Тема 3. Методы и формы обучения
Метод обучения. Характеристика метода восприятия-усвоения: монологически-диалогического изложения и изучения материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция, визуального изучения явлений (иллюстрация и демонстрация), самостоятельная работа с источниками (изучение документов, работа с учебником, пользование справочной литературой). Методы восприятия-воспроизведения (проблемная ситуация, игровая ситуация, учебная дискуссия, учебный лабораторный эксперимент, упражнение, взаимообучение, опорный конспект, метод контрольных проверочных работ, зачетно-экзаменационный метод, самостоятельный поиск. Формы обучения.
История развития и становления методов обучения носит своеобразный характер. Ученые - педагоги наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения.
Методы обучения достаточно разнообразны. Разработкой методов занимались такие авторы, как Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Е.И.Перовский и др.
Метод в переводе с греческого обозначает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом понимают способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Студентам предлагается заполнить модель.
Затем предлагается на основе выполненного задания сделать сравнительный анализ с принципами дидактики, предложенного педагогом.
Классификация методов обучения
словесные | наглядные | практические | Дидактические игры |
Рассказ | Иллюстрации | Упражнение | игра |
Объяснение | Демонстрации | Лабораторные | |
Беседа | Практические | ||
Дискуссия | |||
Лекция | |||
Работа с книгой |
Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала следующим образом:
Методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности | ||||
Объяснительно-иллюстративный | репродуктивный | исследовательский | Проблемного изложения | Частично-поисковый |
Глоссарий:
проблемная ситуация,
игровая ситуация,
учебная дискуссия,
учебный лабораторный эксперимент,
упражнение,
взаимообучение,
опорный конспект,
Тема 4. Содержание воспитательного процесса
Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса.
Содержание воспитательного процесса это то, чем наполнено организуемое педагогами взаимодействие ребенка с миром и взаимодействие педагога с ребенком, это то, что наполняет любого вида деятельность человека: труд. познание, худ. творчество или общение.
Любая деятельность д.б. мотивирована. Педагогическое взаимодействие является одним из главных моментов в воспитательном процессе.
А.С.Макаренко первый провозгласил отношение в качестве основного объекта внимания педагога.
«Отношение – это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельности)».
Отношение является центральной категорией воспитания.
Профессиональное мастерство педагога предполагает:
ü умение воспринимать отношение,
ü видеть тенденции его развития,
ü интерпретировать проявления отношения с точки зрения современной культуры,
ü уметь ярко свое личностное отношение,
ü корректировать формы его проявления.
Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «справедливость», «равенство»…когда само отношение выступает в качестве ценности.
Формирование ценностного отношения к человеку предполагает (по мнеиюП.И.Пидкаситского):
ü уважать автономию, интересы другого человека
ü оказывать помощь человеку
ü быть эмпатичным, т.е. понимать человека во всех его проявлениях. Объясняя и оправдывая то, что кажется странным
ü содействовать благу человека
Ценностная ориентация на человека становится базой для правильных устойчивых отношений и становится для людей такими качествами личности, как: дисциплинированность, совестливость, доброжелательность, великодушие самоотверженность и результатом этих качеств становится гуманность.
Формирование ценностного отношения к жизни предполагает(по мнеию П.И.Пидкасистого):
ü признание права на жизнь каждого человека
ü бережливость по отношению к любым проявлениям жизни
ü восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах.
ü Содействие жизни по мере сил и способностей
ü Характеристика образа жизхни, достойной человека
ü Осмысленная жизненная позиция
ü Сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта
Формирование ценностного отношения к труду предполагает(по мнеию П.И.Пидкаситского):
ü Формирование патриотизма, как ценностного отношения к отечеству
Формирование ценностного отношения к жизни предполагает(по мнеию П.И.Пидкасистого):
Формирование ценностного отношения к природе предполагает(по мнеию П.И.Пидкасистого):
Глоссарий:
Категория
Отношение
Ценность