Психологическая характеристика личности учителя

Субъектность педагога

Психологи выделяют следующие свойства субъектности педагога:

• психофизиологические (индивидные) свойства субъекта (задатки), выступающие как предпосылки осуществления им своей профессиональной роли;

• способности;

• направленность и другие личностные свойства;

• профессионально-педагогические и предметные знания и умения (И.А.Зимняя, 1997).

Одно из принципиальных положений педагогики со­стоит в том, что интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность форми­руется личностью. В данном случае яркая, неординар­ная, привлекательная личность учителя выступает важ­нейшим условием и средством достижения успеха в, воспитательной и образовательной деятельности. Важ­нейшим из требований, предъявляемых к педагогу-про­фессионалу, является чёткость его социально-профес­сиональной позиции, в которой он выражает себя в качестве субъекта педагогической деятельности.

Под позицией педагога мы понимаем систему тех интеллектуальных, волевых, и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности. С одной стороны, она оп­ределяется требованиями, ожиданиями и возможнос­тями, предъявляемыми и предоставляемыми ему об­ществом. А с другой стороны, необходимо учитывать действие внутренних источников активности личнос­ти педагога — его влечения, переживания, мотивы, цели, ценностные ориентации, мировоззрение и иде­алы. Другими словами, в позиции педагога проявля­ется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Позицию педагога в этой связи можно трактовать как совокуп­ность и взаимодействие двух её составляющих — со­циальной и профессиональной.

Социальная позиция педагога

Социальная позиция педагога базируется на системе взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сфор­мированных у выпускника общеобразовательной шко­лы, намеревающегося посвятить себя учительской про­фессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и го­товность к деятельности; является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, фор­мирующееся на основе широкого спектра духовных отно­шений личности, во всех видах деятельности, профессио­нально значимых для неё. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет, какой бы то ни было прямой зависи­мости, поскольку воспитание всегда строится на осно­ве личностного взаимодействия. Именно поэтому пе­дагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике.

Никакой психоанализ не поможет выявить источники активнос­ти педагога в сложившейся ситуации, если он сам объ­ясняет свое решение интуицией. На выбор профессио­нальной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типо­логические особенности личности, темперамент и ха­рактер.

психологическая характеристика личности учителя - student2.ru Л.Б.Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций (рисунок 3). Каждая из этих позиций может давать положитель­ный и отрицательный эффект в зависимости от лич­ности воспитателя. Но всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрыва­ние ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, по­давление его инициативы и т.п. Одни педагоги счита­ют: «Учителем надо родиться». Другие (например, А.С.Макарен­ко), что в педагогической дея­тельности главное - умения, квалификация педагога.

психологическая характеристика личности учителя - student2.ru

Рис.3. Типичные ролевые позиции педагога (по Л.Б.Ительсону)

В научных источниках принято считать, что педаго­гический талант — высшая степень способностей лич­ности, обеспечивающих возможность наиболее успеш­ного, творческого выполнения педагогической деятельности. Как видно, ключевое слово здесь — способность. Точно также установим, что понятие «педагогическая квалификация» означает подготовленностьиндивида к педагогической деятельности, т.е. наличие у него спе­циальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления этой деятельности. Здесь ключевым сло­вом является «подготовленность». Сравнивая эти поня­тия, приходим к выводу, что способность личности как индивидуальную её особенность, являющуюся услови­ем успешного выполнения учительской работы, невоз­можно свести к пресловутым ЗУНам, то есть таланту нельзя научить.

Очевидно, прекрасным педагогом может стать тот, чей педагогический талант будет дополнен специаль­ным педагогическим образованием иполучит развитие в практической педагогической деятельности. Настоя­щим педагогом может и не стать тот, кто полагается только на свой педагогический талант или только на полученное им педагогическое образование.

Наши рекомендации