Психологическая диагностика детей третьего года жизни.
Психологическая диагностика детей от 2-2,5лет
Функции /Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Конструирование. 1.Предложите ребёнку кубики размером 8 см. куб. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. 2.Затем покажите ребёнку, как можно построить из кубиков поезд с трубой. | Ребёнок должен это сделать без показа. Поезд ребёнок строит после показа(добавляет трубу), что указывает на развитие целенаправленности его поведения | Для успешного выполнения этого задания ребёнку с ЗПР необходимо предварительно показать как это надо делать. Регулирующая роль слова ещё не играет важной роли в психическом развитии ребёнка с ЗПР в отличие от здоровых сверстников. Ребёнок может построить «поезд» из кубиков по подражанию, но не добавляет дополнительных деталей. Это подчёркивает недоразвитие целенаправленности, недостаточное развитие фантазии. |
Дифференцировка геометрических форм. Используется доска с вырезанными не ней геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат). Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребёнку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребёнка что-либо получиться, помогите ему. Далее, вложив все фигуры , вновь выньте их отверстий и предложите ребёнку самостоятельно выполнить задание. | Здоровый ребёнок правильно дифференцирует формы, что указывает на сформированность зрительного восприятия формы, способности устанавливать сходство и различия. | При выполнении этого задания дети с ЗПР не всегда сосредотачиваются на инструкции психолога, производят много пробующих действий без учёта формы объектов. Это указывает на недоразвитие ориентировочной основы действия, внимании, затрудняющее правильную дифференциацию форм. |
Дифференцировка величин (тест с пирамидкой). На глазах у ребёнка снимите кольца с пирамиды и попросите его помочь собрать её снова. Успешное выполнение этого задания демонстрирует способность ребёнка осуществлять систему целенаправленных действий, обнаружить ошибки и исправить их. | Ребёнок двух-двух с половиной лет хорошо справляется с этим заданиями, работая, как правило методом проб и ошибок. Он ещё может перепутать верхние и нижние кольца. | Ребёнок испытывает затруднения при выполнении этого задания, что указывает на недоразвитие целенаправленности действий, трудности понимания инструкции и трудности самоконтроля своих действий. |
Развитие памяти. Попросите ребёнка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул. | Здоровый ребёнок может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий. | Возникают трудности последовательного воспроизведения этих действий из-за неустойчивости внимания. Ребёнок может правильно выполнять 1-3 действия. |
Бытовые навыки | Ребёнок подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. В игре действует взаимосвязано и последовательно ( будит куклу, одевает, кормит, ведёт на прогулку.). Самостоятельно одевается, но ещё не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Выполнение этих действий демонстрирует умение ребёнка осуществлять обобщение для достижения цели, координированные действия. | Подражает отдельным действиям взрослого. Количество действий ограничено, отмечаются непоследовательные , хаотичные действия. Испытывает существенные трудности при застёгивании пуговиц, завязывании шнурков из-за нарушений тонкой моторики. |
Словарный запас. 1. Поставьте на стол несколько знакомых ребёнку предметов: бутылку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку и попросите назвать их. 2. Тест на название изображений. Покажите ребёнку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха и т.д. | 1. Ребёнок называет правильно всё. 2. Ребёнок называет многие картинки из группы: животные, люди, посуда, одежда. | 1. Затрудняется в назывании предметов, хотя может правильно их показать по просьбе взрослого. 2.Испытывают трудности называния предметных картинок, хотя может их показать по инструкции. |
Понимание инструкций. Предложите ребёнку выполнить несколько простых инструкций: дай маме мячик, положи его на стол, дай его мне, подними упавший кубик, принеси мне куклу. | Ребёнок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращённой к нему речи. | Затруднено понимание речевых инструкций, особенно состоящих из трёх и более слов. Понимание улучшается, если дополнительно использовать жесты. |
1.Развитие моторики. Крупной | Ребёнок может приставным шагом перешагивать препятствия , расположенные на полу на расстоянии 20 см друг от друга. | Затрудняется в перешагивании через препятствия. Умения двигаться приставным шагом не сформировано. |
Мелкая моторика. Дайте ребёнку карандаш и бумагу и предложите ему повторить после показа рисунок вертикальной , горизонтальной линий, круга, треугольника. | Ребёнок правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, крупных линий и креста | Затруднено копирование линий, линии нечёткие, может наблюдаться тремор. Вертикальные линии копирует лучше, чем горизонтальные. |
Психологическая диагностика детей от 2,5лет до 3 лет
Функции /Задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Восприятие 1.Складывае кубиков. Определяется степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания. Предложите ребёнку построить из 9 кубиков (8 см3 каждый) башню, поезд, мост. 2. Предложите ребёнку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат),но теперь каждая фигура состоит из двух частей | Здоровые дети выполняют это задание без предварительного показа. Далее, после показа, делают модель поезда с трубой, строят после показа мост. 3.Дети соотносятся фигуры с их местом, но могут затрудняться в их сложении. После показа успешно справляются. | Ребёнок затрудняется в выполнении задания по речевой инструкции. Способен выполнить задание по подражанию. 2.Самостоятельно выполнить задание не удаётся : ребёнок пытается соотнести часть фигуры с местом, но без учёта формы. После прямого показа эффективность выполнения задания возрастает, но сложение из двух частей по-прежнему недоступно. |
Дифференцировка величины предмета. « Пирамидка» | Здоровый ребёнок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер | Ребёнок самостоятельно разбирает и собирает пирамидку, но затрудняется в распределении колец по величине. |
Память. Попросите ребёнка сказать вам , с кем он живёт дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем повторить подряд 3 цифры: 2, 5, 9. | Ребёнок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет цифры подряд | Затруднено повторение фразы из 6-7 слов. Наблюдаются аграмматизмы. Часто отвлекается в процессе инструкции. Объём памяти снижен. |
Развитие пространственных представлений. Сядьте с ребёнком за стол напротив друг друга. Разложите по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребёнком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: «Медвежонок с куклой пошли гулять», убираете со стола свои игрушки и игрушки ребёнка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребёнок сделал так же | Здоровый ребёнок выполняет задание с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях. В целом задание демонстрирует развитие у ребёнка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову. | Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции. |
Оценка словарного запаса | Ребёнок к трём годам называет все предметы , изображенные на картинках( от 10-15 предметов) | Ребёнок с ЗПР может дать картинку с изображенным предметом по инструкции, но затрудняется в её названии |
Развитие двигательной сфер: 1.Крупной моторики | К трём годам ребёнок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трёхколёсном велосипеде | Затруднено выполнение двигательных проб. При выполнении заданий отмечается скованность, неловкость движений. Затруднено формирование двигательных умений (езда на велосипеде) |
2.Оценка тонкой моторики | Ребёнок уже может после показа нарисовать круг, крест, человека | Затруднено выполнение рисуночных тестов. Изображение вертикальных и горизонтальных линий может быть доступно ребёнку , но это умение плохо реализуется при изображении квадрата. Линии неровные, нередко заходят за пределы листа бумаги |
Особенности общения | В процессе общения со взрослыми и детьми ребёнок должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям( делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребёнка, помогать ему. | Особых трудностей в процессе общения со взрослыми и детьми не наблюдается. В связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов (спасибо, пожалуйста). |
В процессе занятий психологу необходимо фиксировать следующие особенности поведения ребёнка:
1. Наблюдается ли страх при предъявлении новых, незнакомых предметов?
2. Как ребёнок сосредотачивается на задании, часто ли отвлекается?
3. Как реагирует на похвалу и поощрение?
4. Проявляет ли избыточную активность в виде двигательной расторможенности, суетливости?
5. Какова речевая активность ребёнка?
6. Проявляет ли аффективные реакции (часто плачет, смеётся, совершает разрушительные действия )?
Характерными признаками ЗПР детей к трёхлетнему возрасту является следующее:
· Недоразвитие речевых функций;
· Недоразвитие навыков самообслуживания;
· Недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
· Недоразвитие игровой деятельности;
· Несформированность возрастных форм поведения.
Недоразвитие речи- проявляется в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в неправильном произношении, в трудностях речевого подражания. Отсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильное произношение, недоступность речевого подражания.
Недоразвитие навыков самообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребёнок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.
Игровая деятельность отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп её развития.
Моторные функции- могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.
ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПЛАН:
1.Показатели психического развития здоровых детей и детей с ЗПР в возрасте 4 лет.
2. Показатели психического развития здоровых детей и детей с ЗПР в возрасте 5 лет.
3. Показатели психического развития здоровых детей и детей с ЗПР в возрасте 6 лет.
4. Показатели психического развития здоровых детей и детей с ЗПР в возрасте 7 лет.
Вопрос. Возраст 4 лет.
Функции /задания | Здоровые дети | Дети с ЗПР |
Общая моторика | Работа рук и ног координирован. При ходьбе не шаркает ногами Умеют бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускается на полусогнутые ноги. При подскоках отрывает ноги от пола. | В процессе ходьбы отмечаются скованные движения, что проявляется в шаркающей походке. Координация движений рук и ног нарушена. При подскоках затруднено отрывание ног от пола, ребёнок часто приседает, имитируя подскоки. |
Мелкая моторика | Любят играть со строительным материалом. Могут самостоятельно завести механическую игрушку. Умеют правильно держать карандаш и самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии | Движения рук некоординированны. Удерживает карандаш и может проводить линии, но отмечается слабый нажим, нарушение плавности и ритма движений. |
Сенсорно-перцептивная функция | Дифференцирует цвета и оттенки, знает название 6 основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Различает пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед. Умеет соотносить предметы по длине, высоте, и ширине. Узнаёт бытовые предметы на ощупь. | Дифференцирует цвета и оттенки по подобию, иногда затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия, не использует их в процессе рисования и конструирования. Затруднено соотнесение предметов по величине. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий. |
Интеллектуальная деятельность | Знает количественные понятия: много, один, мало. Считает до 5. Знает времена года, ориентируется во времени ( день, ночь, утро, вечер). Часто задаёт вопросы: что?, зачем?, почему?. Активно рассматривает сюжетные картинки , при наводящих вопросах называет сюжет. Внимательно слушает сказки, смотрит телепередачи. Речь фразовая, улучшается произношение, уменьшается физиологическое косноязычие. | Если с ребёнком занимались, то он правильно дифференцирует понятия( много, мало, один), может правильно называть времена года. Редко или никогда не задаёт вопросы. Медлительно сосредотачивается на занятии. Слушая сказки отвлекается. Затруднено называние сюжетных картинок. Речевое развитие отстаёт от возрастной нормы. Речь односложная, наблюдаются нарушения произношения звуков. |
Игровая деятельность | Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут. Устойчивый интерес к к играм. Может больше 10 минут заниматься конструированием., строить разнообразные постройки. | Бедность и однообразие сюжета игры, предпочитают подвижные игры сюжетно-ролевым. Продолжительность игр небольшая., часто отвлекается на другие игры и задания. Конструктивная деятельность резко задержана. Отсутствует предварительный замысел постройки. |
Навыки | Самостоятельно одевается, умеет застёгивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки. Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку. Самостоятельно умывается. | Навыки самостоятельности могут быть сформированы. Выполнение отдельных действий (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков) остаётся недоступным в течении длительного времени. |
В данном возрастном периоде ЗПР может проявляться в недоразвитии психомоторных и речевых функций. Это негативно отражается на развитии игровой, сенсорно-перцептивной, интеллектуальной деятельности дошкольника с ЗПР. В этом возрасте можно увидеть признаки той или иной формы ЗПР. Например, у детей с ЗПР церебрально-органического генеза мы наблюдаем следующие особенности:
· Недоразвитие психомоторной функций, наглядно проявляющиеся в недоразвитии мелкой моторики;
· Недоразвитие речевых функций (снижение словарного запаса, нарушения фонематической стороны речи);
· Недоразвитие свойств внимания (отвлекаемость, переключение и объём внимания снижены).
У детей с ЗПР психогенного и соматогенного генеза наблюдается:
· Снижение познавательной активности;
· Негативные эмоциональные реакции при выполнении заданий, в процессе общения со сверстниками;
· Выраженная избирательная активность ( предпочтение любимым играм, в которые ребёнок может играть достаточно долго);
· Повышенная утомляемость, особенно у детей с ЗПР соматогенного характера.
Вопрос. Возраст 5 лет.
Моторика | Движения рук и ног хорошо координированы. Здоровый ребёнок самостоятельно бегает по кругу , при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске или скамейке ( высота 30 см, ширина 20см). Прыгает с высоты без боязни. | При ходьбе опускает голову , движения рук и ног недостаточно координированы. При ходьбе по скамейке наблюдается напряжение, ребёнок с ЗПР пытается ходить боком, приставляя ноги. Во время прыжков заметно напряжение, страх | ||
Сенсорно-перцептивная деятельность | Знает названия цветов и оттенков, использует их в процессе рисования и конструирования. Соотносит с местом геометрические фигуры , знает название основных фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке. При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные её части. Ориентируется в сторонах собственного тела. Правильно показывает и называет сторону тела собеседника. | |||
Интеллектуальная деятельность | ||||
Поведение | ||||
Навыки | ||||
В возрасте пяти лет ещё более отчётливо проявляется форма ЗПР. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной формами ЗПР наблюдаются выраженные нарушения поведения, которые проявляются в повышенной аффектации, в снижении навыков самоконтроля, в наличии патохарактерологических реакций. Такие поведенческие особенности могут наблюдаться и у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В отличие от остальных форм ЗПР у детей этой формы на первый план выступает недоразвитие познавательных процессов и речи.