Тема 8. Психологическая характеристика личности.
Личность- понятие социальное, хотя имеет значение и биологические факторы.
К. Маркс определил личность, « как совокупность всех общественных отношений».
Изучением личности занимается история, психология, философия.
Личность-это конкретный человек, включенный в определенные существенные отношения и является деятелем общественного развития.
( ребенок – личность развивающаяся)
Индивид- член человеческого рода, они не всегда бывают личностью.(идиотизм)
Индивидуальность-это своеобразное сочетание психических и физических особенностей, которые дает человеку неповторимость.
Условия развитие личности
Воспитание и обучение
Точка зрения ученых на процесс воспитания и обучения:
Ж. Пиаже, Инельдер- развитие совершается спонтанно, а воспитание должно следовать за развитием.
Торндайк, Уотсон – отождествляют обучение и развитие.
Брунер – обучение зависит от развития.
Л.С. Выготский – подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания, выделил два уровня :
Уровень актуального развития -это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.
Зона ближайшего развития– это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества с взрослым.
2. Активность- развивается на всех этапах его психического развития в разных видах деятельности.
3.Среда и наследственность- многие психологи утверждают, что биологические и средовые факторы нельзя рассматривать изолированно, т.к. с момента рождения они находятся во взаимодействии.
Значение социальных условий формирования личности. Осознание «Я» и формирование самооценки. Реализация типичных для данных ступеней со взрослыми и со сверстниками отношений. Формирование структуры будущей личности в дошкольном возрасте. Влияние деятельности на формирование деятельности.
Концепция социального развития З. Фрейда базировалась на предположении, что социальные связи берут начало в удовлетворении элементарных физиологических потребностей.
Теория социального научения. Бихевиористы считали, что младенцем движут базовые потребности в еде, питье уменьшении боли.
Первичное подкрепление -событие, связанное с удовлетворением потребности.
Вторичное подкрепление- люди или предметы, присутствующие при удовлетворении потребности.
В зависимости от этих подкреплений ребенок и тянется к матери, завися напрямую от нее.
Гуманистическая психология- люди поступают в соответствии волей и действуют творчески; эта теория тесно связана с философией экзистенциализма.
Экзистенциализм -направление в философии ХХ века, в центре внимания которого стремление человека найти смысл своего существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами.
Самоактуализация- полная реализация потенциала индивидуума
Личность- активна.
Каковы источники этой активности?
Одной из распространенных и популярных является теория Зигмунда Фрейда:
- он и его последователи являются биологизаторами. Суть этой теории состоит в том, что источник развития личности лежит в инстинктах (половой, самосохранения, разрушения) По Фрейду активность человека объясняется тем, что личность вырывается из общественных ограничений. Поскольку общество ограничивает человека, инстинкты уходят в сферу бессознательного.
- Человек стремится быть активным, на эту активность его толкают инстинкты.
Еще одна теория, которая изучает личность - социологизаторская. Здесь главный акцент делается на социологические (общественные) факторы- представители неофрейдисты:
- Источником активности является среда.В их трактовке человек является пассивным слепком со среды. У человека возникают бессознательные влечения, которые диктует среда (т.е. какова среда, таков и человек)
Понимание активности не может ограничиваться отношением к различным интерпритациям субъективности человека и окружающего мира. Необходим анализ потребностей, которые удовлетворяет субъект, действуя в мире. Подлинный источник активности развития личности взаимодействие со средой. Это взаимодействие вызывается необходимостью удовлетворить свои потребности.
Тема 8. Потребности и мотивы