Занятие 7. Когнитивное развитие подростка
Цель занятия:Расширить представления студентов о развитии познавательной сферы подростков. Углубить понимание студентами основных закономерностей развития мышления в подростковом возрасте.
понятия:словесно-логическое, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексивность, интеллектуализация познавательных процессов.
Содержание темы:
1. Основные направления развития мышления подростка.
2. Осознание собственных интеллектуальных операций и способности управления ими.
3. Взаимодействие видов мышления в подростковом возрасте.
Базовый учебник
1.Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.
Список источников и литературы
2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1997.
4. Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс
5. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2005. -992 с.
6. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.
ТЕМА 6. Новообразования подросткового возраста
Занятие 8.
Цель занятия: Обобщить и закрепить представления студентов о новообразованиях в подростковом возрасте.
Понятия:чувство взрослости, рефлексия, самосознание
Вопросы для обсуждения
1 Личностные новообразования в подростковом возрасте.
2 Чувство взрослости – основное новообразование личности подростка.
3 Новообразования в познавательной сфере подростка.
4 Новообразования в деятельности.
Базовый учебник
1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.
6.1. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанным в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).Методические рекомендации
В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации.
Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:
1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.
2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:
· Учебники, учебные и методические пособия;
· «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;
· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;
· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.
3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.
4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции.
5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
· уровень освоения учебного материала;
· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;
· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
· оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.
7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.
6.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||||
подготовка конспектов выступлений на семинаре | реферирование литературы | подготовка докладов, презентаций, рефератов | составление аналитических таблиц | выполнение заданий по самопроверке | выполнение заданий поисково-исследовательского характера и подготовка отчетов по результатам работы | |||
1. | Тема 1. Общепсихологическая характеристика отрочества. | |||||||
2. | Тема 2 Основные характеристики развития психики подростка. | |||||||
3. | Тема 3. Деятельность подростка | |||||||
4. | Тема 4. Развитие личности подростка | |||||||
5. | Тема 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте | |||||||
6. | Тема 6. Новообразования подросткового возраста |
План-график самостоятельной работы студентов
Формы самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | ||||
Выполнение заданий по самопроверке | Тема 1. Общепсихологическая характеристика отрочества. | + | Проверочная работа | ||
Подготовка докладов, презентаций, рефератов | + | Оценка сообщения на занятии | |||
Составление аналитических таблиц | Тема 2 Основные характеристики развития психики подростка | + | Устное собеседование, оценка работы на занятиях | ||
выполнение заданий по самопроверке | + | Проверочная работа | |||
реферирование литературы | Тема 3. Общение со сверстниками – ведущая деятельность подростка | + | Проверка конспекта | ||
подготовка конспектов выступлений на семинаре | + | Оценка выступления на семинаре | |||
выполнение заданий по самопроверке | + | Проверочная работа | |||
подготовка конспектов выступлений на семинаре | Тема 4. Развитие личности подростка | + | Оценка выступления на семинаре | ||
выполнение заданий по самопроверке | + | Проверочная работа | |||
подготовка докладов, презентаций, рефератов | + | Оценка сообщения на занятии | |||
составление аналитических таблиц | Тема 5. Развитие познавательной сферы в подростковом возрасте | + | Устное собеседование, оценка работы на занятиях | ||
выполнение заданий по самопроверке | + | Проверочная работа | |||
составление аналитических таблиц | Тема 6. Новообразования подросткового возраста | + | Устное собеседование, оценка работы на занятиях | ||
выполнение заданий по самопроверке | + | Проверочная работа | |||
подготовка докладов, презентаций, рефератов | + | Оценка сообщения на занятии |
6.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
1. Роль и место подросткового возраста в системе возрастов.
2. Социальная ситуации развития в подростковом возрасте.
3. Анатомо-физиологические предпосылки психического развития подростка.
4. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка.
5. Психологическая характеристика общения подростка.
6. Развитие ощущения и восприятия в подростковом возрасте.
7. Развитие внимания в подростковом возрасте
8. Развитие памяти в подростковом возрасте
9. Развитие воображения в подростковом возрасте
10. Развитие мышления в подростковом возрасте
11. Словесно-логическое мышление как основное новообразование когнитивной сферы подростка.
12. Основные направления развития личности в подростковом возрасте.
13. Развитие самосознания в подростковом возрасте
14. Развитие самооценки подростка
15. Формирование характера подростка
16. Эмоциональная сфера подростка
17. Мотивационная сфера подростка
18. Развитие воли в подростковом возрасте
19. Отношения подростка со сверстниками
20. Отношения подростка со взрослыми
21. Чувство взрослости как основное новообразование личности подростка.
Методические рекомендации
Реферат – это один из способов получения информации по изучаемому предмету студентами. Данный вид работы служит показателем уровня его самостоятельности и активности в учебном процессе. Успешное выполнение реферата предполагает понимание студентом сущности изучаемых явлений, их закономерностей, его умение самостоятельно делать выводы и обобщения. При выполнении реферата студенту необходимо использовать предложенную основную литературу и дополнительные источники, что обязательно учитывается при оценке работы.
Реферат должен иметь следующую структуру:
1. титульный лист,
2. план,
3. основная часть с выводами по изученному материалу,
4. список используемой литературы (обязательно наличие ссылок на литературный источник).
Объем не менее 10 печатных страниц, размер шрифта 14, интервал 1,5.
7. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
1. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. ; 22 см.
2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см.
7.2. Дополнительная литература
1 Алферов А. Д. Психология развития школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Алферов А. Д. - Ростов н/Д : Феникс
2 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Поливанова Катерина Николаевна. - М. : Академия, 2000. - 184 с. ; 21 см.
3 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
4 Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Савенков А. И. - М. : Академия, 2000. - 232 с. ; 21 см.
5 Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000..
6 Психология человека от рождения до смерти[Текст] : младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость : полный курс психологии развития : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Реан А. А. - 2-е изд. - СПб. ; М. : Прайм-Еврознак : ОЛМА-Пресс, 2003
7 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Сапогова Елена Евгеньевна. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с. ; 22 см.
8 Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Кулагина Ирина Юрьевна, В. Н. Колюцкий. - М. : Сфера : Юрайт, 2001.
7.3 Рекомендуемая литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1995.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999
4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66.
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. М., 1995.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
10. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.