детство и общество. – М., 1992 / | |||||||
1.1. | 6. Эксперимент в детской психологии, его виды. 7. Методы психологической диагностики: тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей. 8. Опросные методы изучения психики ребенка. Беседа и её разновидности.: 9. Изучение продуктов деятельности детей. Анализ детских рисунков, результатов и процесса конструирования, труда и т.п. 10. Близнецовый метод исследования. 11. Проективные методики. 12.Основные приемы математической обработки материала. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | 1.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1998. 2.Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. 3.Немов Р.С. Психология. Кн.2 – М., 1998. 4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. 5.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М: Аспект Пресс, 2001 – С.179-206. | Проверка конспектов, опрос. | |||||
1.2. | Тема 1.2. Теории психического развития. 1.Биологизаторская концепция развития психики: теория рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон Э.Геккеля, теория трех ступеней К.Бюллера, теория эмпирического эволюционизма А.Гезелла. 2. Социологизаторская концепция развития Стимульный материал психики: теория научения Э.Торндайка, Б.Скиннера, Н.Миллера, К.Халла. Бихевиоризм Дж.Уотсона. | Схемы, таблицы. Стимульный материал. | . Бюлер К. Очерк /духовного развития ребенка. – М., 1936. 2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. 3. 3.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ № 4
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособ |