Тема 3. Психические процессы. Ощущения и восприятие.
Ощущение. Функции ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, локализация. Адаптация ощущений. Виды ощущений. Пороги чувствительности.
Восприятие. Функции восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Восприятие человека человеком, восприятие пространства
Ощущения и восприятие.
Ощущение-отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Функции ощущения:
1 Основа для более сложных познавательных процессов
2 Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания
3 Предоставляет сенсорный материал дл создания психических образов
Свойства ощущений:
1 Качество
2 Интенсивность
3 Длительность
4 Пространственная локализация раздражителей
5 Адаптация ощущений.
Анализатор -анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
Классификация ощущений
Виды ощущений | ||
По взаимодействию рецептора с раздражителем | По расположению рецепторов | По ведущему анализатору |
Дистантное | Экстерорецептивное | Зрительное |
Контактное | Интерорецептивное | Слуховое |
проприоцептивное | Осязательное | |
Мышечно-суставное | ||
Обонятельное | ||
Вкусовое | ||
Температурное | ||
болевое |
Пороги чувствительности. Нижний порог чувствительности. Верхний порог чувствительности. Разностный порог чувствительности.
Восприятие –отражение человеком в целом предмета или явления при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Развитие восприятия выступает как овладение различными видами перцептивных действий, обеспечивающих адекватное отражение окружающих предметов и их свойств.
Проблемой развития восприятия в дошкольном детстве занимались следующие авторы: Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, И.Д. Венеев, Т.В. Лаврентьева, Е.В. Проскура, В.В. Холмовская и др.
Одной из центральных проблем формирования перцептивных действий является проблема происхождение тех «сенсорных эталонов» (А.В. Запорожец), с которыми сопоставляются наличные свойства обследуемых объектов.
Свойства восприятий:
1 Осмысленность и обобщенность
2 Предметность восприятия
3 Целостность восприятия
4 Структурность восприятия
5 Избирательность восприятия
6 Константность восприятия
Классификация ощущений
Виды восприятий | ||
По ведущему анализатору | По форме существования материи | По форме психической активности |
Зрительное | Восприятие цвета и формы. | Преднамеренное |
Слуховое | Восприятие времени | Непреднамеренное |
Осязательное | Восприятие пространства | |
Вкусовое | Восприятие человека | |
Обонятельное | Восприятие движений | |
Кинестетическое | Восприятие целого и части |
Восприятие цвета и формы. Утверждение Г. Фольклета, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме» было опровергнуто советскими психологами. Они показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета.
Восприятие целого и части. Факты, полученные исследователями В. Штерн, С.Н. Шабалин, Ф.С. Розенфельд и др. указывают, что дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета.
Синкретизм – осмысление предмета по одной несуществующей его части. (Э.Клаперад).
Восприятие времени.Значительно более трудная задача, чемвосприятие пространства. Дети долго не понимают объективного движения времени.
Восприятие пространства. Развитие ориентировки в пространстве, как показывают исследования А.Я.Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка.
Восприятие человека.Этот процесс формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребность в общении.